На всякий случай стоит напомнить, что говоря о результатах продаж в 2016 году, мы сравниваем его не с неплохим (а местами рекордным) 2014-м, а с уже кризисным для рынка 2015-м, когда снижение объемов реализации разбушевалось похлеще Фантомаса. И если взглянуть на результаты годовалой давности, то мы увидим в итоговой месячной графе «относительно АППГ» нелицеприятные -37,9%, это в сумме означает, что в 2016 году продажи пока продолжают снижаться. Разумеется, складывать напрямую эти 37,9% с нынешними 13,4% нельзя, но если взглянуть на продажи в штучном исчислении, то можно легко убедиться в том, что заголовок совсем чуть-чуть отошел от истины: в феврале 2014 года, который и сам-то не бил рекордов, было продано практически в два раза больше автомобилей, чем в нынешнем.
Впрочем, сейчас всем «не до жиру», а посему замедление падения рынка – это тоже результат. Г-н Йорг Шрайбер, Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, настроен довольно оптимистично и даже называет это развитием:
Падение рынка заметно замедляется – февраль этого года к февралю прошлого года показал «минус» 13%, что является наименьшим спадом за последние 14 месяцев. Это ожидаемое и всеми приветствуемое развитие, во многом обусловленное низкой базой прошлого года. Сейчас приближается весенний сезон, и он обычно приносит положительные новости для автомобильного рынка. Ближайшие недели покажут, в какой форме в действительности находится потребительский спрос в эти дни.
Эх, если бы у всех дела шли так же, как у февральского Ford… Но не будем спешить – ведь и в премиум-сегменте традиционно есть на что посмотреть.
Премиум-сегмент
Видимо, в прошлый раз мы окончательно перехвалили Mercedes: продажи немцев в феврале несколько сползли. Впрочем, ничего особо драматичного: «джек-пот» в 3 333 реализованных автомобиля – это на 20% меньше прошлогодних 4 151 и почти идентично результату 2014 года. А вот особенно отличился в этот раз Lexus. Японцам удалось значительно улучшить результат февралей обоих прошлых лет, и +83% относительно АППГ – наглядное тому подтверждение. В штучном выражении это 1 451 экземпляр против 791, что по-прежнему меньше, чем у постоянного лидера сегмента в лице Mercedes, но уже не в четыре, а всего в два раза. Видимо, инъекции новинок в лице Lexus LX, наконец-то получившего дизельную модификацию, и свежего RX приносят свои плоды – ну не специфический же RC F, в самом деле, составляет костяк продаж. «Напарник» Lexus по положительным кривым графиков – Porsche – не остался в стороне: пусть немцы оказались и не так резки, как японцы, но по итогам февраля марка растет уже третий год подряд – видимо, стратегия со ставкой на Cayenne работает, а «дорожная магия» Macan ему помогает.BMW и Audi нарастили объемы относительно прошлого месяца, но уменьшили по сравнению с прошлым годом: у обоих отрицательная процентная динамика, -23% и -16% соответственно. Для первых это 2 750 проданных автомобилей против 3 550, а для вторых 1 750 против 2 092. Впрочем, у остальных не лучше: Land Rover «в минусе» на 26% (881 авто против 1 183 в прошлом феврале), Infiniti – на 11% (371 против 419), Jaguar – тоже на 11% (67 против 75), а Acura – на 63% (33 против 89). В Volvo после небольшой паузы возобновились поставки автомобилей: 384 проданных автомобиля – это, конечно, вдвое меньше, чем 757 годом ранее, но куда лучше январских 16-ти. А вот результат Cadillac, пожалуй, уже не стоит называть «не показательным»: марка «в плюсе» уже пятый месяц подряд. Похоже, новый Escalade «поймал волну», начатую CTS. Посмотрим, как у них пойдут дела в этом году, ведь несмотря на то, что продажи исчисляются десятками, и +165% относительно АППГ – это всего 90 машин против 34, положительная динамика стабильна. А уж планы продаж у каждого свои. Зато у маленького Smart дела, напротив, пошли грустнее, чем обычно: мы уже привыкли писать о небольшом приросте в десяток-другой микрокаров в месяц, но в последнее время тренд изменился. В феврале, например, нового «питомца» завели лишь 12 человек – а это на 63% меньше, чем годом ранее. Что ж, будущие отчеты покажут, растеряли ли малыши остаток российской любви, или же покупатели просто собираются с финансовыми силами после выхода нового поколения модели.
Средний сегмент
Средний сегмент еще более любопытен, чем премиум: в феврале здесь есть бренд, который смог показать прирост относительно АППГ на целых 144%! Конечно, если взглянуть на этот показатель в двухлетней динамике, то он скорее напоминает фразу «быстро поднятое не считается упавшим»: в феврале 2015-го Ford потерял 78% от 6 306 машин, проданных в 2014-м, реализовав всего 1 399 машин. С другой стороны, такой «камбэк» – знак, несомненно, неплохой: либо эффективность маркетинговой политики и акционных предложений так высока, либо народная любовь к марке приносит свои плоды. Как бы то ни было, мы с удвоенным интересом понаблюдаем за результатами следующих месяцев, которые покажут, единовременный ли это «всплеск эмоций» или стабильный рост. Результат Ford тем интереснее, что кроме него в среднем сегменте положительными результатами могут похвастаться только Toyota да Suzuki, но их показатели куда скромнее: +11% и +48% соответственно. Зато Toyota – лидер сегмента с 7 953 проданными машинами относительно прошлогодних 7 143, в то время как для Suzuki, развернувшей прошлогодние 416 авто в 614, любой положительный результат – это уже добрый знак.Nissan, немного отставший от Toyota, реализовал 7 319 автомобилей, что на 23% меньше 9 447 в прошлом феврале. Следом идет Skoda, все же опередившая Ford, несмотря на -27% в столбце «относительно АППГ»: 4 076 автомобилей помогли удержать восьмое место в «общем зачете». Niva всеми четырьмя колесами тащит Chevrolet: без нее в графе «продажи» значилось бы число 33, а не 2 443. Впрочем, это все равно на 25% меньше прошлогодних 3 255. А вот ее собрат, Opel, похоже, все. Совсем все. В его статистике второй месяц подряд проставляется однозначный «ноль». Результаты остальных участников сегмента – лучше, чем у Opel, но все равно неважнецкие. Mitsubishi показала -42% (1 935 проданных автомобиля против 3 323), Mazda -37% (1 502 против 2 381), Subaru -43% (477 против 836), а Honda -38% (155 против 252). Относительно неплохими можно считать разве что достижения Peugeot, Citroen и SsangYong, которые весь прошлый год «падали» на 70-80%: их продажи относительно АППГ сократились соответственно на 33% (251 авто против 377), 11% (339 против 380) и 29% (399 против 561).
Бюджетный сегмент
Как ни странно, в феврале любопытные особенности есть и в бюджетном сегменте. Охарактеризовать их можно как «китайский рост на фоне всеобщего падения»: в условиях, когда все бренды бюджетного сегмента имеют отрицательную динамику относительно АППГ, все «китайцы», кроме Geely, – в плюсе. Да и Geely в минусе всего на 5%. Но обо всем по порядку. Традиционный лидер класса – Lada – показала 19-процентное сокращение объемов продаж, реализовав 19 035 авто против 23 639 годом ранее. Это хуже, чем у KIA, но лучше, чем у Hyundai: первые имеют -9% (11 492 выданных покупателям машины относительно прошлогодних 12 563), а вторые -21% (10 510 против 13 233). Французы из Renault вернули себе четвертое место, реализовав 8 823 авто, что всего на 3% меньше 9 100 в прошлом феврале. Неплохо держится и Volkswagen – только 7% сокращения, или 5 399 машин против 5 804 в штучном исчислении. Из «хорошистов» стоит особенно отметить УАЗ: с 3 099 проданными внедорожниками ульяновцы не только добились 37-процентного прироста относительно АППГ, но и превзошли результаты февраля 2014 года, когда было продано 2 903 «проходимца». Ну а еще через месяц мы узнаем, продолжится ли этот положительный тренд. У Daewoo, которая уже совсем не Daewoo, итоги февраля тоже неплохие: всего 3% потерь или 1 586 проданных авто относительно 1 639 в прошлом году. А вот у Datsun все куда грустнее: 1 655 машин, переданных покупателям – это далеко не 2 904, что были годом ранее, а на 43% меньше.Ну а теперь – к главной «любопытности» февраля: китайским брендам. Как уже было сказано, китайская джонка плывет всем ветрам назло, и несмотря на всеобщий спад, почти все бренды из Поднебесной смогли укрепить свои позиции. Lifan, например, «прирастил» вполне приличные 45% к 721 прошлогодней машине, реализовав 1 046 экземпляров своей техники. Geely – единственный «минусовой» бренд, но и тут потери относительно АППГ составили всего 5% – 644 проданных машины против 681. На третьем месте Chery: +10%, 443 автомобиля против 402. Больше ста машин также продали Brilliance и DFM: +1% (146 машин против 144) у первых и +189% (127 против 44) у вторых. Changan и Haima, хоть и не вышли даже за сотню, тоже воспряли духом: +134% (82 проданных машины против 35) у первого и +70% (34 против 20) у второй – тому подтверждение.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
А жизнь то налаживается. Рынок хоть по некоторым брендам начинает оживать. Я вот упустил, за счёт чего Форд показал такой рывок, но меня не перестают удивлять китайцы. Вот, казалось бы, они на рынке без году неделю, а так грамотно всё делают. Мне очень интересно, какую долю рынка они под себя заберут через 3-4 года, но то, что те, кто их недооценивал, он уже проиграл войну.