«Точка» бьет точно: советские плавающие тактические ракетные комплексы

Спецшасси БАЗ-5921 в экспозиции артиллерийского музея в Петербурге (фото автора) Помимо стратегических, дальнобойных ракетных комплексов, а также самоходных зенитных установок, в Советской армии состояли на вооружении машины с ракетами средней дальности для точечных атак по территории противника. Естественно, эти машины должны были уметь передвигаться по любой поверхности: как по земле, так и по воде.

Советская эпоха

В начале 1970-х годов секретный Брянский автозавод приступил к серийному производству второго семейства трехосных корпусных шасси БАЗ-5921/5922, служивших для установки более мощного тактического ракетного комплекса «Точка» с повышенной точностью поражения целей. Как и предыдущая зенитная система «Оса», он базировался на унифицированных полноприводных плавающих автомобилях-шасси с несущими корпусами, равноудаленными ведущими мостами и традиционной бортовой трансмиссией.

Семейство БАЗ-5921/5922 (1971–1990 гг.)

В середине 1960-х первыми эскизными разработками корпусных плавающих машин в секретном СКБ Брянского автозавода были спецшасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922 для будущего тактического ракетного комплекса «Точка», но особая срочность обеспечения армии зенитной системой «Оса» отодвинула их на второй план.

original-09-_-__html_m5596972c.jpg

Пусковая установка ракетного комплекса «Точка» на параде (из архива Л. Суславичуса)


Продолжить эту работу позволило правительственное постановление 1968 года о создании «дивизионного ракетного комплекса высокой точности стрельбы» для поражения малоразмерных (точечных) целей, базирующегося на плавающих шасси высокой проходимости. Их прототипы собрали в конце 1971 года, серийное производство началось в мае 1974-го.

Конструктивно новые автомобили были унифицированы с «легким» семейством 5937/5939 для комплекса «Оса», включая прежний 300-сильный дизель, дополненный двумя радиаторами, и бортовую трансмиссию с 18 карданами. Единственной полноценной новинкой стали более крупные и вместительные сварные корпуса коробчатого сечения с тремя отсеками: переднее отделение управления с входными люками в крыше, центральный моторный отсек и кормовой для размещения специального оборудования. Для семейства «Точка» максимальная скорость составляла 60 км/ч, на плаву — 8 км/ч.


original-09-_-__html_m14281030.jpg

Плавающее 300-сильное шасси БАЗ-5921 для комплекса «Точка». 1976 год (фото автора)


original-09-_-__html_23323e03.jpg

Спецшасси БАЗ-5921 в экспозиции артиллерийского музея в Петербурге (фото автора)


Создание комплекса «Точка» с управ­ляемыми ракетами было продиктовано исчерпанием возможностей прежней системы «Луна-М». В 1973–1974 годах он прошел испытания и в 1976-м был принят на вооружение. В 1989 году его сменил модернизированный вариант «Точка-У» с увеличен­ной дальностью стрельбы. Их сборкой занимался Ижевский электромеханический завод (ИЭМЗ), сегодня — Ижевский электромеханический завод «Купол». Эти системы по­ступали на вооружение ракетных дивизионов мотострелковых и танковых диви­зий Советской армии, а также в страны Варшавского договора и ряд государств Азии и Африки.


original-09-_-__html_mab7f35f.jpg

На параде пусковые установки тактического комплекса «Точка» (из архива автора)


original-09-_-__html_m17dc069b.jpg

Комплекс «Точка» на шасси БАЗ-5921 в польской армии (из архива Л. Суславичуса)


original-09-_-__html_m68d2e91.jpg

«Точка-У» в боевом положении на четырех гидроопорах (из архива автора)



На шасси БАЗ-5921 грузоподъемностью 6,3 т с экипажем из четырех человек монтировали оборудование пусковых установок 9П129 и 9П129М для комплексов «Точка» и «Точка-У» соответственно. Внешне эти машины отличалась клиновидной передней частью корпуса, небольшими лобовыми и узкими треугольными боковыми окнами с пуленепробиваемыми стеклами.


original-09-_-__html_2f2c6793.jpg

Серийное шасси БАЗ-5921 для тактических систем «Точка». 1976 год (фото автора)


original-09-_-__html_m7be3b704.jpg

Высокий герметизированный корпус БАЗ-5921 с домкратами и водометами (фото автора)


В кормовой части была смонтирована подъемная рампа с направляющими для запуска одной ракеты. Для скрытности и неожиданности нанесения ракетного удара ее подъем в боевое положение осуществлялся всего за 15 секунд до старта. В транспортном положении ракета размещалась горизонтально, а для сохранности груза и маскировки задний отсек сверху закрывался двумя боковыми створками с дистанционным управлением.


original-09-_-__html_m7539cd8.jpg

Модернизированная система «Точка-У» на плавающем шасси БАЗ-5921 (из архива БАЗ)


original-09-_-__html_m68919823.jpg

Машина 9П129М «Точка-У» в транспортном положении (фото Д. Гладкого, Минск)


original-09-_-__html_m5662d3e0.jpg

«Точка-У» возвращается с последнего советского военного парада. 1990 год (фото автора)



В обоих исполнениях комплекса «Точка» автомобиль БАЗ-5922 с полезной нагрузкой 6,8 т применялся для монтажа оборудования ТЗМ 9Т218 и 9Т218-1. Его оборудовали собственным корпусом с укороченным отделением управления для экипажа из двух человек, повышенной площадью остекления и увеличенным открытым кормовым отсеком с тентованным верхом. В нем на специальных ложементах размещались две полностью снаряженные и готовые к пуску ракеты. Их перегрузку осуществлял гидрокран заднего расположения.


original-09-_-__html_m5d190ad8.jpg

Шасси БАЗ-5922 для транспортно-заряжающих машин «Точка» (фото Л. Гоголева, Киев)


original-09-_-__html_mcd34541.jpg

Размещение двух ракет 9М79 в грузовом отсеке машины 9Т218 (из архива БАЗ)



В 1980-е годы для повышения надежности и экономичности на двух шасси смонтировали 260-сильные дизели КамАЗ-7403. После испытаний прототипов БАЗ-5921М и 5922М в горной и жаркой пустынной местности оказалось, что в закрытых отсеках система охлаждения серийных силовых агрегатов не справляется со своими функциями и приводит к быстрому перегреву двигателей. Во времена перестройки их модернизация не состоялась. Выпуск комплексов «Точка» заморозили в 1990 году.


original-09-_-__html_154a7c8e.jpg

Опытное шасси БАЗ-5921М с 260-сильным дизелем КамАЗ. 1980 год (из архива 21 НИИЦ)


Современность

Впоследствии на новых шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922, которые находились на базах хранения Министерства обороны РФ, а также на списанных машинах, прошедших капитальный и восстановительный ремонт или реконструкцию, продолжилась установка модернизированных систем вооружения, радиотехнических средств и других видов военной техники. В 1995 году на них предполагалось создание командно-штабной ма­шины, но дальше эскизного проекта дело не пошло.

С 2005 года БАЗ предлагает реконструированный 300-сильный транспортер БАЗ-59223 с задним герметизированным откидным бортом для перевозки 7 т воинских грузов, эвакуации 15–20 человек или установки специального оборудования.


original-09-_-__html_m89aa79a.jpg

Многоцелевое 20-местное транспортное шасси БАЗ-59223 (из проспекта БАЗ)


original-09-_-__html_m75c5f757.jpg

Погрузка вездехода в кузов машины БАЗ-59223 с задним откидным бортом (из проспекта БАЗ)



В 2007 году на вооружение была принята мобильная радиолокационная станция наземной, воздушной и надводной разведки «Кредо-1С» армейского звена. Она базируется на модернизированном шасси БАЗ-5921 с дополнительным комплектом локального бронирования, взрывобезопасным топливным баком, двумя домкратами и кондиционером в отсеке управления. На ней смонтировано 15-метровое подъемно-мачтовое устройство с радиолокационной станцией «Кредо-1» с зоной обзора до 40 км и комплекс оптико-электронной разведки.

Что дальше?

Уникальные плавающие тактические ракетные комплексы «Точка» с корпусными шасси, как и сходные с ними зенитные системы «Оса», остались высшими военно-техническими достижениями СССР, не имевшими иностранных аналогов. До сих пор они состоят на вооружении Российской армии, но в конструктивном плане развития так и не получили. Сегодня их роль выполняют новые более мощные и надежные сухопутные машины, оснащенные точным и эффективным вооружением с увеличенной дальностью поражения.


original-09-_-__html_m500ce4ea.jpg

Радиолокационная станция «Кредо-1С» на доработанном шасси БАЗ-5921 (из архива автора)


Читайте также:



Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
0 комментариев

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings