Признаюсь честно, зацепило! Прошлогодний, дебютный для меня трофи-рейд «Охота на волков» открыл доселе непознанный способ времяпровождения. Причем способ нетривиальный и очень познавательный. Трофи-рейд – это увлекательное приключение, на которое интересно просто посмотреть со стороны, но еще лучше – поучаствовать самому.
А еще здесь можно пообщаться с очень интересными людьми, увлеченными… нет, правильнее сказать – двинутыми на внедорожниках и всем, что с ними связано. Кто, как не трофисты, за один вечер у костра могут рассказать не только с десяток баек о своих похождениях и подвигах, но и очень компетентно, поломав массу стереотипов, подтвердить, что внедорожников, способных переехать через брошенную под колеса жестяную банку, осталось две с половиной штуки. Да и те нужно серьезно переделывать, чтобы преодолеть вооон ту лужу…
А ещё трофи-рейд – это возможность посмотреть те места нашей необъятной Родины, где вряд ли ещё когда-либо окажешься. Увидеть, что жизнь существует не только в пределах мегаполисов, но и там, где нет не то что Макдональдсов и суши-баров, но даже сотовая связь ловит не везде. Где дети ещё играют в футбол на поле у заколоченной досками школы, а не на экранах компьютеров. Где подростки помогают родителям пропалывать картошку на собственном огороде, а не на «Веселой ферме» ВКонтакте…
Итак, мы снова отправляемся в глубину Луховицкого района Подмосковья, практически на границу с Рязанской областью. И если для москвичей и рязанцев путь сюда может чуть дальше и сложнее, чем дорога на дачу, то для нас, гостей из Северной столицы, дорога явилась тысячекилометровым марш-броском.
Нашим «боевым железным конём» на этот раз стал пикап Toyota Hilux в штатном или, как говорят трофисты, абсолютно стоковом исполнении. И всё же внедорожная заявка у машины хорошая. Мощный и тяговитый трехлитровый дизель, восьмидиапазонный (не путать с передачами) «автомат» и полноценная «раздатка». А ещё толстая рама, два аккумулятора под капотом, мощные рычаги в передней и пять листов рессор в задней подвеске – Хайлакс даже в статике производит впечатление массивной и очень выносливой машины.
Но для нашего мероприятия у пикапа есть и несколько существенных недостатков. Первый – это, конечно же, не готовая к серьезному бездорожью, всесезонная резина Bridgestone Dueler H/T. Второй – отсутствие блокировки заднего межколесного дифференциала для преодоления совсем гиблых мест. Третий — практически полное отсутствие защиты механизмов, расположенных под днищем машины. Четвертый – более чем трехметровая база и свисающие по бортам пороги, снизившие угол продольной проходимости до 19 градусов.
Как бы то ни было, а достоинства любого внедорожника состоят не только из его непосредственных умений вне асфальта, но и того, насколько комфортно он может довезти экипаж до места назначения по дорогам общего пользования. Причем в нашем случае, учитывая расстояние, этот фактор был крайне актуальным.
Как оказалось, собранные воедино две тонны японского железа, возвышающегося над дорогой и окружающим автомобильным потоком, очень достойно ведут себя на трассе. Hilux хорошо стоит на прямой вплоть до 140 км/ч, не напрягая ни парусностью, ни уводами, ни рысканьем. И предсказуемо реагирует на повороты руля. А главное – абсолютно наплевательски относится к российским дорожным реалиям. Причем к любым. Подвеска пикапа такова, что вообще не замечает изъянов полотна. Даже звуков при проезде колдобин не наблюдается!
Вообще, утилитарный Toyota Hilux приятно удивил ещё и наличием шумоизоляции, которой японцы обычно пренебрегают даже на легковых моделях. Так что наш неблизкий путь оказался не настолько утомительным, насколько мы предполагали.
Наводнение, вызванное весенним паводком Оки, затопило не только большое количество сельхозугодий и дачных участков, но и дорогу к лагерю. Главное – высмотреть под водой разметку и двигаться строго по ней. Шаг в сторону – и можно «нырнуть» в придорожную обочину. То, что вы видите на фото – уже исход катаклизма. За несколько дней до нашего приезда уровень воды был намного выше.
Если честно, нас немного смущало то, что мы приехали именно на Тойоте. Ведь организатором «Охоты на волков» является… PajeroClub.su, и большинство выступает, естественно, на внедорожниках Mitsubishi. Однако обстановка, давно вышедшая за рамки любви к одной марке, не только добавляла дружеской атмосферы, но и вызывала неподдельный интерес к нашей машине у других участников.
Учли мы и ошибки подготовки, допущенные в прошлом году. Мощные шаклы, рывковая динамическая стропа, огнетушитель, самостоятельно собранная аптечка с полным набором средств для защиты от насекомых и, конечно же, навигатор Garmin, без которого наше предыдущее участие стало практически бессмысленным.
