Боевой триумвират на взлете: грузовики Renault и Volvo
Самую обширную экспозицию представила хозяйка салона — французская военно-промышленная компания Renault Trucks Defense, созданная несколько лет назад под эгидой шведского концерна Volvo AB. Теперь в нее входят местные филиалы АСМАТ и Panhard, а также американская фирма Mack. На Eurosatory-2016 ее выставочная площадь была заполнена в основном колесными бронемашинами прежних выпусков, и обнаружить там образцы новой автотехники оказалось нелегко.
Главной автомобильной новинкой группы Renault стал военизированный седельный тягач К520Т (6х4) для буксировки полуприцепов с тяжелой боевой техникой, унифицированный с коммерческим семейством К для строительства. Машина, выполненная по нормам НАТО и приспособленная для переброски транспортными самолетами, оснащена 520-сильным дизелем, автоматизированной 12-позиционной коробкой передач, передним толкающим брусом, системой радиосвязи, легким бронированием кабины и моторного отсека.
Самым крупным автомобилем в экспозиции Renault традиционно было 460-сильное шасси Kerax (8x8) с бронекабиной и защитой днища от пехотных мин, пулеметом на крыше и видеокамерами. Машина служит для доставки топливной цистерны вместимостью 15,2 тыс. л, смонтированной в контейнере со сдвижными бронированными шторками.
После краткого перерыва на салоне появилась шведская компания Volvo со своим новым 500-сильным автомобилем FMX (8x8) со всеми односкатными колесами. Он унифицирован с тяжелыми серийными грузовиками и также предназначен для перевозки и перегрузки армейских контейнеров и военных систем массой до 26,5 т.
Mercedes не всегда впереди: замедление на марше
Так уж повелось, что каждые два года самым притягательным местом Eurosatory являлась экспозиция корпорации Daimler AG, где всегда можно было познакомиться с новыми и исключительно лучшими в мире образцами военной автотехники. Но на этот раз что-то сбилось в этой традиции: новых военных грузовиков здесь практически не было. Главную визуальную нагрузку приняли на себя стоявшие рядом друг с другом несущественно модернизированные седельные тягачи, привлекавшие публику своей ярко переливавшейся на солнце серебристой окраской, за что журналисты прозвали их серебряными мальчиками.
Обновленный капотный тягач Mercedes-Benz Zetros-3643AS (6х6) с 428-сильным силовым агрегатом, широкими односкатными колесами и увеличенной полной массой являлся развитием прежней модели 3343AS, дополненной новым кондиционером в удлиненной кабине и электронными системами блокировки дифференциалов и изменения давления воздуха в шинах.
Очень эффектно смотрелся вседорожный тягач Actros-4661AS (88) полной массой 33,5 т с усиленной рамой, односкатными колесами и стандартной удлиненной кабиной. В его комплектацию вошли дизель V8 мощностью 612 л. с., механическая 16-ступенчатая коробка передач, два бака на 1 200 л топлива и два типа лебедок с тяговым усилием по 25 тс. К «серебряному семейству» относился также обычный многоцелевой пятитонный вездеход Unimog U5000.
Новинкой поколения Unimog стало спецшасси U4023 с 231-сильным дизелем, восьмиступенчатой коробкой с шестью передачами заднего хода, валами отбора мощности и лебедкой, предназначенное для монтажа армейских санитарных кузовов. Семейство Arocs представлял 428-сильный дорожный седельный тягач 2643LS (6х4) с автоматической коробкой передач и легкобронированной кабиной.
Раскрытые секреты IVECO: три мировых новинки!
В этом году вся огромная выставочная площадь военного отделения IVECO Defence Vehicles опять была обнесена табличками с перечеркнутым фотоаппаратом, а за всеми движениями посетителей зорко следил верзила, упрямо сопровождавший каждого подозрительного типа до выхода. Правда, в этом году фирме IVECO было что скрывать: наверстывая упущенное, она представила сразу три мировых премьеры и свои перспективные разработки, о которых на пресс-конференции подробно рассказала журналистам. Первой новинкой была длиннобазная четырехместная бронемашина LMV-2 с повышенной до 1,5 т полезной нагрузкой. Это модернизированный вариант известной версии LMV, наделенный 220-сильным двигателем, автоматической трансмиссией, новой электроникой и усиленной защитой экипажа.
Для перспективной замены легких машин Daily впервые были показаны многоцелевые военные авто M70.20WM (4х4) с откровенно «хищным» дизайном. Он воплотился в необычном облике грузовика с двойной кабиной и фургона с полезной нагрузкой 3,65 и 3,25 т соответственно. В качестве силовых агрегатов на них будут применять разные двигатели мощностью 146–197 л. с., автоматическую или механическую коробки передач. Их максимальная скорость — 110 км/ч.
Во второй раз на Eurosatory присутствовал перспективный армейский грузовик Trakker AT380T-WM (6х6) со стандартной кабиной, односкатной ошиновкой, экологически более чистым дизелем Cursor (Евро-6) мощностью 500 л. с. и новой автоматической 16-позиционной коробкой передач ZF Eurotronic с электронной системой слежения за работой трансмиссии.
