Три автомобильных аксессуара из 80-х годов в коробках и в состоянии «минт» попали к нам на тест. Три устройства, отмеченные знаком качества, выглядят сегодня курьезно, но обладать ими в среде советских автовладельцев было модно и престижно.
Посмотрим, имеют ли «гости из прошлого» какие-то преимущества в плане работоспособности, устройства и комплектации перед многочисленными современными аналогами азиатского производства!
Портативный насос для мойки автомобилей – 1983 год
Самый забавный гаджет из наших сегодняшних «капсул времени». Устройство под названием «Насос для мойки автомобилей» дошло до наших дней нетронутым, пролежав на пыльной полке с 1983 года, в котором оно стоило 28 рублей.
Разумеется, это не аналог современной мойки высокого давления – сбивать грязь напором в сотню бар девайс не умеет. Это простой насос подачи воды для ведра – устройство опускается в емкость с мыльной водой и… плавает на её поверхности, выплевывая влагу через пятиметровый тоненький шланг. Напор, конечно же, слабенький – это же не «керхер»! Поэтому сперва воду с шампунем положено подавать через щетку-разбрызгиватель, которой водитель вручную смывает грязь с кузова, а потом щетку можно снять и надеть вместо неё насадку для струи – чтобы сбить мыльную пену чистой водой. Для контроля расхода воды в комплекте идет смешное приспособление, наподобие струбцинки, пережимающей шланг. Конечно, было бы удобнее управлять подачей воды вентилем в виде пистолетной рукоятки, но уж что имеем…
«Это СССР, детка!» (с)
Собственно, таких «моек» сегодня продается в автомагазинах великое множество: 20-литровая канистра, к которой подключен 12-вольтовый компактный насос и шланг со щеткой – суть ровно та же, что у нашего устройства родом из Союза. Но прелесть советского гаджета – в его конструкции! Благодаря пустотелому корпусу в форме «грибка» устройство плавает в ведре с водой, а после мойки все причиндалы (пятиметровый шланг, щетка, струйная насадка и трехметровый провод питания) прячутся в этот самый «грибок» под крышку с ручкой для переноски! Решение по-настоящему изящное и аккуратное (что, вообще-то, редкость для кондовых советских вещей) – нам понравилось!
Сравнивать с современными аналогами советский насос мы не станем – с технической точки зрения такие устройства, в общем-то, не эволюционировали: «эконом-лейка» – она и есть «эконом-лейка». Просто опробуем его в работе – насос зажужжит впервые спустя 33 года после выпуска...
Устройство отработало честно – насос качает почти бесшумно, струя стабильная, компактность и мобильность на высоте. Впрочем, чтобы помыть этим советским девайсом даже относительно чистую машину, требуется минимум два ведра воды – и это если экономить. Да и пройтись круглой щеточкой размером с некрупное яблоко по всей площади кузова, не оставляя непромытых участков – работа еще та… Плюс, подобный способ мойки смотрится невыигрышно на фоне бюджетных аппаратов высокого давления. «Щеточный метод» сегодня не в почете – краска у современных автомобилей не та, что в 80-е – тоненькая, нежная… Тут правит бал бесконтактная мойка. В общем, 0:1 – первый раунд против современных технологий СССР проигрывает...
Электрический насос «Мустанг» – 1989 год
В 80-е годы электрический насос для шин был редкостью, если не «мажорством» – большинство советских владельцев Жигулей и Москвичей, не говоря уже о Запорожцах, качали колеса (машине) и грыжу (себе) штатными ручными Т-образными «качалками».
Насос, подобный этому «Мустангу», скорее, можно было встретить в багажнике номенклатурной Волги… Родом тестируемый нами экземпляр из 1989 года, в котором за него просили 35 рублей 20 копеек, хотя встретить в свободной продаже его было, как и любой дефицит, непросто!
Сделан насос невероятно солидно. Берешь в руки и чувствуешь гордость за ушедшую империю! Тяжелый металлический корпус и начинка, крепкая молотковая окраска, толстый шнур с проводами солидного сечения, знак качества и личная подпись контролера ОТК в паспорте... Интересный аксессуар идет с насосом – бутылочка-пульверизатор с комплектом сменных жиклеров-форсунок, которая навинчивается на «Мустанга» вместо шланга. В инструкции говорится, что предназначен пульвер для подкрашивания… повреждений кузова! Однако, современный автомобиль подкрашивать таким способом – варварство, а для покраски забора или сарая маловата емкость, да и насос не рассчитан на продолжительную работу… В принципе, сгодится, чтобы через трафарет нанести номер на двери гаража.
Открываем инструкцию, и в ней уже не все столь радужно – характеристики насоса из СССР в 2016 году заставляют крепко задуматься… По принципу действия он не поршневой, как все современные электронасосы, а мембранный: мотор, кривошип на валу, шатун – это все аналогично нынешним «качалкам», но венчает шатун не поршень, а мембрана. При этом, согласно инструкции, потребляемый «Мустангом» ток – аж 17 ампер, а вот максимальное давление – всего 2 атмосферы, и время работы до перегрева – не более 2,5 минуты! Тогда как многие недорогие современные поршневые насосы качают атмосфер 5, дорогие – 8–10, да и работают до перегрева заметно дольше… Честно говоря, с такими параметрами насос выглядит неважно… Так что, раз советское изделие не обещает выдающихся результатов, не станем выставлять его против крутых и дорогих современных моделей. Попробуем силами «сборной СССР» обыграть хотя бы дешевенький 300-рублевый «ашан-компрессор»! Итак, поехали – выкручиваем ниппель из 15-дюймового колеса и включаем компрессоры по таймеру на 2 минуты: сперва недорогой азиатский, затем замер давления, снова спуск в ноль, и под конец запрягаем советского «Мустанга»:
«Мустанг» вовсю брыкается в руке, оправдывая свое название, и вот результат – 1:0 в пользу СССР! За 120 секунд дешевенький китайский насос «надышал» всего 1 бар, а «Мустанг» за это же время «вдул» в шину 2,5 бара при необходимых двух!
Да, ток потребления великоват, а максимальное давление невысоко (на фоне обещанных инструкцией 2 «очков» мы сняли с насоса 2,5, но и три, думается, он бы осилил без повреждений), плюс бой был с заведомо хилым противником, но за общую железность, вес и бодрость работы – присуждается победа! Хотя и с натяжкой – из-за отсутствия манометра. Конечно, для того, чтобы доехать до дома или шиномонтажа со спустившимся баллоном, совершенно необязательно выставлять давление до десяток; надул на глазок – и ладно... Но вот подкачка всех четырех колес по кругу таким насосом – та еще задача! На каждом колесе вам придется как минимум пару-тройку раз снимать с ниппеля шланг «Мустанга» и проверять давление ручным манометром – не входящим в комплект, к слову. Такая мышиная возня явно некомфортна, хотя на фоне радикулитных ручных насосов прежних лет «Мустанг», безусловно, был мечтой автомобилиста…
Пылесос «Шмель-авто» – 1982 год
Сегодня автомобильные пылесосы стоят дешево, а выбор их велик. Хотя устройства эти в высшей степени спорные – полноценный домашний пылесос имеет мощность минимум ватт 800, что для автомобильного устройства, питающегося от 12 вольт, недостижимо.
По этой причине эффективность среднестатистического автопылесоса крайне низка, и многие используют его после покупки или получения в подарок один раз – первый и последний, чтобы убедиться в том, что очистить всерьез загрязнившееся покрытие пола с его помощью невозможно – разве что собрать легкие соринки...
Может быть, «игрок сборной СССР» по имени «Шмель», родом из 1983 года и ценой в 28 рублей, явит нам чудеса всасывания? В инструкции к «Шмелю», между прочим, указаны весьма солидные для автомобильного пылесоса параметры – мощность 90 ватт и создаваемое разрежение не менее 400 мм водяного столба. Это реально неплохо на фоне большинства современных беспородных автопылесосов азиатского происхождения, у которых создаваемое разрежение не превышает обычно 180–240 мм водяного столба, а мощность – 60–70 ватт.
Чтобы выяснить эффективность отечественного пылесоса, проделаем простой визуальный опыт. Равномерно рассеем на чистом автомобильном ворсовом полу горсть песка, разделим загрязненное место полоской бумажного скотча, чтобы «развести оппонентов по углам ринга», и проведем по полу плоской узкой насадкой – слева пылесосом производства СССР, а справа пылесосом азиатского происхождения. Поехали!
Увы, советский пылесос осрамился… Собственно, даже рукой ощущалась слабость всасывания в сравнении с китайским конкурентом, и на реальном загрязнении результат также вполне нагляден. Собирать остатки пришлось «китайцем», хотя и он тоже далеко не торт в сравнении с настоящим мощным бытовым пылесосом. Счет 1:0, и общий – 1:2.
Вместо заключения
В общем, в те времена мы, конечно, «делали ракеты и перекрывали Енисей», но советские автогаджеты, как видим, никакими особыми достоинствами не обладали – несмотря на размашисто-щедрое использование при их изготовлении стали, меди, пластика и прочих материалов, за тотальную экономию коих мы сейчас постоянно упрекаем азиатских производителей. Хотя в отсутствие нынешнего изобилия даже то, что удавалось достать (порой, с двойной-тройной переплатой!), безусловно, считалось у советских автовладельцев роскошью и весьма ценилось.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Уважаемые, "эксперты", Вы сравниваете несравниваемое! Советские автомобильные принадлежности, которые были протестированы, произведены 30 лет тому назад. Почти треть века технологического прогресса для Вас не имеют значения? Сравните их с аналогичными "буржуинскими" приборами тех лет. Тогда выводы будут корректны. Сравните компьютеры 1989 и 2016 годов производства даже одной и той же фирмы. Как полагаете, будет заметно различие? А Ваш подход говорит лишь о непонимании весомости понятий "время", "прогресс". Видимо "эксперты" сами недавнего года производства, а выводы соответствуют их возрастному восприятию.
смысл тут наверное в целесообразности использования случайно найденных дедушкиных артефактов из совка
У меня практически такой же компрессор Мустанг. Только уже Российского производства начала 2000-х годов. Качает средненько, шумит очень громко, тяжелый, первые два раза работал от прикуривателя, потом спалилась проводка идущая к прикуривателю ))), отец поставил крокодилы и теперь юзаем напрямую от аккумулятора. Ему уже лет 13, а он работает, причем первые 6-7 лет качал колеса размерностью 235/75/15.
Неужели Ваш Мустанг был оснащён штеккером прикуривателя на заводе? К моему прилагалась специальная розетка, которую владельцу предлагалось установить рядом с акком.
Ну вообще-то Мустанг - пожалуй, лучший компрессор по скорости накачки, с поршневыми и рядом не стоял. Качает гораздо быстрее Беркута-17, с ашановскими поделками можно и не сравнивать. Именно благодаря мембранной конструкции. Хотя шумит, конечно. У меня их было три, два до сих пор в машинах вожу, один лет 10 назад из ракушки украли. Все с манометрами (выпуска 90-х - 2000-х годов). Хотя манометры, надо признать, через некоторое время начинали врать. Очень жаль, что прекратили выпускать это оригинальное и полезное устройство. PS: от прикуривателя Мустанги никогда не работали, скорее всего перепутали с поршневым Муссоном от того же производителя (НПО Агат).
Мустанг вам достался уже перестроечный. Мой Мустанг 1983 года выпуска снабжён манометром с завода. Вкручен в точно такую же насадку с курком, как на фото. Посмотрите на первое из трёх фото о ходе соревнования: Мустанг лежит на зелёной таре от бутылок, и там ясно видно место ввинчивания манометра со стандартной резьбой.
Компрессор до сих пор катается у меня в багажнике, наверное, шестой машины и позволяет своей мощью насаживать отлепившийся борт бескамерки на место, что далеко не каждому агрегату под силу. Ни манжеты, ни электродвигатель до сих пор не ломались и не разбирались. Утерян только чёрный пластиковый щиток с надписью "МУСТАНГ" - как выяснилось, он сделан из пластмассы, растворимой в бензине:-)