В европейской автомобилистской среде фигура этой женщины – настоящий культ. Меж тем в России её история до сих пор малоизвестна, хотя в последние годы публикации о ней в российских СМИ всё же начинают появляться. Сайт Kolesa.ru, опубликовав материал о Карле Бенце, человеке, который был одним из изобретателей автомобиля как такового, восполняет пробел и рассказывает о женщине, без которой история самого Карла – а значит, и история первого автомобиля – могла бы не состояться вовсе. 5 августа исполняется 128 лет со дня знаменательной поездки Берты Бенц к своим родителям на автомобиле.
Сесилия Берта Рингер родилась 3 мая 1849 года в семье плотника Карла Фридриха. Это случилось в Пфорцхайме (Германия), там же Берта провела своё детство и юность. В 1870 году, находясь в доме Манштедтов на торжестве по случаю собственной предстоящей помолвки с Вильгельмом фон Манштедтом, она знакомится с изобретателем Карлом Бенцом, который вместе с компаньоном Августом Риттером представляет хозяину дома идею устройства, движущегося без лошадей. Бенц желал увлечь идеей Манштедта-старшего, чтобы тот финансировал создание такого устройства, однако на главу семьи идеи Бенца и Риттера впечатления не произвели. Но эти идеи, как и личность самого Бенца, произвели впечатление на 21-летнюю Берту Рингер – впечатление настолько сильное, что её помолвка с Манштедтом-сыном так и не состоялась.
Вместо этого Берта объявила родителям, что выйдет замуж за Карла. При этом она настойчиво просила отца ещё до свадьбы дать будущему мужу ссуду в 4 244 золотых марки, чтобы тот мог выкупить долю в «Механической мастерской Карла Бенца и Августа Риттера» в Мангейме, основанной им вместе с прежним соратником, с которым они начали расходиться во взглядах на будущее своих проектов.
До сих пор нет единого мнения на эту семейную коллизию – то ли Берта действительно упросила отца дать жениху ссуду до свадьбы, то ли пошла ва-банк, выйдя замуж за Бенца и получив необходимую сумму в счёт приданого.
Как бы то ни было, а Бенц обрёл любовь и соратницу всей своей жизни, а также получил возможность продолжать работать над своими идеями. В то время он мечтал создать двигатель, который бы стал альтернативой и конной тяге, и уже уходящему в историю паровому мотору – таковым ведущим инженерам Европы в то время виделся уже именно ДВС, правда, пока исключительно как идея – а также приводимый этим двигателем в движение экипаж. Долгое время Бенц ищет новых партнёров, пытается сделать предприятие прибыльным, выпускает на нём замки и скобяные изделия, да попросту берётся за любой заказ, который к нему поступает. Всё, чтобы обеспечить будущее растущей семьи, в которой к 1877 году было уже трое детей – двое мальчиков и девочка.
Наконец, поршень двигается с мёртвой точки: Бенц изобретает, изготавливает и патентует двухтактный ДВС, который они вместе с супругой торжественно заводят в новогоднюю ночь нового 1879 года. А ещё через семь лет, 29 января 1886 года, пройдя череду смен партнёров и реорганизаций собственного предприятия, он патентует «Автомобиль с газовым двигателем», уже с четырёхтактным. 3 июля того же года Benz Patent-Motorwagen проходит публичные испытания на одной из улиц Мангейма. К слову, в семье Бенцов на тот момент уже четверо детей, второй из дочерей несколько лет от роду.
Но до окончания трудных времён было ещё далеко. Поговаривают, что гениальный изобретатель Бенц был в гораздо большей степени инженером, нежели предпринимателем, да и консервативное немецкое общество явно не было готово к новой транспортной эре. Несмотря на шумиху, произведённую на нескольких выставках автомобилем Benz Patent-Motorwagen (в том числе на Парижской выставке в 1887 году), изобретение в течение нескольких лет продолжало восприниматься как довольно опасная и малоприменимая в реальной жизни экзотика, а сам изобретатель упрочил свою репутацию весьма чудаковатого господина.
По некоторым дошедшим до нас сведениям, в ходе одной из демонстрационных поездок Бенц врезался на автомобиле в стену дома. По другим данным, шум мотора машины напугал лошадь мясника, та понесла и рассыпала груз, который Бенцу пришлось выкупить, чтобы исчерпать инцидент. По третьей версии, двигатель Benz Patent-Motorwagen из-за малой надёжности карбюратора попросту взорвался на глазах столпившихся горожан. «У папаши Бенца не все дома», — судачили соседи семьи Бенцов в Мангейме. Пошёл даже слух, что «старина Карл» из-за своей повозки угодил в сумасшедший дом.
