Рождение легенды
Когда Ford освоил производство "Фокуса" первого поколения во Всеволожске в 2002 году, это была первая доступная иномарка. Базовая стоимость составляла тогда 10 900 долларов или 337 000 рублей по тогдашнему курсу. Начав накачиваться нефтедолларами, российская экономика породила прослойку "менеджеров среднего звена" с относительно сносными зарплатами, которые думали уже не о том, как прокормиться и заплатить за свет, а ездили пару раз в год в Египет и хотели чувствовать себя Приличными Людьми.
Неотъемлемой частью имиджа должен был стать Приличный Автомобиль. "Жигули", "Нексия" или 15-летний Volkswagen Golf II на эту роль не подходили, потому как были не слишком презентабельными, часто ломались. Ремонтировать их приходилось у хмурых дяденек в робах, которые ругались непонятными словами вроде "моновпрыска" и "трамблера".
Другое дело — новый Focus. Его можно было взять в кредит и обслуживать в красивом дилерском центре, попивая кофеек на мягком диване. Машина имела жестковатый пластик и ряд спорных эргономических решений, но хорошо управлялась, достойно разгонялась и при этом была действительно надежной. А что еще нужно русскому человеку?
Слава доступного рационального автомобиля сыграла с "Фокусом" злую шутку — для многих он стал символом конформизма и дурного вкуса. Поэтому часто просто из чувства противоречия народ покупал более дорогих и капризных конкурентов: Citroen C4, Peugeot 307-308, Mazda 3 и Honda Civic.
И все-таки спрос на всеволожскую модель был стабилен даже во время кризиса 2008-2009 годов. Со сменой поколений в 2011 году успех семейства замедлился. Причина, по мнению продавцов Ford, кроется в выходе на рынок Hyundai Solaris. Формально автомобиль относился к В-классу, но его оснащение и комфорт дотягивали до границ, которые позволяли бы конкурировать с "Форкусом". Вдобавок "Солярис" имел ниже стоимость. В результате за новоиспеченным "корейцем" выстроились очереди. Затем милость россиян и вовсе сменилась на гнев. В 2012 году продажи "Фокуса" рухнули. На тот момент маркетинговая цена седана (1.6 л., 105 л.с., МКПП) составляла 542 000 рублей, а хэтчбека — 532 000 рублей. Далее кривая реализации продолжила движение вниз. По итогам продаж новых автомобилей в России за первые 2 месяца 2014-го семейство Focus заняло 17-е место. При этом у моделей была зафиксирована наихудшая динамика среди наиболее популярных машин в России, вошедших в топ-25, — спрос упал на 41%. Дальше — больше. За 7 месяцев спрос на модель рухнул на 57%. Обвалившиеся продажи марки Ford в I полугодии принесли убыток СП Ford-Sollers в 3,43 млрд рублей. В итоговом отчете Ассоциации европейского бизнеса за 2014 год американская марка заняла в России 12-е место с обвалом продаж на 38,2%. Главным виновником здесь стал, конечно же, "Фокус".
Сужение рыночной ниши
Сегмент доступных, но при этом Приличных Автомобилей пополнился целым рядом новинок. Chevrolet Aveo, Chevrolet Lacetti, старый Kia Rio и Renault Logan, которые были доступны в качестве альтернативы "Фокусу" в середине и конце нулевых, все-таки считались ущербными. Корейский автопром признавался тогда второсортным, ну а "Логан" шокировал своим странным внешним видом и убогим салоном.Но затем вышли бюджетные новинки, которые уже считались Приличными. Сначала Volkswagen Polo sedan, а потом Hyundai Solaris и Kia Rio. Так бюджетный сегмент чуть выше откровенных "бюджетников" оказался забит. Напирали и конкуренты "сверху" — кроссоверы. Вчерашние владельцы "Фокусов", поднявшись по карьерной лестнице, выбирали автомобили повышенной проходимости, и традиционный С-класс постепенно терял долю рынка. Взглянем на таблицы 25 популярных моделей рынка… В 2010-м в топе было лишь 4 кроссовера (Nissan Qashqai, Kia Sportage, Toyota RAV4 и Suzuki Grand Vitara) и 7 машин С-класса (Ford Focus, Opel Astra, Toyota Corolla, Kia сee’d, Skoda Octavia, Peugeot 308 и Chevrolet Cruze). Сам "Фокус" тогда занимал 5-ю строчку в рейтинге. По итогам 2014 года баланс другой. Машин С-класса осталось пять — Skoda Octavia, Kia сee'd, Chevrolet Cruze, Ford Focus и Toyota Corolla. Кроссоверов уже семь — Renault Duster, Toyota RAV4, Hyundai ix35, Nissan Qashqai, Kia Sportage, Mitsubishi Outlander и Mazda CX-5. "Фокус", напомним, обосновался на 18-й позиции.
Изменения в характере самого "Фокуса"
Пусть не самая важная, но существенная причина — промах с аудиторией. Если первое и второе поколения считались "рабочими лошадками", аскетичными автомобилями с функциональным набором опций, то третье поколение решило "омолодиться". Внешность с корейскими мотивами жителей европейской части России (основная аудитория бренда) не впечатлила. А еще тесный салон, слишком экспрессивные формы в интерьере… Зрелым людям тут делать уже нечего. Пришли молодые покупатели, но не в том количестве, как рассчитывали. В 2014 году хэтчбек с 1.6-литровым мотором стоил 615 000 рублей. Сейчас ценник на Focus и вовсе начинается от 759 000 рублей. Пожалуй, что с учетом повысившихся кредитных ставок это можно считать финалом истории о "доступной иномарке".
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
В Канаде столько же Фордов Фокусов продают в год, причём даже чуть меньше 10 лет постоянно.
Как писали с сарказмом в одном автоиздании "Форд сделал c Фокусом невозможное - увеличив размеры и колёсную базу, автомобиль стал существенно теснее". Знакомый 188 см роста и 100 кг веса кое-как вместился в Focus3, в итоге взял VW Polo Sedan в 2012 году.. Сейчас и молодняк и не особо худой, если рост за 180 и попа не узкая, то за таким водилой в хэтч сядут лишь дети или мелкие дамы, так что в 3-м поколении много взяли универсалов относительно предыдущих поколений, но это не молодёжный кузов, забыли, что бывшая целевая аудитория Фокуса ,семьянины, выбирают теперь (с нуля или после владения Фокусом 2) Шкоду Октавию.
Ну а если мало места бери бизнесс класс..
по сравнению с вторым фокусом третий просто убожище! Тесный, низкий и с бардачком вместо багажника. По моему это и есть основная причина неудач вкупе с немерено возросшими аппетитами в цене!То ли дело старый добрый ФФ2 с двухлитровым табуном...
Рынку нужен 1.6 105 л.с. седан на 6-ступенчатом гидромеханическом автомате за 800 тыс. руб. с кондиционером и просто MP-3 ридером, а не SYNCи на роботах.Сделают- наберут 20 тыс.в год, а пока за январь в топ-25 и у более дорогой Кэмри продажи в 2 раза больше.
У Фокуса есть проблемы с комплектациями, но скоро они решатся. Раньше не было ни навигации, ни камеры заднего вида. После рестайлинга это все наконец появится. Седан в третьем исполнении не получился из-за узкого проема багажника, а многие не хотят брать универсал или хэтч. Еще была проблема, что Форд из-за падения рубля уж слишком круто цены задрал без оглядки на конкурентов. Куга так до сих пор стоит столько, что можно у конкурентов купить кроссовер классом выше. Да и ПауэрШифт в Фокус могли бы с мокрым сцеплением ставить, как в Мондео.
У Фокуса есть проблемы с комплектациями, но скоро они решатся. Раньше не было ни навигации, ни камеры заднего вида. После рестайлинга это все наконец появится. Седан в третьем исполнении не получился из-за узкого проема багажника, а многие не хотят брать универсал или хэтч. Еще была проблема, что Форд из-за падения рубля уж слишком круто цены задрал без оглядки на конкурентов. Куга так до сих пор стоит столько, что можно у конкурентов купить кроссовер классом выше. Да и ПауэрШифт в Фокус могли бы с мокрым сцеплением ставить, как в Мондео.
Ну, собственно, это мы и хотели сказать! :) Вы правы. Я после тест-драйва 3-го Фокуса был просто в шоке. У меня рост 175, мне и то тесно было.
Покупал 3 фокус в 2011,кроме того что нужно заливать воду в омыватель проблем никаких,что за пездеж....
Дизайн фокуса шел волнамиПервое поколение это просто уродство, что внешний вид, что в салоне. Треугольная уродина. Странно что он вообще стал популярным с таким дизайном. Второе поколение было с отличным лаконичным дизайном, разве что салон простоват.Третья генерация намудрили с бамперами (снова изуродовали треугольниками) Но после рестайлинга стало нормально.
Не остался. Вся проблема из за надежности коробки и это 1я главная причина, никак не 3я