Третьей премьерой стал танковый седельный тягач M1250.70T-WM (8х8) с задними двускатными колесами, рассчитанный на букировку по дорогам общего пользования полуприцепов с бронетехникой и воинскими грузами, общая масса которых достигает 125 т. Он оснащен 680-сильным двигателем Cursor, автоматической 12-позиционной коробкой ZF, австрийскими мостами Steyr, типовой кабиной с бронезащитой и лебедкой с тяговым усилием 25 тс.
Автомобильные сенсации из Беларуси
Впервые за годы существования Eurosatory в ряд наиболее крупных изготовителей военной автотехники вошла Беларусь, представившая новинки Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) в экспортном исполнении. Это целое семейство унифицированных армейских грузовиков марки «Волат» мощностью от 215 до 520 л. с. с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8, дополненное легкой бронемашиной. Новый малый тактический автомобиль МЗКТ-500200 (4х4), оснащенный дизелем ЯАЗ-53452 от нашего «Тигра» и механической пятиступенчатой коробкой передач, внешне чем-то напоминал былой ГАЗ-66.
В отличие от него на грузовиках МЗКТ-600103 (6х6) и МЗКТ-600123 (8х8) применяются американские дизели Caterpillar C13 мощностью 440 и 520 л. с. и автоматические шестипозиционные коробки передач. Эти машины оборудованы независимой гидропневматической подвеской, бортовыми редукторами, блокируемыми дифференциалами, антиблокировочной системой и достигают скорости 105 км/ч.
Самый мощный автомобиль принимал участие в демонстрационных заездах по декоративной пересеченной местности. Два раза с небольшого расстояния он не смог преодолеть 40-процентный подъем по мокрому грунту, вызвав свист, топанье ногами и улюлюканье западноевропейской толпы, но в третий раз с ходу преодолел это препятствие под аплодисменты с трибун.
Фрагменты показательного выступления четырехосного грузовика Волат
Новая профессия Scania — топливоразливной автопоезд
После короткого отсутствия на салоне вновь появилась шведская фирма Scania, показавшая новый седельный тягач Р440 (8х6) с 13-литровым дизелем мощностью 440 л. с., автоматической трансмиссией, тормозом-замедлителем Allison, противопульным бронированием и противоминной защитой кабиной, а также собственной пулеметной точкой. На демонстрационном показе в составе автопоезда Carapace он с легкостью буксировал по бездорожью армейскую топливозаправочную цистерну вместимостью 22 тыс. л.
Топтание на месте: есть ли будущее у военных грузовиков?
Прошло несколько лет, как мы задались этим вопросом, и нынешний салон вновь доказал, что время классических армейских грузовых машин сочтено. Сегодня западные военные грузовики стали напоминать ощетинившихся ископаемых существ на многочисленных колесах с массивными бронекабинами, сложной электроникой и видеокамерами, сверхдорогими средствами навигации, ориентирования и защиты экипажа буквально от всех видов оружия и даже с собственными боевыми системами. При этом большинство фирм склоняются к прямо противоположному направлению с применением наиболее дешевых серийных агрегатов от коммерческих машин. Примером решения этих проблем является продукция немецкой компании MAN.
С переходом отделения армейских автомобилей MAN в состав военно-промышленной группы Rheinmetall MAN его активность существенно снизилась в пользу бронетехники марки Rheinmetall. Единственной и запоздалой новинкой стал армейский грузовик НХ-40М (4x4), созданный на коммерческом шасси TGА с армейской кабиной нового образца. Он оборудован 340-сильным дизелем, автоматизированной 12-позиционной коробкой передач ZF и планетарными колесными редукторами.
Эта модель является эволюцией классического для фирмы MAN типового военного семейства с разными агрегатами и колесными формулами. Входящий в него и представленный на Eurosatory-2016 многоцелевой 440-сильный автомобиль НХ (8x8) полной массой 38 т оснащен автоматической трансмиссией и прежней модульной кабиной с интегрированной бронезащитой.
Чешский завод Tatra, постоянный участник салонов Eurosatory, давно исчерпал силы и фантазию в процессе долгой модернизации и расширения своей известной гаммы многоосных военных машин Т815-7, составляющих семейство Force. В этом году впервые его единственными представителями на салоне стали два одинаковых шасси T815-7T3RC1 (8x8) с 408-сильными дизелями с традиционным «татровским» воздушным охлаждением, механическими 14-ступенчатыми коробками передач и традиционной трубчатой хребтовой рамой. Их отличия состояли лишь в конструкции двойных шестиместных кабин — упрощенная более комфортная и полностью бронированная, что отразилось на величине полезной нагрузки.
Помимо упомянутых здесь новинок, особенностью Eurosatory-2016 стали экзотические военные аэромобили, машины-роботы, аэродромные пожарные, автопушки и быстро разрастающееся семейство полицейских машин и водометов, а огромное количество колесных бронемашин заставляет посвятить им следующую статью.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться