Начало
У Ульяновского автозавода в Советском Союзе был один главный заказчик — Министерство обороны. Именно поэтому УАЗ-469 был создан в строгом соответствии с техническим заданием военных, ну а потребителям из народного хозяйства приходилось мириться с особенностями автомобиля, связанными с его основным назначением.
Еще в начале восьмидесятых годов в Ульяновске начали работу над новыми трёх- и пятидверными внедорожниками, которые должны был прийти на смену "уазику". Как нетрудно догадаться, «музыку заказывали» военные, поэтому в восьмидесятые годы пятидверный УАЗ-3172 (ОКР Вагон) конструировали в соответствии с их требованиями. Однако военные заказы стали постепенно сокращаться, а гражданские потребители и не могли, и не хотели покупать продукцию УАЗа в больших количествах — уж слишком специфичными были "уазики", чтобы ездить на них по дорогам общего пользования.
Утилитарный УАЗ-3172 в середине восьмидесятых выглядел вполне современно
УАЗ-3172 в наши дни в выставочном павильоне-музее УАЗ (фото — Вадим Кондратьев)
Но тут завод столкнулся с другой проблемой — технологической. В силу низкой автоматизации производства условия труда были тяжелыми, а работали в этих цехах не постоянные рабочие, а "временщики" — в том числе и присланные теми, кто впоследствии получал новые машины, собранные на УАЗе. Это сказывалось на качестве автомобилей отнюдь не лучшим образом.
Именно поэтому к моменту, когда после перехода на "хозрасчетные рельсы" у завода появились собственные деньги и возможность ими распоряжаться, руководство приняло решение реконструировать кузовное производство и смонтировать роботизированные сварочные линии, на которых можно было бы выпускать не только автомобили для военных и народного хозяйства, но и продукцию для частных покупателей.
Вплоть до начала девяностых годов частник не мог купить ульяновский внедорожник новым — реально было "достать" разве что списанный "уазик". Но при переходе на рыночную экономику все резко изменилось.
В этот момент стало ясно, что "забуксовавший" во времени из-за агонии СССР УАЗ-3172 выпускать на новых производственных мощностях не получится хотя бы потому, что его проектировали без учета применения роботов, да и в целом проект остановился на уровне ходовых образцов без готовых решений по ходовой части.
Опытный образец «гражданского» варианта УАЗ-3172-01 в 1991 году выпустили в ЦОП УГК УАЗ (фото – Вадим Кондратьев)
Поэтому в Ульяновске решили не "допиливать" первую разработку, а создать новый кузов, подкатив под него существующее шасси модели 3151. Ведущим конструктором проекта стал Вячеслав Осипов, которому вместе с коллегами требовалось решить непростую задачу – «скрестить быка с носорогом», то есть совместить старую основу от военной машины с современным и комфортабельным «верхом», получив на выходе конкурентоспособный внедорожник с хорошим набором потребительских качеств.
Design by Lada
Но в Ульяновске поступили довольно нестандартно: для проектирования нового кузова привлекли специалистов ВАЗа — точнее, внешностью новой модели занялись в НТЦ ВАЗа, где в это время как раз работали над проектом новой Нивы под индексом ВАЗ-2123. Причин было несколько: во-первых, на самом ульяновском автозаводе для его штатных сотрудников в приоритете были работы по модели 3172 для военных. Во-вторых, только что запущенный научно-технический центр в Тольятти располагал самыми современными технологиями, а сам ВАЗ был безоговорочным лидером в создании принципиально новых моделей — достаточно вспомнить ВАЗ-2121, "восьмерку". В Ульяновске же опыта в создании "гражданских" машин с нуля просто не было — особенно в той части, которая относилась к дизайну.
Внешностью будущего УАЗ-3160 занялся В. Степанов — один из тех дизайнеров НТЦ ВАЗа, которые наряду с В. Сёмушкиным и А. Беляковым создали несколько пробных вариантов облика новой Нивы ВАЗ-2123.
Вариант ВАЗ-2123 от В. Степанова (1988 год), в котором без труда просматривается фамильный стиль вазовской «десятки» (фото из книги «Высокой мысли пламень»)
Свои наработки по Ниве дизайнер ВАЗа вскоре применил для создания облика нового «уазика» (фото из книги «Высокой мысли пламень»)
Именно поэтому обтекаемый кузов "шестидесятки" неуловимо напоминает... ВАЗ-2110 — плавные обводы, мягкие линии, отсутствие выступающих элементов вроде колёсных арок, скругленные переходы...
Не удивляет тот факт, что УАЗ-3160 получился на порядок аэродинамичнее прежнего "козлика" — коэффициент динамического сопротивления Сх у него равен 0,49 вместо 0,61, что позволило серийным автомобилям разгоняться до немыслимых для старых «уазиков» 145 км/ч!
Для своего времени кузов УАЗ спроектирован по современным технологиям
Не обошлось и без ложки дёгтя. Из-за старого шасси дизайнеры не могли сделать машину шире или ниже — по сути, новый кузов пришлось в прямом смысле "натягивать" на раму старого УАЗа с довольно короткой колёсной базой (2 400 мм). Именно она и повлияла на весьма своеобразные пропорции новой машины, кузов которой в итоге получился высоким и коротким.
Ведь такое расстояние между осями обычно характерно для "трёхдверок", а не внедорожников с пятью дверями. В Ульяновске же трёхдверную модификацию даже не рассматривали по причине банальной нехватки средств даже для освоения базовой модели.
Симбир – название, которым с самого начала на заводе обозначали новое семейство. Однако в обиходе оно так и не прижилось: новый УАЗ до появления модели 3162 по-прежнему звали «уазиком».
Обманчивое впечатление: УАЗ-3160 кажется крупным, хотя в длину он сравним с обычной малолитражкой!
Новый кузов и старое шасси плохо "дружили" не только по геометрическим размерам — во время компоновочных и доводочных работ стало очевидно, что ходовая часть тридцатилетней давности требует если не кардинального пересмотра, то хотя бы исправления самых явных недостатков. Тем более, что ульяновские конструкторы благодаря работам по семейству 3172 располагали неплохим набором наработок по элементам ходовой части, которые позволили бы хоть немного приблизить "уазик" по ходовым качествам к обычным легковым автомобилям.
Революция путём эволюции
Во время работ над УАЗ-3160 в Ульяновске в прямом смысле мечтали о новом двигателе — мощном, экологичном и тяговитом. Примерив перспективный на тот момент 16-клапанный ЗМЗ-406, в нём немного разочаровались — то, что было под стать Волге, оказалось недостаточным для крупного и тяжелого внедорожника. Эксперименты по установке французских дизелей Peugeot и итальянских VM представляли скорее умозрительный интерес — уж слишком заоблачной получилась бы цена автомобилей с импортным "сердцем". Поэтому лучшим вариантом оказался двигатель УМЗ рабочим объемом 2,89 л, который выпускался предприятием АО «Волжские моторы» (бывший Ульяновский моторный завод) как в карбюраторном (УМЗ-421.10-10, 98 л.с.), так и впрысковом (УМЗ-4213, 110 л.с.) исполнении.
Схему трансмиссии решили не менять — уж слишком много потребовалось бы нововведений, поэтому УАЗ-3160 довольствовался традиционным "парт-таймом" с жестко подключаемым передним мостом и отсутствующими блокировками дифференциалов, хотя в разработках по модели 3160 числилась и новая раздатка с межосевым дифференциалом, что позволило бы ездить с включенным передком и по дорогам с твёрдым покрытием.
Зато впереди вместо традиционных рессор применили компактную пружинную подвеску, которая позволила улучшить пассивную безопасность за счет увеличения энергопоглощающей способности передних лонжеронов рамы, а сзади — малолистовые рессоры. Интересно, что колёсная база "коротыша" по сравнению с обычным УАЗом все-таки увеличилась на 20 мм, но, увы, глаз этого не замечает.
Несмотря на первоначальные планы не трогать шасси и трансмиссию, УАЗ-3160 получил целый ряд новых узлов, которые выгодно отличали его от предшественника. Специально для "шестидесятки" на базе обычной «четырехступки» создали пятиступенчатую полностью синхронизированную коробку, которая отличалась наличием картера пятой передачи, пристыкованного к корпусу. Кроме того, была разработана и абсолютно новая «пятиступка» с общим алюминиевым картером, но серийные УАЗ-3160 её так и не дождались, а многие машины из-за нехватки комплектующих вообще оснащали четырехступенчатой коробкой передач.
В стремлении упростить водителю обращение с трансмиссией конструкторы также изменили схему управления мелкомодульной раздаточной коробкой, возложив эту задачу на один рычаг, причем включить "понижайку" без подключения переднего моста было нельзя. Да и сами ведущие мосты стали другими — вместо не самых жестких и прочных мостов типа "Тимкен" УАЗ-3160 оснащали так называемыми "чайковскими" типа "Спайсер", с неразъемным картером, причем для подключения переднего моста предусматривались флажки в ступицах передних колёс, а шарниры более совершенной конструкции позволили увеличить их угол поворота.
И это еще не всё: УАЗ-3160 получил травмобезопасную рулевую колонку с регулировкой по высоте, а также гидравлический усилитель рулевого управления, который облегчал маневрирование на малых скоростях и уменьшал удары "по рулю" во время езды по бездорожью.
Не забыли в Ульяновске и про тормоза: совместно с фирмой Lucas конструкторы разработали дисковые вентилируемые передние тормоза с двухпоршневыми суппортами, а задние барабанные получили автоматический подвод колодок к барабанам.
Сохранив прежнюю схему трансмисии, УАЗ-3160 по технике стал намного «ближе» и «добрее» к водителю и пассажирам
Таким образом, по технической части «шестидесятка» совершила большой шаг вперёд от сурового автомобиля для военных до обычного автомобиля для рядовых граждан.
Став куда более привлекательным внешне и удобнее внутри, УАЗ-3160 сохранил потенциал настоящего внедорожника с отличной геометрической проходимостью.
Всё для людей
Не приходилось больше терпеть тяготы и лишения и в салоне, который ранее был ахиллесовой пятой ульяновских автомобилей. По сути, на прежних «уазиках» интерьера как такового и не было, в то время как новая модель получила «человеческий» салон с пластиковой отделкой панели приборов и дверей, опускающимися стёклами, пухлым ободом руля, развитой центральной консолью и прочими привычными для легковушек салонными атрибутами.
Интерьер нового УАЗа – не лучше, и не хуже чем у остальных отечественных автомобилей того времени
Со временем комбинация приборов получила окошко с цифровым одометром
При этом салон «шестидесятки» был не только симпатичным, но и функциональным: заднее сиденье можно было сложить по частям (2:1), а в багажном отделении предусматривались откидные сиденья, благодаря чему УАЗ-3160 мог взять на борт до семи человек включая водителя.
Пятеро в салоне, двое в багажнике – УАЗ-3160 был семиместным автомобилем
Вместо откидного борта в НТЦ ВАЗ спроектировали и впоследствии запатентовали открывающуюся в сторону дверь с навешенным на неё запасным колесом, но "калитка" почему-то открывалась на правую сторону – то есть, в сторону тротуара, точно как на японских праворульных джипах.
Несмотря на то, что предсерийные образцы были показаны широкой публике еще в 1993 году, из-за экономических неурядиц и проблем с финансированием УАЗ-3160 добрался до конвейера только несколько лет спустя и годом позже, чем планировалось — лишь в 1997 году.
Новый ульяновский внедорожник стал настоящей звездой августовского выпуска журнала «За Рулем» за 1993 год
Два первых кузова в новом цехе сварили 20 июня, а 5 августа с главного конвейера Ульяновского автозавода сошли пять первых серийных автомобилей нового семейства. Запуск новой модели стал большим и важным событием не только для заводчан, но и для самой страны, которая получила полностью отечественный, но при этом вполне современный и доступный внедорожник.
УАЗ-3160 появился на выставке в Чехии не просто так…
…ведь на новом «уазике» ездила даже чешская полиция! (фото — Honza Groh)
Немаловажно, что по качеству сборки и окраски «шестидесятка» заметно превосходила прежние «уазики», а в качестве опций в некоторых комплектациях были предусмотрены электрические стеклоподъемники, легкосплавные диски, люк в крыше, «кенгурятник» и подножки.
С внедорожными «атрибутами» в некоторых ракурсах новый УАЗ смотрелся даже солидно
Однако отечественные автомобилисты покупать новую модель не спешили по нескольким причинам. Во-первых, новая модель получилась довольно "сырой", ведь доводочным работам было уделено не столько времени, сколько требовалось для избавления от всех "детских болезней". Во-вторых, УАЗ мог считаться доступным разве что в сравнении с иностранными аналогами, а вот относительно прежних машин и отечественных легковушек "шестидесятка" была довольно дорогой. Наконец, первые счастливые покупатели столкнулись с реальными проблемами: при отказе узлов и агрегатов отремонтировать их по гарантии было весьма проблематично! Отдельные экземпляры из-за применения обходных технологий производства за первый год эксплуатации умудрялись попасть на ремонт более десятка (!) раз, простояв в сервисе в общей сложности несколько месяцев.
Стабильное массовое производство УАЗ-3160 удалось освоить спустя два года после начала серийного производства, в 1999-м. С 2001 года "шестидесятки" начали оснащать современными 2,7-литровыми 16-клапанными впрысковыми двигателями ЗМЗ-4092 мощностью 132 л.с., который на автомобилях последних выпусков развивал 143 "лошадки". Впрочем, в 2002-2003 годах были собраны небольшие партии машин, оснащенных дизелями — как отечественным турбомотором ЗМЗ-5143.10, так и иностранными двигателями Peugeot и VM.
Кроме обычной "короткой" версии, в начале двухтысячных годов в Ульяновске начали выпускать автомобиль, который окончательно закрепил за семейством имя «Симбир»: УАЗ-3162 с увеличенной колёсной базой, выглядящий намного привлекательнее "шестидесятки" благодаря изменившимся пропорциям кузова.
Кроме того, за счет более широких задних дверей в "длинном" УАЗе посадка на второй ряд была гораздо удобнее. Именно поэтому покупатели предпочитали УАЗ-3162, а не "коротыша", спрос на который быстро сошел на нет. По этой причине уже в 2003 году производство базового УАЗ-3160 прекратили, сосредоточившись на выпуске УАЗ-3162 и его производных. Однако это никак не умаляет того факта, что именно "шестидесятка" в своё время перевернула важную страницу в книге Ульяновского автозавода, и стилистически, и конструктивно став основой для моделей современного модельного ряда УАЗ – например, Патриота.
Серийные модификации УАЗ-3160:
- 31601 — бензиновый двигатель УМЗ-421.10-10 (2,9 л; карбюратор; 110 л.с.)
- 31602 — бензиновый двигатель ЗМЗ-4092 (2,7 л; впрыск; 132 л.с.)
- 31602-059 — бензиновый двигатель ЗМЗ-409.10 (2,7 л; впрыск; 142 л.с.)
- 31603 — дизельный двигатель Peugeot XUAD11ATE (2,1 л; турбонаддув; 108 л.с.)
- 31604 — дизельный двигатель VM 425LTRU (2,5 л; турбонаддув; 103 л.с.)
- 31605 — бензиновый двигатель УМЗ-2413 (2,9 л; впрыск; 110 л.с.)
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Забавно, что опытная модель в самом начала статьи смотрится раз в 200 органичней того, что вышло в серию, напоминая некоторые даже Роверы что ли. И раз уж они закупали роботизированную линию, не стоило ли ее сразу строить под более перспективное и широкое шасси, чем то, что было на старых уазах? По итогу до сих пор же с этими узкими и высокими коробками мучаются в лице уже патриота.
Линию закупали под производство кузовов. Под производство шасси - рамы и мостов, мало того, что пришлось бы капитально модернизировать производство, так еще и разрабатывать эти узлы, на что у завода не было ни денег, ни компетенций. Поэтому и стояла задача - новый кузов на старом шасси, другой машины на тот момент просто не было, а если бы она по какому-то чуду появилась, но на нее и денег бы не было.
Тот же 3172 в гражданской версии выглядел как какой-то ленд ровер, ну ок, не ровер, но все равно раз в 200 лучше, чем то, что в итоге сошло с конвеера. Если уж модернизируете производство, надо модернизировать так, чтобы выпускать что-то современное. Смысл инвестировато в то, что в итоге позволит со скрипом натянуть новый кузов на "козла". В итоге у нас есть долбаный крузак, ровер и бла бла, которые все смотрятся гармонично почти в любой своей ипостаси и УАЗик, который вечно выглядит как пришитая кому-то пятая нога, потому что, блин, линию не закупили, то не спланировали, там не отработали. При всем при этом завод прекрасно знает о том, что хотят потребители, но абсолютно не хочет и не может в это все инвестировать. (Спасибо, что хоть автомат хотят таки на конвеер поставить, и то хлеб) Это вообще типичная история почти всех Российских предприятий, что, мол, завот не смог вовремя что-то новое освоитьи решил использовать "проверенные", читай устаревшие, решения еще лет ...надцать.
насчёт "узости" ты зря, а вот с лишними ста мм высоты факт, мучаются.
Ну никак не поймут люди, почему задняя дверь открывается вправо. Придётся объяснить. Представьте, что вам нужно перевезти доски. Как правило, они 3 метра длиной. В свой Логан вам их не впихнуть, и вы просите товарища на Хантере. Уложили доски по диагонали, от правой передней стойки к левому стопарю, через весь салон... А дверь багажника не закрывается, потому как открывается "правильно" - влево. И чего? Доски на 10 см каждую пилить, или с ь открытой дверью ехать? В Симбире и Патриоте эта проблема даже не стоит, благодаря "глупым" конструкторам.
а ещё водителю так гораздо быстрее добраться до содержимого багажника, например огнетушителя, закреплённого у задней левой арки.
У ТЛК распашная пятая дверь также открывается аналогично - на правую сторону. Сначала удивлялся, но потом пришло понимание, что конструкторы, что УАЗа, что Тойоты всё-таки были правы. На этом фоне странной становится дверь Хантера с левым открыванием.
нафиг Патриоту автомат? Качество сборки повысить,комплектующие отбирать более тщательно и коррозионную стойкость, хотя бы как у Паджеро.А то цену повышают каждые полгода, а он как сыпался, ржавел, так и продолжает...
А тут все дело в рынке. При нынешних ТТХ УАЗ уже почти полностью занял всю нишу на которую нацелен. Даже если качество улучшить - это не спровоцирует рост продаж, который бы позволил отбить инвестиции. Поэтому первоочередная задача - это расширение целевой аудитории. И тут как ни крути, без автомата не обойтись. Потому что все предыдущие изменения, которые они демонстрировали для расширения ЦА были, мягко говоря, никудышные. Типа мафон на андроиде, пару плюшек в салон. Да на кой черт, если движок прожорливый и слабый, КПП все та же ручка, эргономика тоже вопросы вызывает. Мне, например, ужасно узким кажется педальный узел и я не могу нормально дотягиваться до рычага КПП. Лично мое мнение, что УАЗ таки сможет расширить ЦА только если выпустит авто с автоматом, более мощным и экономичным двиглом, усиленной безопаснотью, чтобы не ломать водителю ноги, как то есть сейчас, судя по тестам, и улучшенным качеством сборки про которое Вы говорите. Стоимость машины в топе должна быть на уровне точно меньше 2-х лямов.
Помню, в Авторевю в 1998-м за номером 16 был обзор МИМС-98, увидел фото 3162. И сказать, что обалдел - не сказать ничего, настолько разительное было отличие от привычного облика УАЗика) Подумалось - прям иномарка! Да только откуда 8-летнему пацану было знать, что под внешней "мишурой" скрывался по большому счёту всё тот же старый добрый 469)
"С 2001 года «шестидесятки» начали оснащать современными 2,7-литровыми 16-клапанными впрысковыми двигателями ЗМЗ-4092 рабочим объемом 132 л.с., который на автомобилях последних выпусков развивал 143 «лошадки». " - тут что-то явно не так.
Спасибо, исправили!