Что же такое канжо: стиль, культура или тусовка? Всё перечисленное, хоть и отчасти. Для большинства жителей японского мегаполиса Осака канжо – сеть транспортных эстакад над центральными районами. Вкупе с развязками это – неизбежная мера при столь плотной застройке: в Осаке на каждом квадратном километре проживает аж двенадцать тысяч человек. Для сравнения, в Токио плотность населения в четыре раза меньше. Даже местный аэропорт «Кансай» сооружён на искусственном острове посреди залива.
Итак, канжо является на самом деле чем-то вроде московского Третьего Транспортного Кольца. Кстати, если следовать японскому произношению – правильно звучит «кандзё», но это не означает, что все иные варианты ошибочны. Стоит хотя бы вспомнить, что и Япония, и «Джапан» на языке первоисточника звучат как «Нихон» — схожего мало, не так ли? Но есть в Осаке и те, для кого канжо – это дуги каркаса безопасности в салоне, маска Джейсона Вурхиса на лице и сочный визг «крутильного» мотора под капотом. И всё же, что такое канжо?
В начале 80-х годов прошлого века, одновременно с «золотой эрой» японского автомобилестроения, зарождались автоспортивные дисциплины, в числе которых были и кольцевые гонки. Соревнования происходили на нескольких автодромах, среди которых «Сузука» – трек, построенный для тестов автомоблией марки «Хонда» ещё в далёком 1961 году.
Группы фанатов собирались на трибунах, однако некоторые хотели ощутить адреналин и дух гонок на себе, причём не покидая пределов родного города. Так зародились «канжозоку» — банды канжо. Слово «банды» не притянуто за уши: это были полноценные «разборки» на дорогах общего пользования. Команды соревновались друг с другом, молниеносно пронизывая трафик. Одной битвой моторов и водительского мастерства не ограничивалось, и нередко такие гонки перерастали в драки.
Так сформировался тип «канжо рейсера»: одетый в серый безликий комбинезон и маску маньяка из «Пятницы 13-е» человек, сжимающий в руке бейсбольную биту и едва ли имеющий представление о существовании бейсбольного мяча. И если эта внешность не имеет ничего общего с автогонками, то об автомобилях можно сказать обратное.
Используемые в канжо Хонды являются репликами кольцевых болидов JTCC (Японский Чемпонат Кузовных Автомобилей). Но прежде чем заглянуть в подноготную канжо-мобиля, ответим на разумный вопрос: «Почему именно Honda?»
Во-первых, родоначальниками кольцевых чемпионатов в стране стали именно Сивики второго и третьего поколений. Во-вторых, за более чем тридцатилетнюю историю этой культуры лучшего автомобиля для «шашек» в потоке просто не нашли: малый вес вкупе с прогрессивной конструкцией подвесок обеспечивали картинговую «рулёжку».
Наконец, легендарные высокооборотистые двигатели с системой изменения высоты подъёма клапанов VTEC идеальны для таких заездов. Их мощность оптимальна, надёжность высока, а отклик на акселератор – моментальный. Какому тюнингу подвергают «канжо рейсеры» свои Хонды?
Внешних отличий от заводской комплектации немного, но не заметить их невозможно. На ступицы обуты лёгкие кованые диски с шинами типа «слик» или «полуслик». Тот факт, что их нельзя использовать на дорогах общего пользования, о чём свидетельствует надпись на боковине, конечно, никого не смущает. Кузов сильно, хотя и не экстремально, прижат к земле – штатная подвеска уступает место винтовой с регулировками высоты и жёсткости.
Аэродинамический обвес устанавливается нечасто и ограничивается лаконичными накладками от Mugen или Spoon. Кузов может иметь яркий колер или заводской оттенок, но в целях уклонения от полиции Сивик может перекрашиваться едва ли не каждую неделю. Интерьер по-гоночному аскетичен: задних сидений и обивок тут не найти, зато есть каркас безопасности, повышающий жёсткость кузова, присутствуют ковшеобразные сиденья и многоточечные ремни.
Спортивного антуража добавляет сетка на окне водительской двери. В автоспорте она служит защитой на случай переворота, а в городе защищает от опознавания лицо «канжо рейсера». Этой же цели подчинены наклоняемые кронштейны номерных знаков – таблички смотрят «в небо» или «в землю» и нечитаемы для камер. Технически автомобили не дорабатываются радикально, ибо для нужд канжо Civic Type-R обладает всем необходимым. А если за основу взята обыкновенная или более ранняя модификация, то замена на мотор серии «В» от «горячей» версии – самая популярная процедура. Основные переделки такого двигателя сводятся к установке прямоточного выпуска и системы холодного впуска с воздушным фильтром нулевого сопротивления.
Теперь пора прояснить, что представляет из себя канжо-сцена сегодня. Спустя годы страсти поутихли, гонщики повзрослели, а местная полиция серьёзно затянула гайки, и современное канжо едва ли можно отличить от дружеской встречи клуба автомобильных энтузиастов. Нет, гонки по «верхнему этажу» города никуда не делись, но утратили массовость и беспредельный характер, сохранив в то же время дух и романтику.
И неважно, стоит ли человек у истоков направления или только начинает постигать эту культуру, владеет третьим Сивиком или шестым, учится в колледже или воспитывает детей – всех объединяет любовь к канжо. Каждый раз, собираясь на парковке, эти люди ждут встречи с очарованием ночных эстакад, от стен которых так мелодично отражается рёв VTEC-мотора… Почитатели этой культуры есть по всему миру, в том числе и в России, но можно ли полюбить настоящие суши, ни разу не побывав в Японии? Так и с канжо: есть только один способ почувствовать его дух – приземлиться в аэропорту «Кансай», поздним вечером протиснуться в тесный «ковш» Сивика и выкрутить его двигатель в отсечку.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться