Опции из Toyota Crown в ВАЗ-2101: эксклюзивные автомобильные гаджеты СССР

В советских автомобилях было в лучшем случае всего два электронных устройства – коммутатор зажигания и радиоприемник, причем некоторые модели успешно обходились и без того, и без другого. А комфорта и удобства, которые способна дать электроника, трудящимся ой как хотелось… О каких гаджетах-аксессуарах мечтали советские автолюбители эдак десятка три лет тому назад? «Колеса.ру» открывают «капсулы времени» родом из СССР!

Когда в японских автомобилях уже имелись все мыслимые для своего времени достижения электроники для комфорта и безопасности, в советских авто за редким исключением можно было встретить всего два электронных устройства – коммутатор зажигания и радиоприемник «Былина»… И это еще в лучшем случае! Все прочее относилось к стилю стимпанк – «чугунное и механическое». При этом понимание возможностей электроники в умах масс уже витало – вот только купить было нечего… И на рубеже 80-90-х предприимчивые кооператоры, страдающие от конверсии заскорузлые заводы, а порой и те, и другие в тандеме начали худо-бедно удовлетворять спрос народонаселения.

Вспомним, как это было? Колеса.ру, ностальгируя, раскопали «капсулы времени» из советского автомобильного прошлого – несколько, как сказали бы мы сегодня, автогаджетов, по какой-то причине не инсталлированных в «Жигули», «Москвичи» и «Волги», и чудом сохранившихся у граждан на пыльных антресолях и гаражных чердаках в нетронутом виде. Посмотрим, о чем мечтали советские автолюбители лет эдак тридцать тому назад!

002.jpg


Ионизатор воздуха

В ту смутную пору различные «медицинские» гаджеты набирали популярность темпами пресловутой пачки дрожжей, кинутой сами знаете куда… Медицина и аптеки не баловали роскошью, и на фоне этого бурно развернулись шарлатаны и кудесники. Всяческие приборы для «живой и мертвой воды», искатели биоактивных точек на теле при помощи микроамперметра, намагничиватели и освятители пространства и времени – все это выпускалось и покупалось. Не минуло сие поветрие и автомобильный мир – один из автоаксессуаров из 80-х, попавших к нам в лапы – это автоионизатор воздуха для установки в салоне машины с животворящим названием «БИО-01». Девайс, произведенный в 1987 году, провалялся все это время в гараже одного из наших читателей и ни разу не устанавливался – натуральная «капсула времени»!

Назвать гаджет шарлатанским в чистом виде нельзя – отрицательно заряженные при помощи высоковольтного разряда ионы кислорода в целом имеют ряд подтвержденных официальной наукой полезных свойств; вот только правильно применять и дозировать их – непросто... Поэтому мы, не вникая в медицинские нюансы, просто оценим дизайн, функциональность и удобство использования этого ретро-прибора.


003.jpg



К чему на корпусе озонатора намалеван крупными буквами потребляемый ток «40 миллиампер» – до конца не ясно. Возможно, для понимания того, что прибор можно оставлять в машине включенным на некоторое время – свежий аккумулятор за день или за ночь не разрядится… Однако, несмотря на то, что ток, потребляемый ионизатором, ничтожен, провод, которым гаджет должен подключаться к бортовой сети, не выдерживает никакой критики. Тончайшие проводки «в три волосины» испытывают явный недостаток чисто механической прочности – они рискуют легко перетереться или разорваться, будучи проложенными под обшивкой. Типичный признак производства советского периода – поговорка Филеаса Фогга «используй то, что под рукою, и не ищи себе другое!». С точки зрения безопасности автомобильного электромонтажа применять такой провод – недопустимо!


004.jpg


Устройство крепится на зеркало заднего вида при помощи крючков-фиксаторов на эластичных лентах. Фиксируется, в общем-то, просто и надежно.


005.jpg



Работа же гаджета выглядит так. На ионизаторе расположены два элемента, которые можно условно обозвать «излучателями» – это пластиковые коробочки с прорезями для выхода озона. Внутри каждой из коробочек находится зеленый индикаторный светодиод и разрядник – медная пластинка и игла, к которым от преобразователя подводится высокое напряжение. Как такового коронного разряда, видимого глазом, нет – но при работе прибора слышится едва различимое шипение и ощущается запах озона – правда, весьма слабый, заметный только, если принюхаться непосредственно у щели…



Сигнализация с обратной связью

Недавно на «Колесах» уже был ретро-обзор советской сигнализации с обратной связью, произведенной, ни много ни мало самим НПО «Орион» – знаменитым в определенных кругах «почтовым ящиком», который и по сей день является единственным научным центром в России по разработке твердотельной фотоэлектроники. Впрочем, та охранная система была любопытна в первую очередь дикостью и нелепостью своей конструкции и функциональности, ярким примером неудачных попыток стратегических предприятий выпускать кастрюли вместо танков… А вот герой этого обзора – уже куда интереснее!

Открыв очередную «капсулу времени» мы видим множество герметично запаянных пакетиков – продукт деятельности сумрачного советского гения: автосигнализацию «Трель-1», произведенную в 1992 году тамбовским заводом с трогательным названием «РевТруд». Завод, к слову, существует и поныне, входит в небезызвестный военный концерн «Созвездие» и разрабатывает специальные средства связи и оборудование радиоэлектронной борьбы. Так что родственнички у «Трели» – неслабые…


009.jpg



Сигнализация включает в себя салонный модуль с радиопередатчиком, работающим на частоте 26,945 мГц, датчик удара и вибрации, выносной модуль отключения с кодовым ключом, а также «портативный» приемник-кирпич, выполняющий роль брелока обратной связи в современном понимании! «Брелок»-приемник, питающийся от девятивольтовой батарейки «крона», автовладелец ставил дома на подоконнике и контролировал с его помощью состояние своего авто. Радиус стабильного приема, согласно инструкции, составлял 800 метров.




Интересно, что приемник «Трели» защищен от случайных помех на рабочей частоте и не склонен беспокоить владельца ложными шумами. Дело в том, что сигнал на него передается кодированный – цифровая последовательность нулей и единиц. И только на этот сигнал он и отзовется – включивший возле дома рацию на передачу таксист не вызовет ложного срабатывания! Длится сигнал тревоги, пока не отключишь вручную, что не позволяет не заметить «аларм», если вы спите или дома шумно. Отмечу, что та самая сигнализация от НПО «Орион», упомянутая выше, не имела ни кодировки, ни «умного сигнала» – она просто пищала в течение пары секунд, а уж если владелец ее не услышал и стал бывшим владельцем – это были исключительно его проблемы…


013.jpg


Алгоритм работы с «Трелью», несмотря на зубодробительно написанную инструкцию, на самом деле весьма прост: водитель открывает машину ключом и в течение нескольких секунд должен вставить в разъем специальный кодовый ключ-«иммобилайзер». После этого блокировка с двигателя снималась, и можно было ехать. После парковки кодовый ключ извлекался, и в течение нескольких секунд вновь происходила постановка на охрану. В случае тревоги – срабатывания датчика удара, концевика двери или включения зажигания без вставленного кодового ключа – система включала клаксон и отправляла радиосигнал на приемник.

В комплекте «Трели» присутствовали два разъема с хитро соединенными перемычками внутри – своего рода метки «иммобилайзера». Вставкой этого ключа в выносной блок с разъемом-«мамой» осуществлялось снятие «Трели» с охраны.



Обогреватель сидений

В серийных массовых советских машинах не было такой роскоши, как подогреватели сидений. Поэтому с подобным проявлением салонного комфорта российские автолюбители подружились достаточно поздно – лишь когда в середине 90-х начали массово появляться первые подержанные иномарки, а российские производители освоили выпуск универсальных накидок-«подогревов» на сиденья, за которыми, как «ксерокс» и «джип», закрепилось нарицательное имя одного из наиболее известных производителей – «емеля»…

Однако не все знают, что гораздо раньше, в период с 1987 по 1993 годы, киевский завод «Электроприбор» уже выпускал универсальные накидки-обогреватели для автомобильных кресел. Правда, имели они брутальнейший армейский дизайн, способный устрашить японского или европейского автовладельца ассоциациями с пьяным медведем в ушанке со звездой и с автоматом Калашникова… В испытательную лабораторию «Колес» попала такая «капсула времени» – нераспакованный и ни разу не использованный обогреватель сиденья под названием ЭГТА-12, выпущенный на киевском заводе «Электробытприбор» в первом постсоветском году – в 1992-м.


016.jpg


Характеристики ЭГТА-12:

  • Мощность при напряжении 12 вольт – 50 ватт
  • Время разогрева до 40 градусов – не более 15 минут
  • Температура нагрева поверхности в установившемся режиме – 85 градусов

Последняя характеристика, конечно, способна всерьез насторожить, ибо при 80 градусах уже белеет белок куриного яйца на сковородке. В общем, может показаться, что используя ЭГТА-12, к яйцам любого рода нужно быть повнимательнее, однако не все так страшно – никаких 85 градусов на деле девайс не демонстрирует – греет неплохо, но ничуть не сильнее большинства нынешних «накидок».


017.jpg


Собственно, пресловутый «емеля» в свое время прославился тем, что его создатели одними из первых начали использовать нагревательные элементы из углеродной нити – гибкой, неломкой и имеющей повышенное сопротивление. Производители многочисленных аналогов применяли нагревательный элемент из заурядного медного провода, банально набирая необходимое сопротивление его длиной. Подобная система была не слишком надежна – нагреватель не удавалось выполнить в виде нескольких параллельно соединенных элементов, и при обрыве провода, случавшемся часто, он полностью терял способность греться. Из уважения к нашему ретро-устройству, мы не стали его распарывать, чтобы выяснить, есть ли внутри углеродные нити – тем более, что это легко определяется при вдумчивом изучении инструкции. В разделе сведений о содержании цветных металлов сказано, что медных сплавов в нагревателе, соединительном шнуре и штекере содержится ни много ни мало 46,2 грамма! То есть совершенно очевидно, что нагреватель ЭГТА-12 сделан из медного многожильного провода – «углеродноволоконные технологии» в те годы еще не попадали в сегмент потребительской продукции…



Заключение

Сегодняшний список гаджетов на деле может оказаться далеко не полным – кто знает, вдруг завтра в очередном гараже обнаружится опытный образец портативного автомобильного кондиционера или зеркал с электроприводом, а то и что похлеще. Любая подобная находка представляет немалый интерес – и несмотря на то, что по размерам, весу и технологии изготовления они заметно отличаются от пресловутых японских аналогов, это прямое доказательство того, что даже в условиях плановой экономики, дефицита и потребительской аскезы тяга к удобству и комфорту пересиливала. Конечно, совершенство ее реализации было прямо пропорционально желанию и возможностям создателей, и напичкать «копейку» до уровня Toyota Crown было задачей невыполнимой, однако слегка подсластить жизнь простого советского автолюбителя эти нехитрые гаджеты вполне могли. А значит, основная цель была достигнута.



Читайте также:



Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
11.04.2016 02:50
77

Очень интересная статья. Нравится и стиль изложения. Спасибо автору.

9

07.02.2017 13:29
tba_new@mail.ru

Позвольте, а вы никогда не слышали о таком материале как нихром? ))) Вот именно из него обычно и изготавливаются нагревательные проводники и в грелках и в "каминах". И да... В ВАЗ-2108/2109/21099 было штатно предусмотрено место под подогрев передних сидений в "люксовой" панели 21083 (т.н. "высокая") – слева от руля, рядом с кнопками включения ПТФ и обогрева заднего стекла, по центру (рядом с прикуривателем) место под кнопки ЭСП. На внутренний рынок такой "люкс" разумеется поставлялся мега-редко, но на экспорт был. И такая панель стала доступной с 1989...1990 года. ЭСП были предусмотрены с самого начала (1984 год – реле ЭСП установлено было уже с завода), электрический центральный замок предусмотрен в дверях с 1989...1990 года. Но опять-таки предназначалось это всё "богатство" по большому счёту "буржуям" из стран загнивающего Запада.

1

Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings