«Сигналка от Сергея Ненашева»
Сергей Ненашев – это, если помните, талантливый радиоинженер-аферист, спец в области радиосвязи, герой Александра Абдулова в культовом для своего времени фильме «Гений» 1991 года. А пришлось это кино к слову потому, что устройство, попавшее ко мне в руки, буквально пропитано духом того фильма, и даже год практически совпадает! Впрочем, обо всем по порядку…
Молодое поколение автовладельцев равнодушно относится к сигнализациям с обратной связью, представляя их чем-то самим собой разумеющимся... Однако в годы эдак восьмидесятые на брелок с дисплеем смотрели бы, как на нечистую силу! Крошечная коробочка сообщает вам о происходящем внутри и снаружи автомобиля за сотни метров, отправляет сигнал на автозапуск и совершает множество других «чудес». Впрочем, в эпоху, когда «компьютеры были большими», некоторые аналоги современных технологий все же встречались — правда, были они весьма примитивными вкупе с гигантскими размерами... Знакомьтесь — советская автосигнализация «с обратной связью» под названием «Веста-М» — устройство, оповещающее владельца автомобиля о попытках угона по радиоканалу!
Гаджет из своей коллекции отечественной ретро-электроники предоставил на тест Kolesa.ru наш читатель, с гордостью заверив, что информации по этому устройству мы не найдем ни в Гугле, ни в Яндексе. Как ни странно, так оно и оказалось — описаний этой системы, фотографий, сканов инструкции, упоминаний на форумах или в соцсетях — просто нет! Можно с большой долей вероятности предположить, что прибор был выпущен малой партией, как экспериментально-конверсионный.
Полное название системы — весьма замороченное: «ССД-1 система сигнально-дистанционная Веста-М». Производитель «Весты» — аж само НПО «Орион», известное, как «почтовый ящик». Основанное еще в 1946 году академиком Вавиловым, объединение и по сей день является единственным научным центром в России, занимающимся разработкой твердотельной фотоэлектроники — электронно-оптических преобразователей для приборов ночного видения, тепловизоров, электронных микроскопов и т. п.
«Элитное происхождение» характерно для сигнализаций такого типа — свою разновидность автомобильной радиоохранной системы, почти близнеца «Весты» выпускало, к примеру, Саратовское электроагрегатное объединение СЭПО — не «почтовый ящик», конечно, но одно из ведущих предприятий ВПК, на минуточку…
Конструкция и функции
«Веста-М» состоит из двух модулей — автомобильного и носимого. Автомобильный питается от бортовой сети 12 вольт, а носимый — от девятивольтовой батарейки, на что указывают шильдики, различающиеся напряжением питания.
Собственно, принцип монтажа и применения системы несложен. Автомобильный модуль устанавливается в салоне машины — он рассчитан на простейшую инсталляцию, для которой не требуется никакой электрической коммутации и арматурно-слесарных работ — иначе говоря, не требуется навыков.
Провод питания салонного модуля элементарно подключается к прикуривателю, после чего сам блок кладется под сиденье или в бардачок — длинный шнур это позволяет. После этого растягивается антенный провод длиной около двух метров — он приклеивается скотчем к стеклу задней двери со стороны петель или прокладывается по спинке сиденья. Собственно, монтаж закончен — устройство находится в дежурном режиме и при помощи датчика вибрации отслеживает колебания кузова, возникающие при попытке сесть в салон или снять колесо.
Мобильный блок, крупный кирпич размером с портативную радиостанцию — приемник. Выражаясь терминологией современных «охранок» с обратной связью, это... брелок! Покинув автомобиль на парковке неподалеку от дома, владелец забирает приемник с собой, ставит его дома на подоконник, выдвигает антенну и включает. Как только в машине срабатывает датчик колебаний кузова, из приемника раздается тональный сигнал — значит, нужно накинуть куртку поверх трусов, схватить на кухне топорик для рубки мяса и спешить на улицу защищать свою драгоценную девятку. «Низкая панель, короткое крыло», если вы понимаете, о чем.
Особенности эксплуатации
«Девятки» в распоряжении редакции не оказалось — ни с коротким крылом, ни с длинным. Но позволим себе отступление от стилистики начала 90-х. Опробуем работу ретро-гаджета четверть века спустя после того, как он покинул заводской цех! Паркуем машину на обочине приблизительно в ста метрах от девятиэтажного дома. Подключаем питание автомобильного блока, разматываем по салону синий провод антенны. Приемник ставим на подоконнике окна квартиры на верхнем этаже, выходящего, что важно, на противоположную от машины сторону. Покачиваем автомобильный блок, добиваясь срабатывания датчика, слышимого на слух, и звоним помощнику — увы, сообщает он, связи нет… Начинаем экспериментировать с расположением провода антенны в салоне машины, и вот звонок по телефону от помощника — приемник запищал! Результаты эксперимента показывают, что дальность оповещения «Весты» в городских условиях не превышает дальность брелока 433 мГц средненькой современной «сигналки» и требует контроля...
Кстати, для объективности уточним, что для подключения системы пришлось экстренно в полевых условиях заменить оригинальный штекер прикуривателя на современный — родной, как выяснилось, был склонен замыкать плюс и минус в разъеме машины!
По состоянию «как есть», мы заметили в «Весте-М» немало врожденных проблем… Главное, конечно, то самое подключение через прикуриватель — максимальное облегчение инсталляции устройства, рассчитанное даже на полную «блондинку», породило два серьезных минуса. Постоянное напряжение на прикуривателе после выключения зажигания сохранялось лишь на кондовых советских авто – то есть даже самую простенькую иномарку, появившуюся у граждан в 90-е годы, защитить «Вестой» без доработок (пусть и несложных) было нельзя…
Ну и вторая сторона легкости введения в эксплуатацию — простота выявления и отключения. Тонировка в ту эпоху была еще не в ходу, и обнаружить в прикуривателе штекер, провод которого уходит под сиденье, злоумышленнику было очень легко, просто заглянув в салон через окно. Хотя плюс это или минус — большой вопрос. Найдя «Весту», угонщик, скорее всего, просто переключил бы внимание на соседнюю машину. А нам, людям циничным, только того и нужно.
Еще один серьезный прокол разработчиков — избыточно массивный груз на длинной пластине контактного датчика колебаний (подробно о нем — ниже). Когда система не стоит на страже, а автомобиль движется, датчик реагирует даже на ровную дорогу и постоянно дребезжит! За счет гулкого металлического корпуса «Весты» в салоне стоит громкий непрерывный раздражающий перестук…
В принципе, нельзя сказать, что система такого типа архаична до полной непригодности в наши дни – вовсе нет! При определенной доработке и воплощении на современной элементной базе она вполне может быть полезна — в качестве дублирующего автономного устройства оповещения. Диапазон 27 мегагерц сегодня не подвержен глушению, в отличие от 433 мГц и GSM, поскольку злоумышленники знают, что в ассортименте массовых устройств автомобильной безопасности сейчас нет ничего, использующего эти частоты для связи. И если бы прибор был реализован покомпактнее, почувствительнее был приемник, имелся бы простейший цифровой код «свой-чужой», как в любых китайских радио-реле за 300 рублей, то он мог бы найти свое место в составе самодельной или «авторской» охранной системы...
Внутреннее устройство
Финальная главка обзора будет интересна не всем — адресуем её тем, кто имеет радиотехнические навыки и заинтересуется потрохами «Весты-М»! Как выяснилось, схематехнически устройство обоих модулей достаточно примитивно, если не сказать хуже.
Салонный блок
В схеме прибора опытному глазу отчетливо видно обилие деталей с содержанием тантала и палладия — фирменная фишка изделий советского военпрома. В гражданской технике такие компоненты почти не встречались.
Главный элемент устройства — уже помянутый выше недобрым словом датчик колебаний и вибраций, который реагирует на проникновение в салон или снятие колес. Он представляет собой классическую конструкцию колебательного датчика — пружинящая пластина с грузом, которая при раскачивании замыкает контакт. Решение архаичное и весьма крупногабаритное.
Колебательный датчик работает совместно с формирователем сигнала. Ведь короткое однократное срабатывание датчика породит такой же короткий звук в приемнике — его можно не заметить. Поэтому «качалка» датчика подключена к простенькой схеме — формирователю импульса определенной длительности.
Датчик «клюнул» лишь на мгновение, но электроника формирует сигнальный импульс фиксированной длительности — несколько секунд. Этот импульс на точно такое же время включает передатчик, работающий на фиксированной кварцем одной-единственной частоте — 26,945 мегагерц. В дежурном режиме потребление тока не превышает нескольких миллиампер, а в режиме тревоги передатчик кушает около 0,6-0,7 ампер, выдавая 2-3 ватта выходной мощности, которые в основном теряются впустую из-за несогласованной антенны внутри «металлической клетки» автомобильного кузова…
Мобильный блок
У приемника нет никаких органов управления или индикации — только тумблер включения. С одной стороны, это неплохо, но с другой — не очень. Хотя бы регулировка громкости не помешала бы… Конструкция приемника — весьма неудачна, он сделан по примитивной схеме прямого усиления с одноконтурным входом, что является причиной скверной чувствительности.«Кодировку» канала связи для защиты от посторонних сигналов и помех на рабочей частоте обеспечивает архаичный RC-фильтр, настроенный на частоту звукового тона пищалки передатчика.
Воплощение приемника – буквально на уровне радиокружка дома пионеров. Из-за халтурной схемотехники дальность действия сигнализации не превышает несколько сотен метров в городских условиях. Даже удивительно, что поделка является плодом столь авторитетного учреждения, как НПО «Орион». А ведь если бы конструкторы чуть больше думали о нуждах потребителя, глядишь, и получился бы вполне серийный продукт.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Ну вы даете! Какое НПО в то время? Все крепко стояло. Группа энутзиастов решила использовать простаивающие площади и сделала гениальное устройство из доступной элементной базы. Я как раз начинал свою электронную практику в то время. Эх, были времена, романтика, полет мысли, это не сейчас весь успех в программировании микроконтроллеров.
E. Балабас, прекратите писать абсурд.