Двигатель
Цилиндры/клапаны | Объем | Мощность |
---|---|---|
1 | 954 см³ | 1 л. с. |
Старина Карл тем временем был дома в Мангейме. Он сидел под навесом своей мастерской и вносил бесконечные изменения в автомобиль, всё больше укрепляясь во мнении, что его изобретение слишком несовершенно и ненадёжно, чтобы быть способным преодолевать хоть сколько-нибудь значительные расстояния, став в конечном итоге заменой конной тяге. Его мечта снова уходила от него. Утром 5 августа 1888 года Бенц нашёл дома записку от супруги: «Не волнуйся, мы у мамы». Не зная, что и думать, он спустился в мастерскую и… не обнаружил автомобиля на месте.
Далее мы можем оперировать воспоминаниями очевидца, которые, отбросив всю последующую романтизацию этой истории, положим в основу описания произошедших событий – младший из сыновей Берты и Бенца, Ойген, успел при жизни поделиться подробностями того памятного дня. Тогда, в 1888 году, ему было 13 лет, а старшему брату Рихарду – 15. В то утро они с братом и мамой вывели автомобиль из мастерской, оттолкали через ворота подальше от дома, чтобы не разбудить отца шумом, и запустили двигатель. Мама решила, что они поедут проведать бабушку в Пфорцхайм.
Отец Берты, увы, скончался за несколько лет до этого памятного дня, мать же находилась в добром здравии и изредка обменивалась с дочерью телеграммами. Но виделись они редко – от Мангейма до Пфорцхайма около 104 километров, и поездка на лошадях превращалось в целое путешествие. Берта решила доказать, прежде всего, своему собственному мужу, что на автомобиле, который он изобрёл, добраться до Пфорцхайма будет гораздо проще – не останавливаясь на ночлег и не меняя лошадей.
Вопреки расхожему мнению, равно как и кинематографической версии этой истории, за рулём Benz Patent-Motorwagen в тот день чаще всего находилась не Берта, а именно 13-летний Ойген, в то время как Берта с Рихардом толкали автомобиль, если возникала такая необходимость. На сложных участках, где переднее колесо (оно на первом автомобиле было одно единственное) врезалось в дёрн, растоптанный лошадьми, а также на подъёмах, в которые «моторваген» не мог забраться самостоятельно.
Кроме того, машина регулярно ломалась. Но забившийся топливопровод Берта смогла почистить с помощью шпильки для волос, вышедший из строя изолятор проводки обернула чулочной подвязкой, а «кончившийся» тормоз удалось починить у шорника (мастер, изготавливающий шоры и упряжь для лошадей), который на скорую руку изготовил тормозные накладки из кожи. Через какое-то время в баке почти закончилось топливо, но на счастье по пути попалась аптека, и мама с детьми скупили в ней весь запас лигроина – эта более тяжёлая фракция бензина использовалась в то время в основном как пятновыводитель.
Им удалось добраться до Пфорцхайма целыми и невредимыми. Ряд источников утверждает, что вся дорога заняла у них чуть меньше 12 часов, что означает, что средняя скорость на дистанции составила порядка 9 км/ч. Это примерно столько же, сколько в условиях, близким и идеальным, путешественники затратили бы, будь у них повозка, запряжённая одной или двумя лошадьми. Но суть в том, что у Бенцов, порой едва сводивших концы с концами, не было лошадей и конной повозки, считавшихся привилегией богатых людей – как не было их у миллионов простых немцев.
Они достигли городка ночью, и, согласно официальной трактовке (опять-таки, расходящейся с легендами), заночевали в гостинице, а в дом родителей Берты направились с утра. В Мангейм полетела телеграмма: «Добрались благополучно». Карл Бенц, едва только что не подписавший передачу всех своих патентов в обмен на закрытие многочисленных долгов, был вне себя от радости. Позднее он говорил, что сам никогда бы не решился на подобное.
Очевидно, понимая грандиозность предпринятого супругой шага, он и не думал упрекать её за содеянное, а в ответной телеграмме лишь попросил выслать ему приводную цепь с автомобиля, необходимую ему для скорой демонстрации потенциальному заказчику, взамен пообещав прислать другую. Спустя пять дней на гостящий в Пфорцхайме Benz Patent-Motorwagen была поставлена новая цепь, и Берта, Рихард и Ойген тронулись в обратный путь, который оказался даже несколько короче – благодаря найденной «срезке» он уложился всего в 90 километров.
Та поездка показала Бенцу, как нужно совершенствовать автомобиль – в частности, в трансмиссии вскоре появилась специальная «горная» передача для преодоления подъёмов. И случайно или нет, но после того путешествия у Карла Бенца словно выросли за спиной крылья.
Дела пошли на лад, и за последующие четыре года ему удалось продать 69 своих автомобилей и создать первую четырёхколёсную модель, а ещё через несколько лет запатентовать грузовой автомобиль, автобус и целый ряд узлов и механизмов, которые на следующие сто с лишним лет станут основополагающими в теории и конструкции автомобиля. В 1900 году фирма «Карл Бенц и компания» стала ведущим игроком нарождающегося автопрома, выпустив 603 автомобиля. А семья Бенцов насчитывала к тому моменту уже пятерых детей – двух сыновей и трёх дочерей.
Впереди у Карла Бенца были ещё многочисленные карьерные взлёты и падения, профессиональные успехи и неудачи… Но главную свою удачу он, пожалуй, ухватил за хвост именно тогда, 5 августа 1888 года. Точнее, это сделала для него Берта. Она совершила первую в истории поездку на автомобиле с конечной целью (читай – автопробег, а ведь до этого дня Карл решался только на короткие демонстрационные поездки), осуществила первый «заезд на автосервис» (та самая остановка у шорника), а аптека, где покупался лигроин, до сегодняшнего момента считается первой в мире заправкой для автомобилей.
Берта пережила мужа на 15 лет, уйдя из жизни 5 мая 1944 года, через два дня после своего 95-летия. Последние годы она провела в поместье в Ладенбурге, куда они с Карлом переехали в 1906 году. Сейчас она – совершенно легендарная личность. С 2008 года 194-километровая дорога, по которой путешествовала Берта с сыновьями (путь туда и обратно), является официальным туристическим маршрутом. Как сообщает сайт, посвящённый Берте Бенц, на этой «самой старой автомобильной дороге» проводятся соревнования Bertha Benz Challenge, где участвуют автомобили с альтернативными источниками энергии – ведь эра ДВС, одним из открывателей которой был Карл Бенц, постепенно уходит в прошлое. В 2011 году в Германии был снят фильм «Карл и Берта», подробно повествующий о путешествии Берты и других событиях из их жизни. А в 2013 году по аналогичному сценарию был даже выпущен комикс.
Бытует мнение, и оно охотно муссируется в русскоязычной прессе, что отправившись в то путешествие, Берта, кроме всего прочего, осуществила гениальную пиар-акцию, которая и позволила супругу сделать своё изобретение коммерчески успешным. Можно понять, почему столь широкое распространение получила именно такая трактовка истории – она весьма изящно ложится в повествование – но, пожалуй, это не более, чем красивая легенда. По крайней мере, в рекламных материалах тех лет, рассказывающих о продукции Бенца, упоминания о путешествии Берты отсутствуют. Да и люди, встреченные Бертой, Ойгеном и Рихардом в поездке, едва ли были так уж ошарашены их появлением.
Во-первых, они были бюргерами или крестьянами, весьма занятыми августовскими хозяйственными делами, а во-вторых, на этой дороге, идущей недалеко от нескольких промышленных центров и механических мастерских, местные жители уже много на что насмотрелись – прежде бывали здесь и экстравагантные господа на машинах с паровым двигателем, и чудаки на велосипедах-пауках. Когда Берта с сыновьями останавливалась из-за очередной поломки, местные жители действительно проявляли интерес, но по большей части это был интерес зевак, которые сдабривали встречу репликами вроде «Ну, теперь уж точно конец вашей кляче».
Но что же на самом деле сделала Берта Бенц? Её поступок по тем временам был совершенно немыслимым, вопиющим – женщины того времени не могли бы позволить себе и малой доли того, что она «учудила». По выражению некоторых современников, она вообще «редко вела себя, как настоящая леди» (стоит вспомнить только историю с помолвкой, отменённой в последний момент), но сейчас говорят, что она стала чуть ли не первым примером женщины, не являющейся всегда и по умолчанию тенью своего супруга, а имеющей право на собственные решения и поступки.
И при этой «своенравности», как ни парадоксально, Берта была тем самым тылом – не формально закреплённым многолетней традицией, а совершенно реальным – на который супруг всегда мог опереться. И в определённый момент это сыграло ключевую роль – пожалуй, Берта решилась на свой вояж в момент максимальной неуверенности Карла Бенца в своих силах. Берта стала, если угодно, той самой «шеей», которая повернула «голову» в нужном направлении. Вот и всё.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
В одном из мерседесовских автосалонов в Киеве видел реплику того самого первого автомобиля Карла Бенца. Честно говоря, лично на меня даже она произвела огромное впечатление.... Самобеглая повозка разительно отличалась по конструкции от того, что мы сейчас знаем, под именем автомобиль и уж тем паче современный автомобиль... Иннокентию огромное спасибо за статью - очень порадовала... За вложенный фильм тоже респект - посмотрел с удовольствием. И другим настоятельно рекомендую...
Большое спасибо за интересный материал! Как здорово, что сохранились такие качественные снимки.. Молодцы немцы - умеют хранить свою историю