Империя наносит удар
В начале 50-х годов прошлого века казалось, что ядерной войны между СССР и США не миновать. Постапокалиптическое будущее воспринималось почти как неизбежное, и весь вопрос был лишь в том, кто лучше к нему подготовится. Ульяновский автомобильный завод, являвшийся со времен Второй мировой войны "филиалом" по выпуску ГАЗ-69, в преддверии почти начавшейся Третьей получает от Министерства обороны секретный заказ: разработать автомобиль для... вывоза раненых и погибших из очагов радиоактивного поражения.
Об этом сейчас неизвестно практически никому, кроме нескольких оставшихся в живых разработчиков этой машины, но в обычной "буханке" с кузовом фургон, которую вы можете часто наблюдать на улицах, была реализована возможность перевозки, помимо водителя и пассажира, пяти носилок с ранеными: четыре из них крепятся по бортам в два яруса, а пятые задвигаются между боковыми... Удивительно? Мало похоже на правду? Конечно, ведь эти факты были многие годы строжайше засекречены!
MADE IN USSR
Во второй половине 50-х стало приходить понимание, что апокалипсис если и будет, то не обязательно прямо сейчас. Он, может быть, случится завтра, а сегодня в быту очень пригодился бы полноприводный автомобиль вагонной компоновки, который уже практически готов к производству. Машина, к этому моменту обретшая название УАЗ-450, в основе своей имела шасси ГАЗ-69 с поставленным сверху оригинальным кузовом, нарисованным дизайнером В. И. Арямовым... Говорят "буханкой" этот автомобиль начали называть еще заводские испытатели.
Машина могла брать на борт 800 кг груза и развивать скорость 90 км/ч. В 1957 году была закончена подготовка производства этого автомобиля, а в 1958 началось его серийное производство. Интересно, что двумя годами ранее в США начали выпускать очень похожий автомобиль — Ford FC. Та машина имела два основных варианта, грузовик с короткой и длинной кабинами, фургон появился позже и выпускался мало (как и сама модель, дожившая лишь до 1965 года), однако споры по поводу советской и американской "буханок" не утихают до сих пор... Украл ли Арямов дизайн у американцев? Едва ли — машины рисовались и разрабатывались одновременно (в полном соответствии с канонами "гонки вооружений"), просто советская, как водится, задержалась с выходом в серию. Дело не в плагиате, а в общей направленности дизайна тех лет — взгляните, например, на первый Volkswagen Transporter.
Вторая "буханка"
С 1958 по 1965 год "буханка" под именем УАЗ-450 (к индексу прибавлялась буква А для санитарного авто, В — для фургона и Д — для грузовика с деревянным кузовом) выпускалась в своем первозданном виде: рама, 3-ступенчатая коробка и бензиновый мотор объемом 2.1 литра, выдающий 52 л.с., всё в чистом виде от ГАЗ-69 (такой же мотор, кстати, ставился на ГАЗ-20 "Победа"). К середине 60-х машину сделали более технологичной, уйдя от прямого родства с армейским джипом: изогнутая сварная рама поменялась на оригинальную прямую, сделанную из швеллерного профиля, рычажные амортизаторы уступили место телескопическим, а силовой агрегат был позаимствован у ГАЗ-21 "Волга" — верхнеклапанный 2.5-литровый 70-сильный двигатель был сопряжен с 4-ступенчатой коробкой передач. Кроме того, оптимизировалась сама компоновка силового агрегата и рулевого управления.
Вместе с этим машина получила и "фейслифт" — оформление передней части кабины в том виде, в котором мы знаем этот автомобиль сейчас. В 1965-м в производство пошел модернизированный грузовичок УАЗ-452Д (он получил в народе меткое прозвище "головастик"), годом позже подтянулись и остальные модификации: фургон УАЗ-452, "санитарка" УАЗ–452А (её прозвали "таблеткой" или "пилюлей"), и впервые появившийся в гамме десятиместный микроавтобус УАЗ–452В. Кстати, по одной из версий, эта "слишком гражданская" и дорогая для УАЗа тех лет модификация родилась почти случайно — на ней настояли люди из "Автоэкспорта", организации, продававшей советские автомобили за рубеж. Хотя вариант "микроавтобус" был заложен еще в первых эскизах!
Вариации
"Буханка" — советский автомобиль-рекордсмен по количеству модификаций и "тюнинг-версий". Обусловлено это двумя факторами: а) автомобиль получился очень удачным и востребованным; б) УАЗ имел сильную "заточенность" под армию и при этом весьма скромные производственные мощности. Модификации можно разделить на две большие группы: сделанные силами сторонних организаций и собственно уазовские. Первая группа, многочисленные варианты "незаводского тюнинга", были порождены главным образом долгим отсутствием в гамме микроавтобуса — авторемонтные и механические заводы переделывали фургоны в автобусы, врезая окна и устанавливая сиденья. Такие машины, получившие прозвище "барбухайки", были лишены нормальной вентиляции, отопления и даже входа-выхода, но положение спасали.
И более того — "барбухайки" спровоцировали развитие целой новой отрасли советского автопрома: со временем на шасси "буханки"» стали производить вполне приличные микроавтобусы, иногда даже превосходящие заводской УАЗ-452В по комфорту — такими, например, были микроавтобусы АПВУ (Псковского авторемонтного завода). А потом те же заводы начали собирать специализированный транспорт на той же проверенной платформе — так появились автокинопередвижки (завод "Кубань"), автомобили для киносъёмок (Черниговский завод специального автотранспорта) и даже техника для мелиорации (Псковский завод "Гидроимпульс"). Что же касается собственных изысканий УАЗа, то инженерный штат породил просто гигантское количество всевозможных опытных образцов, и как жаль, что большинству из них не нашлось места на конвейере: "скорая помощь" с мягкой гидропневматической подвеской, реанимационный автомобиль для спасателей, 16-местный автобус, гусеничный вездеход, седельный тягач...
Эволюция
На протяжении 1970-х годов "буханки" практически не модернизировались. Но во время перестройки в 1985-1989 годах семейство вездеходов всё же подверглось обновлению: мощность двигателя подняли до 90 л.с., поставили двухконтурный привод тормозов с вакуумным усилителем и модернизированные мосты с другими передаточными числами. Поменялись и обозначения версий: бортовой грузовик стал называться УАЗ-3303, фургон — УАЗ-3741, микроавтобус — УАЗ-2206, а санитарный автомобиль — УАЗ-3962.
В 1997 автомобиль получил, наконец, новый мотор — УМЗ-4218 объемом 2.9 литра и мощностью 98 л.с. В 2008 году этот мотор совместно с фирмой Bosch, с которой УАЗ сотрудничал в области электронного впрыска топлива, модернизировали, он стал называться УМЗ-4213 (2,9 л, 99 л.с.) и отвечал нормам "Евро-3". А в марте 2011 года его довели до "Евро-4", помимо этого снабдив автомобиль ремнями безопасности того же стандарта ("Евро-4"), системой ABS и гидроусилителем руля... Всё это похвальные попытки вписаться в современность, но сейчас они уже отчетливо напоминают выражение "что мертвому припарки" — к настоящему моменту автомобиль, спроектированный в начале 60-х годов, не отвечает никаким требованиям.
Плюсы и минусы
Европейский краш-тест эта машина в своем нынешнем виде не пройдет никогда. У шоферов даже есть про "буханку" такая грустная шутка: "до смерти 1,5 миллиметра". Имеется ввиду расстояние, которое отделяет сидящих в салоне от "улицы" — ничего, что могло бы гасить энергию удара при столкновении, в этом автомобиле нет в принципе. Добавьте сюда полное отсутствие комфорта в его современном понимании (если кто ни разу не ездил в таком автомобиле, попробуйте, вас ждёт чудный экспириенс — трясет там немилосердно и на любой скорости) и очень высокий расход топлива (паспортный по смешанному циклу — 13 л/100 км, но реальный — на 5-7 литров больше). Так почему же этот автомобиль до сих пор жив?
Потому что — Россия! В этой стране такой машине до сих пор нет адекватной замены, причем это касается не только армии и МЧС, которые от "буханок" не откажутся, наверное, никогда. В огромной стране, где вместо большей части дорог присутствуют направления, "буханка" незаменима — в глубинке её до сих пор активно используют как "скорую помощь", сельскохозяйственный автомобиль, маршрутное такси... Да-да, в этой стране есть огромное множество мест, где до работы, до дома или до магазина можно добраться только на "буханке"!
Незаменима?
По проходимости "буханка" находится почти на уровне со своим "братом", великим и ужасным УАЗ-469 (он же 3151, ныне Hunter). Даже заднеприводная версия буханки (в 1960-1970-х существовала и такая) была способна пройти там, где не могли пролезть обычные микроавтобусы — клиренс-то равнялся 230 мм против 170-180 у "гражданских"! Вдумайтесь: полноприводные "буханки" способны преодолевать 40-сантиметровую снежную целину и спокойно двигаться по колее, раскатанной гружеными "Уралами". А простота конструкции позволяет произвести ремонт практически в поле и без специального инструмента — вот они, армейские корни!
Так что же, ей так и не найдется замены? И какая в этом случае ей уготована учась? Попасть под запрет производства после ввода очередных норм безопасности и экологичности? Да, это очень вероятный исход. Но... как мы знаем, УАЗ участвует в проекте "Кортеж" (который, помимо техники для правительства, подразумевает и "гражданские" версии автомобилей), и сейчас в Ульяновске начали работы с совершенно новой платформой, на коей к 2018 году должны начать строить широкое семейство внедорожников. Не исключается также, что на этой же платформе УАЗ будет строить (внимание!) микроавтобусы. И действительно, с чего бы УАЗу, переживающему сложный "переходный" период, отказываться от столь эксклюзивной ниши, как микроавтобус-вездеход?.. "Буханка NEW"?! Почему бы нет! Мы пофантазировали на тему, как может выглядеть такой автомобиль, и вот что у нас получилось…
Рисовал специально для Kolesa.Ru: Артём Синицын
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
По настоящему замечательная машина. Крепкая, надёжная. Неубиваемая. Незаменима для геологов, топографов, геофизиков и прочего экспедиционного люда. А насчёт "до смерти 1,5 миллиметра" - полный бред! При столкновении с "буханкой", скорее любой другой автомобиль превратится в хлам. И при переворачивании "буханка" вполне безопасна. На себе испытано.
Андрей, попадали в аварию?
Не, с точки зрения безопасности - гроб на колесах.
Был на севере, гаишники не штрафуют водителей буханок, за не пристегнутый ремень - пристегнутым в нем опаснее :(
Но машина не заменима, там где нет дорого, то есть на большинстве территорий нашей страны.
"Добавьте сюда полное отсутствие комфорта в его современном понимании (если кто ни разу не ездил в таком автомобиле, попробуйте, вас ждёт чудный экспириенс — трясет там немилосердно и на любой скорости"
Последние модификации идут с пружинной подвеской передней оси (на некоторых и задней), спереди вполне мягко. Однако, бывалые охотники и лесорубы теперь жалуются на ухудшившуюся из-за этого проходимость и неубиваемость. Говорят, - на валежник и пеньки хуже заскакивать стало.
работал на ней. хорошая машина. плюс зимой тепло в ней водиле. движек под боком. и кашу в кансервах на движек положил и разогрел).и проезжал по нашим стройкам. там где даже уралы буксовали))
а чего фантазировать то о будущей буханке... можно вспомнить реальную машину УАЗ 3165 Симба. Планировалась как замена буханке, но как всегда в серию не пошла...
ИДИОТ
Полностью согласен!!!
Ну да... И ценник в пол мульта за такой агрегат. Ладно хоть ГУР теперь есть. И как сказал один мой знакомый что содержать УАЗ в наше время могут только очень богатые люди.
Я знаю одного парня который расказывал про свое криминальное прошлое. В то время когда граница с КЗ стала реальностью они возили на буханках контробанду, 4 машины имели в арсенале жесткие сцепки. Подъезжая к броду куда Уралы не лезли. Они сцеплялись, первая машина заходит в воду и при касание крыльчаткой глушит мотор, задние толкают. после прохождения опасной глубины, заодится и начинае тянуть следующих которые попеременно глушат моторы. Написал как то сбивчиво, но это реальные люди, снимаю шляпу!
Я знаю одного парня который рассказывал про свое криминальное прошлое. В то время когда граница с КЗ стала реальностью они возили на буханках контробанду, 4 машины имели в арсенале жесткие сцепки. Подъезжая к броду куда Уралы не лезли. Они сцеплялись, первая машина заходит в воду и при касание крыльчаткой глушит мотор, задние толкают. после прохождения опасной глубины, заводится и начинае тянуть следующих которые попеременно глушат моторы. Написал как то сбивчиво, но это реальные люди, снимаю шляпу! Сам 3 года ездил на Патриоте, не самый надежный вариант передвижения. 469 круче и главное его не так жалко.
Я знаю одного парня который рассказывал про свое криминальное прошлое. В то время когда граница с КЗ стала реальностью они возили на буханках контробанду, 4 машины имели в арсенале жесткие сцепки. Подъезжая к броду куда Уралы не лезли. Они сцеплялись, первая машина заходит в воду и при касание крыльчаткой глушит мотор, задние толкают. после прохождения опасной глубины, заводится и начинае тянуть следующих которые попеременно глушат моторы. Написал как то сбивчиво, но это реальные люди, снимаю шляпу! Сам 3 года ездил на Патриоте, не самый надежный вариант передвижения. 469 круче и главное его не так жалко.
Ставлю палец вверх, Васян:) Спасибо, мы исправили это недоразумение.
А ещё буханка отлично плавает! На Северном Урале на многих реках мосты советской постройки снесло половодьями, новые мосты никто не строит - денег нет. Выручает буханка, на ней можно переплыть любую реку, у кузова водоизмещение в несколько тонн, колёса здорово гребут на задней передаче, вода набирается медленно, достаточно одного человека с ведром чтобы вычерпывать. С буханкой отсутствие мостов на реках - вообще не проблема. И альтернативы такому вместительному, комфортному, ремонтопригодному и дешёвому вездеходу просто нет.
У Иннокентий Кишкурно есть факты или документы про трупы ядерной войны?
Похоже это неправильный журналист - пургу несёт и не морщится