Невероятно техничный гонщик, умевший выжимать из своих болидов то, что другим было попросту не под силу, истинный джентльмен и спортивный герой своего времени, который в отличие от многих добился славы и мирового признания не скандальными выходками, а статистическими показателями, некоторые из которых до сих пор остаются недостижимыми для большинства пилотов. Да, ему не был присущ азарт и дух соперничества, свойственный Сенне, он никогда бы не стал «топить на все деньги» по мокрой трассе, как Хант, а результаты его волновали гораздо больше, чем Стирлинга Мосса. Джим Кларк был просто быстр как никто, оставаясь при этом одним из самых безопасных гонщиков в истории.
Вероятно, самый талантливый гонщик за всю историю Формулы-1. Не похоже, чтобы Кларк сам понимал, почему он так быстр, но он уничтожал лучшие результаты соперников раз за разом.
Журнал Autosport
Вы слышите заявления о том, кто является величайшим пилотом всех времен. Определенно, Джим Кларк был величайшим гонщиком, и против него я соревновался без страха получить неадекватный ответ. Думаю, он точно среди самых лучших за все время.
Джеки Стюарт
Джим Кларк родился 4 марта 1936 года в небольшом городке Килмани, что в Шотландии. Джимми стал пятым ребенком и первым мальчиком в семье не шибко зажиточного фермера. Естественно, отец рассчитывал, что сын в будущем станет наследником его небольшого хозяйства, тем более что других перспектив в шотландской глуши образца первой половины ХХ века практически не было.
Перспективы были в Эдинбурге, куда будущего легендарного гонщика отец отправил грызть гранит науки и учиться уму-разуму. К автоспорту юный Кларк пристрастился довольно рано, однако влияние в чем-то даже деспотичного отца на протяжении долгих лет не давало ему полностью сконцентрироваться на гонках. Так, например, даже после завоевания своего первого чемпионского титула Джим продолжал помогать родным на семейной ферме, а отец крайне скептически, если не сказать категорично, относился к увлечению своего сына.
Однако существующее мнение о том, что семья вовсе не поддерживала интерес своего чада к гонкам, не совсем верно. Кларк имел достаточно времени, чтобы заниматься любимым делом, но родные не оказывали ему в этом никакой материальной помощи. По большому счету это было неважно для шотландца, который за всю свою жизнь не купил ни одной гоночной машины, – ему было необходимо именно одобрение того, что он в представлении родных потакает своим слабостям. И они его им обеспечили в полной мере.
Судьбоносным оказалось знакомство с Яном Скоттом-Уотсоном. Все началось с того, что Ян в тайне заполнил заявку на участие Кларка в состязании гоночных машин в Кримонде. 20-летний пилот с первой попытки «привез» три секунды с круга своему протеже. Скотт-Уотсон уже тогда разглядел в юноше потенциал великого гонщика и взял на себя инициативу по продвижению его карьеры. Даже после первых весьма удачных стартов шотландец продолжал переживать по поводу своих способностей, и это было прямым следствием его провинциального воспитания, а также строгого отношения учителей в школе. Однако за внешней скромностью и нерешительностью скрывалась острая психологическая потребность держать все под контролем в части того, что касалось гонок. Кларк на свидании с девушкой мог часами ерзать на стуле, как одиннадцатилетний школьник перед миловидной старшеклассницей, уже будучи звездой светских хроник, но в паддоках и на трассе он был упрям, прямолинеен и непреклонен.
Аварий он опасался по той же причине, по которой гораздо более безбашенный Джеймс Хант переставал «давить на все железо» в опасном повороте: они оба боялись не травм и увечий, просто лишиться болида – означало поставить под большой вопрос участие в следующем соревновании. Именно такой бережливый подход к технике впоследствии стал визитной карточкой Кларка: за всю свою формульную карьеру он лишь четыре раза попадал в аварийные ситуации. Небывалый результат даже по сегодняшним меркам, не говоря уже про печальную статистику эры рассвета автоспорта.
В 1958 году шотландец выступал в гонке на трассе Брэндс-Хэтч за рулем уже отлично зарекомендовавшего себя Lotus Seven. Ту гонку Джим проиграл, а победителем в ней стал не кто иной, как сам Колин Чепмен, основатель конторы Lotus Cars Ltd. Чепмен за версту чуял талантливых гонщиков, а в перспективности Кларка уже тогда никто не сомневался. На тот момент не оправдавший отцовских надежд Джим вовсю стремился попасть в «Королевские гонки» и участвовал в многочисленных тестовых сессиях команды Aston Martin, обладавшей нешуточным бюджетом, но так в итоге и не сумевшей представить конкурентоспособный формульный болид.
DBR4 был откровенно ужасен с точки зрения управляемости и отнюдь не блистал надежностью. Примечательно, что переход Джима в Формулу-1 во многом был инициирован его отцом. Самому пилоту по большому счету было наплевать, в какой дисциплине побеждать, а к самим гонкам он всегда относился как к занятию временному, хотя и приносящему невероятное удовольствие от процесса и удовлетворяющему его спортивные амбиции сдержанного и скромного парня из глубинки.
Кларк-старший как-то раз во время семейного обеда просто сказал Джиму: «Ферма – это мое увлечение, но оно позволяет мне содержать семью. Так может, и тебе стоит задуматься о том, чтобы твое хобби приносило деньги?» И, несмотря на то, что финансовые вопросы как таковые мало заботили будущего двукратного чемпиона мира, а деньги были в принципе запретной темой для разговора, он понимал, что автоспорт невозможен без инвестиций, и в Формуле-1 их было в достатке. Так или иначе, многие современники отмечали, что за поверхностным безразличием к шелестящим бумажкам Кларк знал им цену и практически всегда выбирал ресторан подешевле, в котором платил исключительно за себя, хотя на пике своей карьеры не то чтобы ни в чем не нуждался, а имел свой дом. С прислугой.
6 июля 1960 года в Зандворте состоялся дебют Кларка в Формуле-1, благодаря тому, что фаворит Team Lotus Джон Сертиз не смог выйти на старт. Сертиз параллельно был задействован в мотогонках и не смог принять участие в Гран-при Голландии из-за необходимости подтверждать свой двухколесный титул. И тут Колин Чепмен не думал дважды, благо оба пилота были практически одного роста. Кларк пришел в «Королевские гонки» под занавес эпохи 2,5-литрового регламента, строгих менеджеров и командной тактики. Соперничество конюшен отошло на второй план. В центре внимания оказались личности внутри кокпита, а не команды и производители, которые спустя несколько десятилетий и вовсе скроются в тени именитых спонсоров.
Джим смог по ходу гонки вырваться на пятую позицию, но трансмиссия несовершенного на то время в техническом плане болида Lotus приказала долго жить. На следующем этапе в Спа ему выпала возможность полноценно, лицом к лицу столкнуться с изнанкой автоспорта, где нет подиумов, лавровых венков и пафосных пресс-конференций, зато есть кровь, искореженный металл и оборванные судьбы гонщиков, которые больше никогда не увидят клетчатого флага. Практически в самом начале дистанции насмерть разбился Крис Бристоу. «Я никогда не забуду искалеченное тело, которое маршал убирал с дороги, волоча его по асфальту, словно тряпичную куклу, – Кларк вспоминает события той ужасной гонки. – Уже после финиша я увидел, что моя машина забрызгана кровью. Это окончательно сразило меня. В этот же день в Спа погиб и мой товарищ по команде Алан Стейси. Я благодарю Бога за то, что не видел ни аварии, ни самой машины. Если бы это случилось, я навсегда бы покинул автоспорт».
Впрочем, Кларк чуть ли не на регулярной основе объявлял о том, что собирается повесить шлем на гвоздь, однако Скотт-Уотсон и Чепмен раз за разом возвращали его за руль гоночного автомобиля. В титулах Джима, как он сам был убежден, очень много их заслуги, ведь именно они оказывались рядом тогда, когда вера пилота в собственные силы давала трещину. И, если бы не они, с большой долей вероятности Кларк был бы вполне доволен своей фермой в Ченсайде…
Продолжение следует…
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Ну вот зачем вы пилите очень хорошие статьи на части? Пилите другие, благо, их хватает.
Потому что иначе слишком много букв. Очень скоро будет продолжение, не стоит переживать