Техника
К 80-м годам УАЗ-469 родом из 60-х уже считался устаревшим, и Министерство обороны СССР и МВД, основные заказчики этих машин, хотели получить машину с закрытым кузовом и нормальным салоном. А заодно более технологичную, поскольку 469 был разработан для сборки на стапеле, под ручную сварку, салона не имел, и его штатный кузов был открытым. Так родился проект с индексом 3160. Дизайн разработали на ВАЗе, там же изготовили оснастку для штамповки кузовных деталей – на УАЗе такие крупные и сложные панели делать не решились. Если вы чувствуете общность в дизайне с 2110, то вам не кажется: рисовали проект те же люди, в частности, Владимир Эрастович Степанов.
В серию машина двигалась неспешно. К 1993 году представили предсерийный экземпляр, а на конвейер модель встала в 1997 году. Кузов был уже похож на Patriot, но в основе была рама от старого 469 с колесной базой в 2400 мм, да и мосты с колеей в 1445 мм от него же. В сравнении с 469 база выросла на пару сантиметров за счет установки пружинной подвески. Высокий кузов плохо смотрелся на коротком шасси и с узкими мостами. Мотор УМЗ сделали новый объемом 2,9 литра, да и ЗМЗ стал поставлять на УАЗ моторы нового семейства 406/409.
В 1996 году в серию пошел УАЗ 3153 с колесной базой в 2760 мм. У него был растянутый кузов от 469, но под ним скрывалась пружинная подвеска и удлиненная рама, а также мотор УМЗ 4218.
В 1999 году в серию пошел УАЗ 3159 Барс. У него уже был мотор ЗМЗ-409, а также мосты с колеей 1600 мм. Старую раму просто удлинили вставкой, как и кузов от УАЗ-469. Но эта рама, подвески и двигатель больше подошли следующей машине.
В 2000 году выпустили УАЗ-3162 Симбир. В основном он комплектовался двигателем УМЗ-42110, но встречался и вариант с ЗМЗ-409. Его внешне уже можно перепутать с Patriot.
В 2002 году Северсталь, собственник Ульяновского автозавода, выкупила 75 процентов акций ЗМЗ. С этого момента основным двигателем на УАЗ стали моторы ЗМЗ 409. В этом же году Симбир стал комплектоваться мостами Спайсер с колеей 1600 мм.
И, наконец, в 2003 году была представлена модифицированная версия – УАЗ-3163 Patriot. Именно она выпускается и поныне с многочисленными модификациями. Основные отличия от 3162 заключаются в изменении внешности и салона, улучшенной окраске и интегрированных расширителях, поскольку машина комплектуется только мостами с колеей 1600 мм. Также у нее новая тормозная система и элементы трансмиссии и рулевого управления. Другими словами, это полноценный «рестайлинг». Машина изначально предлагалась как более комфортная и дорогая – со штатным гидроусилителем, сиденьями корейского производства и индийской коробкой передач.
Хронология
Август 2003 года. На выставке MIMS в Москве представлена версия УАЗ-3163 Patriot. Кузов длиннобазный и с широкой колеей, с заводскими расширителями. На роль основного двигателя предполагался ЗМЗ-409 объемом 2,9 литра и мощностью 128-143 л.с. В качестве альтернативы предлагался дизельный ЗМЗ-514.32 на 2,3 литра и 113 л.с.
Август 2005 года. Началось серийное производство Patriot. Моторы – бензиновые ЗМЗ 409-06 на 2,9 литра мощностью 135 л.с. и ЗМЗ-409-051 на 150 л.с., а также дизельный ЗМЗ-514-32 на 2,3 литра 114 л.с. Коробка передач – ручная 5-ступенчатая от Dymos. Полный привод – подключаемый, с двухступенчатой раздаточной коробкой. Тормоза – дисковые впереди и барабанные сзади, с вакуумным усилителем. Рулевое управление – с гидроусилителем.
Январь 2007 года. У моторов ЗМЗ появился новый блок управления Микас 11 – он герметичен, и у него есть иммобилайзер. Также появилась система ABS производства Bosch, в максимальной комплектации она входила в стандартное оснащение. Улучшены тормоза, шумоизоляция, доработан салон. Передние кресла – от SsangYong, задний диван – с раздельной регулировкой спинок по углу наклона.
Сентябрь 2007 года. Машины получили рулевое управление производства Delphi. Насос ГУР, шланги, редуктор и травмобезопасный вал рулевого колеса – также иностранного производства. Сервисный интервал увеличен с 4000 км до типовых 10 000 км.
Январь 2008 года. В числе опций машины с этого года получили кондиционер. Изменена система охлаждения двигателя. Новая система управления двигателем ЗМЗ с поддержкой Евро-3 получила электронную педаль газа. Появились версии с итальянским дизелем Iveco F1A на 2,3 литра и 116 л.с. Убрали хабы выключения переднего моста. Немного улучшен кузов.
Январь 2009 года. Устранены течи топлива, улучшена проводка. В числе опций появились кожаный салон, центральный замок с дистанционным управлением, парктроник, электролюк.
Июнь 2010 года. Выпущена укороченная версия Патриот Спорт с колесной базой, как у Симбира, и короткой рамой. У модели короткие задние двери и уменьшенный багажник, а также уменьшенная на 50 кг снаряженная масса.
Май 2012 года. Представлена рестайлинговая версия УАЗ Patriot. Теперь название чаще пишется кириллицей. У машины новая светотехника, в салоне – новая передняя панель с новыми рулем, приборной панелью и мультимедийной системой. Климатическая система тоже полностью новая производства Sanden. Значительно изменены комплектации.
Январь 2013 года. Раздаточная коробка от Dymos стала стандартным оснащением машины. У нее электрическое управление, и она значительно тише. В середине года машины получили еще одно обновление салона. Кнопки управления стеклоподъемниками расположились на двери, по центру салона появился бокс-подлокотник, обновили подрулевые переключатели. Моторы ЗМЗ модернизированы и стали соответствовать Евро-4, но получили проблемную однорядную цепь.
Февраль 2014 года. Кузова стали окрашивать на линии катафорезного грунтования, что значительно повысило коррозийную стойкость. Сиденья заменили на отечественные. У машины новая ABS от Bosch, новая электроника.
Лето 2014 года. Гидроусилитель руля тоже теперь тоже производства Bosch.
Январь 2016 года. Машина получила обновление внешности. Появились фронтальные подушки безопасности водителя и пассажира, передние парктроники, система климат-контроля, рулевая колонка с регулировкой по вылету, новый мультифункциональный руль. Из других важных изменений – единый топливный бак вместо двух и опциональная задняя блокировка. Дизель Iveco исчез из числа опций, хотя фактически его перестали ставить раньше.
Январь 2017 года. Новые моторы ЗМЗ Pro. Это модернизация линейки ЗМЗ-409 с целью повышения качества: цепи снова заменили на двухрядные, применили новые блоки управления двигателем и внедрили еще много мелких изменений.
Январь 2018 года. Появилась новая раздаточная коробка Divgi-TTS индийского производства, конструктивно она мало отличается от корейской Dymos. Но на базовую версию Patriot снова вернулась раздаточная коробка УАЗ с двумя рычагами.
Январь 2019 года. УАЗ получил 6-ступенчатую АКП производства Punch Powertrain – фактически, бывшего европейского отделения GM, которое выпускает этот автомат с индексом 6L50. Товарные машины с АКП появились в августе этого года.
Середина 2022 года. Поставки АКП прекратились, как и поставки целого ряда комплектующих. Машины в комплектации Евро-2 с отечественной МКП и раздаточными коробками регулярно появляются в прайс-листе производителя.
Кузов
Внешние панели
К машинам марки УАЗ обычные автомобильные критерии подходят слабо. Так что и в случае с Патриотом вы можете забыть об обычных методах оценки состояния кузова. Экземпляры старше 2014 года в нормальном состоянии – это скорее коллекционная техника, а что касается десятилетних и более молодых машин, то нужно помнить, что УАЗ стареет быстро даже при всей его ремонтопригодности. Потому потеки ржавчины с петель задней двери и с ответной части замка в проемах боковых дверей – это мелочи жизни, как и сколы рамки лобового стекла и капота. Отошедший уплотнитель расширителей арок – тоже сущая мелочь: возможно, он такой с завода. Придираться к состоянию ЛКП можно только у машин возрастом до 5 лет – у них есть смысл осмотреть кузов на предмет сколов краски, коррозии кромок дверей, состояния видимых швов в проемах, зазоров. И если все сильно не в порядке – например, в щели между кузовными элементами влезает не мизинец, а большой палец – то можно начать немного переживать.
Впрочем, большую часть уазоводов это все не интересует, они в первую очередь убедятся в том, что машина не лифтована, а рама залита антикором и замазана антигравием, как и днище кузова. Благо подъемник для этого не нужен. Опытные владельцы сразу же проверяют, насколько хорошо открываются и закрываются двери – просто как признак отсутствия проблем с геометрией рамы и кузова. При желании можно оценить вид и толщину ЛКП, но в целом это бесперспективно: если вам нужна машина с идеальным заводским ЛКП, то тут такое случается нечасто. Новые машины могут легко щеголять сколами и царапинами, а вот перекрашенные фанатами слегка тюнингованные экземпляры порадуют внешним видом, но не толщиной краски.
При отсутствии явных следов коррозии рекомендую внимательно осмотреть крылья под накладками, особенно на стыке с порогом и бампером, обратить внимание на низы дверей и внимательно изучить проемы дверей и лючок бензобака. На задней двери в основном страдает зона за запасным колесом. Обратите внимание на подтеки в районе расположения зеркал заднего вида: сами зеркала царапают панели дверей в нижней части, а на стыке уплотнителя и треугольного углубления скапливается грязь и появляется коррозия. На рамке лобового стекла и на задней двери коррозия в основном таится в углублении у самого стекла. Причем на задней двери ржавчина на удивление быстротечна, и при минимальных видимых повреждениях расчистка обернется сквозной дырой. Пороги под накладками тоже успешно подгнивают, благо на УАЗе для их осмотра не нужен подъемник, достаточного хорошего фонаря. А на машинах до рестайлинга порог открыт и обычно уже отсутствует, либо на его место вварена профильная труба.
Но не удивляйтесь, если старый Патриот щеголяет почти идеальным кузовом, ведь новый кузов с завода стоит около 360 тысяч рублей. Да, новый окрашенный кузов с новым VIN – заказ можно сделать у любого дилера. Конечно, поставить его и собрать машину заново стоит тоже немало, но в любом случае это будет проще и дешевле, чем сваривать «четверти» и ноускаты.
Снизу
Кузов установлен на раме. Она тут мало отличается от типовой рамы УАЗ-469 под пружинную подвеску, разве что небольшой вставкой, а еще у свежих машин иные кронштейны под бак и навесное оборудование. Кстати, еще у машин выпуска с 2018 года наконец нет номера рамы перед задним колесом. То есть, сгнивать нечему, и рама у них – это просто запчасть, пусть и самая большая, ценой аж в 110 тысяч рублей. Кстати, номерная рама до 2006 года и вовсе стоит 62 тысячи – тоже новая из магазина. В общем, сквозная коррозия рамы – это не катастрофа, а рабочий момент. Ну, если только вы не покупаете машину за 200 тысяч и не экономите при этом каждую копейку.
Тем более что гнить рама любит, особенно изнутри в задней своей части. И следы масла из всех отверстий рамы – это хорошо, ведь это признак того, что применялся старый проверенный способ ее консервации – нигрол с отработкой плюс пластилин. И есть шансы, что внутри ржавчины либо нет, либо она пропитана маслом настолько, что не развивается дальше. Но в целом рама на Patriot слабовата, и потому стоит уделить время проверке ее трещинок и складочек, состоянию сварных швов всех кронштейнов и накладок. Особенно если на раме есть следы грязи и видно, что машина частенько выбиралась с асфальта.
Кузов снизу тоже нужно осмотреть, потому что герметичность у него весьма условная, а конструкция, как мы помним, из восьмидесятых. Так что прогнившие полы и ржавые в труху внутренние брызговики моторного отсека под передними крыльями – скорее правило, чем исключение. И в багажник стоит заглянуть, кузов сзади протекает ничуть не хуже, так что полы страдают и там. Если двери установлены пластиковые, то полов почти наверняка нет: такие двери принципиально не обеспечивают герметичность стыка дверей и проемов, и на момент замены кузов наверняка был не в лучшем состоянии. В общем, с магнитом, эндоскопом и молотком стоит залезть во все уголки днища кузова, обстучать раму и все подозрительные (или просто все) места. Гниет металл быстро и с двух сторон, высокое расположение полов их мало спасает, как и намазанные поверх грязи с ржавчиной слои «антикора» у деревенских машин.
Впрочем, если перед вами машина старше 2014 года, то лучше вспомните, что новый кузов целиком стоит копейки, и его проще заменить. Искать самый целый из гнилых смысла попросту нет. Оригинальные кузовные детали тоже копеечные: новая задняя дверь стоит 20 тысяч, порог в сборе – 4500, боковые двери – по 14 тысяч, капот – столько же, брызговик крыла – еще 15. Ни одной детали дороже 22 тысяч рублей я не нашел: столько стоит панель крыши под люк. В общем, если при осмотре машины вы видите, что детали не меняют, даже когда в них уже есть дыры, то в машину не вкладываются принципиально, и это плохой признак.
Оборудование кузова
Это отечественная машина, в которой применено много иностранных агрегатов, и потому УАЗ Патриот – это совершенно немыслимый коктейль из надежных и не очень деталей, которые как-то взаимодействуют друг с другом. Благо большую их часть можно не слишком дорого купить новыми. Как мы уже знаем, обычные критерии качества к машинам УАЗ не подходят, даже к Патриоту. У него нет нормального исправного состояния – он просто или на ходу, или нет, а «исправность» определяется тем, с какими неудобствами, помимо тех, что заложены производителем, вы готовы смириться.
Для водителя УАЗа сбои магнитолы, тугие замки, глючащие приборы, неравномерность работы двигателя, посторонние шумы в салоне и текущие баки и бачки – это, в общем-то, мелочи, которые он либо устраняет одной левой, не обращаясь в сервис, либо не устраняет, потому что давно с ними смирился. Он не очень думает о качестве гофр и патрубков, потому что покупает их не по каталогу, а просто ищет детали, которые просто максимально подходят его машине. Если тормоза тормозят, мотор не перегревается и тянет, двери закрываются, а вибрации с шумами позволяют разговаривать и не стучать зубами, то машина считается исправной и годной к эксплуатации. Читая бортжурналы владельцев, где постоянно мелькают болгарки, наборы крепежа из нержавейки и самовырезанные прокладки, я убедился в том, что, по мнению владельцев, у Патриотов ничего особенно не ломается, кроме глубоко неважных элементов. А мелкие поломки легко устраняются деньгами. Например, новая фара стоит 15 тысяч рублей, а фонарь – 7, стекло доступно отдельно за 3 тысячи. Повторитель поворота на крыле стоит 72 рубля (не тысячи, просто рубля).
А если серьезно, то все часто ломается и в основном так же легко чинится, но основная масса проблем оборудования связана с низким качеством проводки и неоптимальной схемой питания.
Салон
На фотографиях салон у Патриота выглядит лучше, чем в реальности. Вживую жесткий пластик с фактурой детского пластикового чемодана в царапинах смотрится хуже, а качество подгонки панелей говорит о том, что разрабатывали это все не мудрые системы автоматизированного проектирования, а ленивые руки людей. Впрочем, условный комфорт присутствует, особенно у машин после 2012 года, когда панель сменили в первый раз. По шумоизоляции и эргономике автомобилю далеко до иномарок двухтысячных годов, но и от классической советской техники он ушел так же далеко.
С поломками в интерьере дела обстоят так же, как с прочим оборудованием: вроде и явных проколов нет, но течи печек, поломки обшивок, слабые кнопки, заедающие приводы и корродирующие тросики присутствуют и требуют неустанной заботы уже у машин возрастом от пары лет. Даже на новых автомобилях может банально не хватать болта в креплении обшивки, могут не работать концевики дверей, а вентилятор отопителя может умереть сразу после выезда из салона – тут как повезет.
Кстати, до установки иностранного блока климата отопление было далеко не самым выдающимся. Ну и течи радиаторов – это очень распространенная беда.
Электрика
Электрика сделана, как на английских и советских машинах. То есть, по остаточному признаку, кондовыми деталями, но крайне некачественно, без герметизации и с прокладкой «как повезет». В итоге короткие замыкания, перетертые провода, зазеленевшие колодки и сбои всего на свете случаются часто. Отремонтировать все это, конечно же, не проблема, но схему основных потребителей лучше выучить наизусть.
Промежуточный итог
УАЗ Patriot – это все еще очень советская машина. Не сравнивайте его даже с ВАЗами, которые очень далеко ушли по качеству и обслуживанию от карикатурного образа машины из СССР. УАЗ все еще мыслит сложными категориями затрат на разработку и внедрение, упорно не хочет менять «хорошее» на лучшее и, судя по всему, думает, что иномарок не существует. Во всяком случае с общечеловеческими ценностями создатели этой машины знакомы разве что по пересказам в журналах. Но есть и плюсы: сделано все, чтобы машину можно было починить, запчасти имеются в продаже, цена на них невысокая, качество основных комплектующих приемлемое, и если помимо рук при ремонте приложить голову, то можно сделать лучше, чем на заводе. Но не каждый современный автомобилист готов на такое идти. Люди, которые так мыслят и делают, еще есть, но их становится все меньше. Ну а для тех, кто готов идти до конца в стремлении купить УАЗ Patriot, мы можем предложить вторую часть материала, где поговорим об основной технике: подвесках, моторах и коробках передач.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Наверное уместнее обзор УАЗика было бы увидеть в каком-нибудь Трактор-Ревю. Ну не легковой это автомобиль. Респект его проходимости, ездили на «козлике» по горам над Хостой. Не знаю что там могло бы еще проехать кроме УАЗа или Шишиги…
Кстати, может это и не относится к Патриоту, на ранних УАЗиках колея совпадала с ж/д колеёй и существовали комплекты для движения по рельсам.
В За Рулём даже была статья, как они на патриоте сняли резину и на голых дисках по железке катались
Кстати так и не понял зачем сняли с производства 3159 "Барс"?Длинная база это прям то что нужно для классического козла.Длиннобазный Хантер стал бы хитярой.
ну очевидно, что если выпуск патриотов ограничен по шасси, а не кузовам, то барс прямо мешает, при этом он стоит дешевле сильно
Многие лесные, таёжные дороги пробиты и поддерживаются УАЗами, которые пролезают между деревьями на пределе манёвренности и машина длиннее стандартного 469/3151х там попросту не пролазит.
Давно его уже пора продавать как кит-кар в разборе, один хрен почти полностью пересобирать нужно после конвейера.
Новый кузов за 300+ тыс - это топ.
Никогда не рассматривал патриот как машину (эдакий луноход для тех, кому нужно), но новый кузов за 300 тыс! Прямо задумался.
Насчёт дешевизны УАЗовских запчастей бы поспорил, машина рассматривается как коммерческая, плюс родство с ГАЗом, так что запчасти не так уж и дёшевы. Но замены ему как таковой нет нет, так что спрос на запчасти устойчивый.
И ещё "Патриот" до и после 2016 года это фактически две внешне похожие, но разные внутри машины с минимальной совместимостью по запчастям, например, другая рама, кузов и мосты. Окраска машин после 2016 года стала значительно лучше и "Патрик" с тех пор гниёт не больше, чем остальные машины на рынке, откровенно гнилых рестайлов не видел даже в Питере.
АКПП 6L50 - вещь в себе со множеством невылеченных "детских болезней", попившая немало крови у себя на родине, многим владельцам "Патриота" также пришлось пройти через гарантийный ремонт АКПП.