Перед стартом все участники проходят регистрацию и технический регламент на соответствие автомобиля заявленному классу. По сложившейся традиции их три:
— «Загонщики» — экипажи, выступающие на полноприводных автомобилях в штатном исполнении (допускается небольшой лифт подвески и использование специальных внедорожных покрышек);
— «Охотники» — экипажи, выступающие на полноприводных автомобилях со специальной внедорожной подготовкой;
— «Егеря» — экипажи, выступающие на полнопроводных автомобилях с серьезными конструктивными изменениями.
Буквально за полчаса до начала гонки трофисты получают листок с координатами контрольных точек и «волчьих логов». Напомним, главной особенностью рейда «Охота на волков» является наличие этих самых «волков» — квадроциклистов, которые появляются в определённых местах маршрута в строго определённое время буквально на несколько минут. «Поимка волков» прибавляет заметное количество баллов.
Важный момент для новичков, который мы отметили ещё в прошлом рейде: набирать координаты «чек-поинтов» лучше не по одному, двигаясь от первого ко второму и далее по списку, а сразу все. Контрольные точки часто разбросаны группами, и в каждой такой группе может быть первая, десятая, пятнадцатая и двадцатая метка – в итоге на одном «пятачке» можно за раз «взять» несколько «чек-поинтов».
В этом как раз большое преимущество любимых трофистами навигаторов Garmin, которые позволяют, во-первых, одновременно запоминать и выдавать на экране до 1 000 точек, во-вторых, прокладывать между ними маршруты и отображать рельеф местности, в-третьих, поддерживать большинство возможных форматов записи координат. Даже достаточная бюджетная и, по большому счету, чисто городская модель Nuvi 150 выполняла все вышеперечисленные функции.
Наше участие в «Охоте на волков 2012» сделалось почти бессмысленным из-за того, что и штатная навигационная система Mitsubishi Pajero IV, на котором мы выступали, и навигатор на базе программы СитиГид воспринимают только свой собственный формат записи координат, не совпадающий с предложенным организаторами. В итоге что успели — пересчитывали вручную.
Итак, старт! Как ни странно, тут же возникла дилемма – куда ехать? Из 30 «чек-поинтов» как минимум с десяток находились вокруг нас на приблизительно одинаковом расстоянии. Именно тут главным становится штурман. Он должен не наугад ткнуть пальцем в первую попавшуюся точку, а реально проработать наиболее оптимальное движение с учетом ограничения времени, сложности каждого отдельного пункта и момента появления «волков». Выбор был сделан в пользу группы «чек-поинтов», к которым максимально близко прилегала хоть какая-то дорога.
«Мертвый город» – свидетель пожарищ 2010 года. Брошенные «коробки» домов с выбитыми стеклами и сгоревшими крышами, засыпанные песком и мусором улицы, кое-где выкопанные траншеи. А вокруг – гектары сожженного леса. Кажется, что всё это – декорации какого-то постапокалиптического фильма.
Но пора двигаться дальше. Через пару километров асфальтовая дорога закончилась, превратившись в грунтовку с бесконечным набором песчаных канав любой глубины, перегибов и поперечных волн. Главное преимущество на такой дороге – высокий клиренс, хорошие хода подвесок и короткие свесы бамперов. Ни с чем из вышеперечисленного у нашей машины проблем не оказалось, так что гнали мы от души...
Toyota Hilux в полёте – редкое зрелище! Приземление полностью исчерпало ход передней подвески, но даже в этом случае амортизаторы не замкнулись на отбой – феноменальная энергоемкость.
В течение первых полутора часов мы смогли найти пять контрольных точек. Их взятие не представляло никакого труда, кроме собственно поиска. Все они находились в относительной близости от дороги. Кроме того, обнаружить «чек-поинт» часто удавалось задолго до подъезда к нему – около места назначения выстраивалась очередь из внедорожников.
Взятие точки отмечалось классическим способом — фотофиксацией. Зачет только в том случае, если экипаж может дотянуться одной рукой до машины, второй – до дощечки с номером.
Следующая группа меток оказалась в лесу, причем в самой его чаще. И вот тут отрицательно сказались немалые габариты Тойоты: объезжать частокол деревьев на машине длиной 5,25 метра — то ещё удовольствие. Там, где с лёгкостью шныряли юркие короткобазные Нивы и другие трехдверные внедорожники, нам было не втиснуться. Пришлось лезть напролом! Как следствие – вмятый передний бампер и исцарапанные ветками борта.
Механические и кузовные повреждения машины на трофи-рейде в большинстве случаев гарантированы. Заядлые трофисты на подготовленных внедорожниках на «кузовню» внимания не обращают вообще, а после каждого рейда «боевой» автомобиль полностью «перетряхивается» в сервисе.
Ещё несколько взятых «лесных чек-поинтов» впоследствии обошлись нам в ремонт переднего бампера и полную полировку кузова. Если намереваетесь принять участие в подобном соревновании (даже в любительском классе) – не пожалейте денег хотя бы на обклейку машины прозрачной защитной плёнкой.
Кстати, именно в лесу мы поймали первого «волка», а точнее – «волчицу»!
Дальнейшие несколько часов ознаменовались взятием без особых проблем ещё семи «чек-поинтов» и одного «волка». В общем-то, мы даже немного расстроились – теплая погода, стоявшая несколько дней, практически полностью осушила трассу «загонщиков».
В итоге маршрут в нашем классе напоминал скорее не трофи, а ралли-рейд. В отличие от предыдущей «Охоты», в этом году чаще приходилось передвигаться по песчаным, лесным, заброшенным, заросшим, очень кривым и разбитым, но всё же дорогам.
Дорожный просвет позволяет Хайлаксу без труда перескакивать через небольшие брёвна. Но на перевалах нужно быть осторожнее – пикап цепляется порогами.
Однако относительная простота трассы пару раз напомнила нам, что резина-то у нас штатная и на большее нам рассчитывать особо-то и не стоит. С первой же грязевой ванной, которую уже успели размесить другие участники, и последующим въездом на гору Hilux справился, но с напрягом.
Отсутствие внятного сцепления колес с поверхностью Toyota Hilux компенсирует наличием понижающего ряда в трансмиссии, переводом рычага «автомата» в положение «до второй передачи» и 340 «ньютонами» крутящего момента. Под мощным напором тяги взревевшего мотора пикап «незубастыми» покрышками всё равно дорывает раскисшую грязь до более-менее твердого грунта и медленно, но прет вперед даже в гору!
Причем включение «понижайки» автоматически деактивирует всю ездовую электронику в виде комплекса системы ESP и трекшн-контроля, отдавая весь процесс под полный контроль пилота — очень грамотное решение!
В похожей ситуации младший родственник Хайлакса — Toyota RAV4 на тесте капитально засел в грязи. Сделай тойотовцы на кроссовере автоматическое отключение хотя бы противобуксовочной системы при блокировке муфты, нам, скорее всего, не пришлось бы ждать трактор.
Несколько раз наш путь пересекался с маршрутом «Охотников» — участников более сложной категории. В такие условия без специальных покрышек и лебедки даже пробовать соваться бесполезно.
Кстати, экипажу на Mitsubishi Pajero при взятии этой контрольной точки не повезло. Через несколько минут внедорожных издевательств не выдержал двигатель. Домой машина отправилась уже на эвакуаторе.
В 17:00 настала пора возвращаться в лагерь, чтобы за час успеть вернуться к финишу. Машины, приехавшие после 18:00, пенализируются. К этому моменту, учитывая время, потраченное на наши журналистские обязанности, мы успели взять 15 контрольных точек и поймать двух из четырех «волков». По сравнению с предыдущей «Охотой на волков» мы улучшили нашу результативность более чем вдвое: с тридцать девятого места поднялись сразу на двадцать второе!
Конечно, до призов нам ещё далеко. Есть над чем поработать и в плане подготовки машины, и умений экипажа. Но в любом случае участие в трофи-рейде – это в первую очередь активный отдых в самом полном понимании слова «активный»! А также бесценный опыт, общение с очень интересными людьми, а главное — масса позитивных впечатлений и ярких эмоций. Если у Вас когда-нибудь возникнет вопрос, ехать на трофи-рейд или нет… Раздумывать не стоит — конечно, ехать! Это очень увлекательно!
О том, что происходило на сложных маршрутах в классе "Охотников" и "Егерей", сколько стоит подготовить внедорожник к серьезным испытаниям, а также наш хит-парад самых интересных автомобилей трофи-рейда "Охота на волков 2013" читайте в ближайшее время.
А что же наш "боевой друг"? Toyota Hilux не подвел ни разу, доказав, что является не просто "рабочей лошадью", а в первую очередь очень неплохим внедорожником с большим потенциалом. Мощным, крепким и выносливым. Эта машина отлично подойдет как основа для хорошего экспедиционника. Да и с ролью рейдового вездехода справится без особых проблем. Причем для более смелых внедорожных подвигов машине по сути не хватает только соответствующей резины, а для спокойствия водителя — полной защиты днища.
При этом Hilux не становится неповоротливым "утюгом", позволяя без особых трудностей выполнять и все семейно-городские задачи, и трассовые марш-броски. Но есть у машины, конечно, и ряд недостатков, которые стали особенно заметны на фоне сравнения со своим конкурентом — Volkswagen Amarok. О битве легких грузовиков — на портале Kolesa.Ru.
Экипаж портала Kolesa.Ru выражает благодарность организаторам "Охоты на волков" за помощь на трофи-рейде и в подготовке данного материала. В статье использованы фотографии членов клуба PajeroClub.su: Татьяны Комаровой, Алексея "Kopatych", Михаила "xMIXAx" и Саши Черного.
Портал Kolesa.Ru выражает благодарность российскому представительству Toyota Motor Rus за предоставленный автомобиль.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться