Великий шотландский гонщик Джим Кларк: чемпион и немного фермер

Джим Кларк в шестидесятых не доминировал так, как Михаэль Шумахер в начале нулевых, да и чемпионских титулов у него меньше, нежели у Джеки Стюарта или Алена Проста, но он, безусловно, является одним из ярчайших представителей той эпохи, когда секс был безопасным, а гонки – нет.

Невероятно техничный гонщик, умевший выжимать из своих болидов то, что другим было попросту не под силу, истинный джентльмен и спортивный герой своего времени, который в отличие от многих добился славы и мирового признания не скандальными выходками, а статистическими показателями, некоторые из которых до сих пор остаются недостижимыми для большинства пилотов. Да, ему не был присущ азарт и дух соперничества, свойственный Сенне, он никогда бы не стал «топить на все деньги» по мокрой трассе, как Хант, а результаты его волновали гораздо больше, чем Стирлинга Мосса. Джим Кларк был просто быстр как никто, оставаясь при этом одним из самых безопасных гонщиков в истории.


Вероятно, самый талантливый гонщик за всю историю Формулы-1. Не похоже, чтобы Кларк сам понимал, почему он так быстр, но он уничтожал лучшие результаты соперников раз за разом.

Журнал Autosport


Вы слышите заявления о том, кто является величайшим пилотом всех времен. Определенно, Джим Кларк был величайшим гонщиком, и против него я соревновался без страха получить неадекватный ответ. Думаю, он точно среди самых лучших за все время.

Джеки Стюарт


original-131363501_cup_427056b.jpg20151009-20420-1fya4ye.jpg

Фото: essentiallysports.com

Джим Кларк родился 4 марта 1936 года в небольшом городке Килмани, что в Шотландии. Джимми стал пятым ребенком и первым мальчиком в семье не шибко зажиточного фермера. Естественно, отец рассчитывал, что сын в будущем станет наследником его небольшого хозяйства, тем более что других перспектив в шотландской глуши образца первой половины ХХ века практически не было.

Перспективы были в Эдинбурге, куда будущего легендарного гонщика отец отправил грызть гранит науки и учиться уму-разуму. К автоспорту юный Кларк пристрастился довольно рано, однако влияние в чем-то даже деспотичного отца на протяжении долгих лет не давало ему полностью сконцентрироваться на гонках. Так, например, даже после завоевания своего первого чемпионского титула Джим продолжал помогать родным на семейной ферме, а отец крайне скептически, если не сказать категорично, относился к увлечению своего сына.

original-_-__-_-__-_.jpg20151009-20420-12970l3.jpg

Джим Кларк, Колин Чепмен и Джеки Стюарт. Фото: motorsport.com

Однако существующее мнение о том, что семья вовсе не поддерживала интерес своего чада к гонкам, не совсем верно. Кларк имел достаточно времени, чтобы заниматься любимым делом, но родные не оказывали ему в этом никакой материальной помощи. По большому счету это было неважно для шотландца, который за всю свою жизнь не купил ни одной гоночной машины, – ему было необходимо именно одобрение того, что он в представлении родных потакает своим слабостям. И они его им обеспечили в полной мере.

Судьбоносным оказалось знакомство с Яном Скоттом-Уотсоном. Все началось с того, что Ян в тайне заполнил заявку на участие Кларка в состязании гоночных машин в Кримонде. 20-летний пилот с первой попытки «привез» три секунды с круга своему протеже. Скотт-Уотсон уже тогда разглядел в юноше потенциал великого гонщика и взял на себя инициативу по продвижению его карьеры. Даже после первых весьма удачных стартов шотландец продолжал переживать по поводу своих способностей, и это было прямым следствием его провинциального воспитания, а также строгого отношения учителей в школе. Однако за внешней скромностью и нерешительностью скрывалась острая психологическая потребность держать все под контролем в части того, что касалось гонок. Кларк на свидании с девушкой мог часами ерзать на стуле, как одиннадцатилетний школьник перед миловидной старшеклассницей, уже будучи звездой светских хроник, но в паддоках и на трассе он был упрям, прямолинеен и непреклонен.

original-100_35_hr1.jpg20151009-20420-j6xjjm.jpg

Фото: f1i.com

Аварий он опасался по той же причине, по которой гораздо более безбашенный Джеймс Хант переставал «давить на все железо» в опасном повороте: они оба боялись не травм и увечий, просто лишиться болида – означало поставить под большой вопрос участие в следующем соревновании. Именно такой бережливый подход к технике впоследствии стал визитной карточкой Кларка: за всю свою формульную карьеру он лишь четыре раза попадал в аварийные ситуации. Небывалый результат даже по сегодняшним меркам, не говоря уже про печальную статистику эры рассвета автоспорта.

В 1958 году шотландец выступал в гонке на трассе Брэндс-Хэтч за рулем уже отлично зарекомендовавшего себя Lotus Seven. Ту гонку Джим проиграл, а победителем в ней стал не кто иной, как сам Колин Чепмен, основатель конторы Lotus Cars Ltd. Чепмен за версту чуял талантливых гонщиков, а в перспективности Кларка уже тогда никто не сомневался. На тот момент не оправдавший отцовских надежд Джим вовсю стремился попасть в «Королевские гонки» и участвовал в многочисленных тестовых сессиях команды Aston Martin, обладавшей нешуточным бюджетом, но так в итоге и не сумевшей представить конкурентоспособный формульный болид.

DBR4 был откровенно ужасен с точки зрения управляемости и отнюдь не блистал надежностью. Примечательно, что переход Джима в Формулу-1 во многом был инициирован его отцом. Самому пилоту по большому счету было наплевать, в какой дисциплине побеждать, а к самим гонкам он всегда относился как к занятию временному, хотя и приносящему невероятное удовольствие от процесса и удовлетворяющему его спортивные амбиции сдержанного и скромного парня из глубинки.

Кларк-старший как-то раз во время семейного обеда просто сказал Джиму: «Ферма – это мое увлечение, но оно позволяет мне содержать семью. Так может, и тебе стоит задуматься о том, чтобы твое хобби приносило деньги?» И, несмотря на то, что финансовые вопросы как таковые мало заботили будущего двукратного чемпиона мира, а деньги были в принципе запретной темой для разговора, он понимал, что автоспорт невозможен без инвестиций, и в Формуле-1 их было в достатке. Так или иначе, многие современники отмечали, что за поверхностным безразличием к шелестящим бумажкам Кларк знал им цену и практически всегда выбирал ресторан подешевле, в котором платил исключительно за себя, хотя на пике своей карьеры не то чтобы ни в чем не нуждался, а имел свой дом. С прислугой.

original-_-_-_-_.jpg20151009-20420-xapkrp.jpg

Джим Кларк и Колин Чепмен. Фото: autosport.pt

6 июля 1960 года в Зандворте состоялся дебют Кларка в Формуле-1, благодаря тому, что фаворит Team Lotus Джон Сертиз не смог выйти на старт. Сертиз параллельно был задействован в мотогонках и не смог принять участие в Гран-при Голландии из-за необходимости подтверждать свой двухколесный титул. И тут Колин Чепмен не думал дважды, благо оба пилота были практически одного роста. Кларк пришел в «Королевские гонки» под занавес эпохи 2,5-литрового регламента, строгих менеджеров и командной тактики. Соперничество конюшен отошло на второй план. В центре внимания оказались личности внутри кокпита, а не команды и производители, которые спустя несколько десятилетий и вовсе скроются в тени именитых спонсоров.

Джим смог по ходу гонки вырваться на пятую позицию, но трансмиссия несовершенного на то время в техническом плане болида Lotus приказала долго жить. На следующем этапе в Спа ему выпала возможность полноценно, лицом к лицу столкнуться с изнанкой автоспорта, где нет подиумов, лавровых венков и пафосных пресс-конференций, зато есть кровь, искореженный металл и оборванные судьбы гонщиков, которые больше никогда не увидят клетчатого флага. Практически в самом начале дистанции насмерть разбился Крис Бристоу. «Я никогда не забуду искалеченное тело, которое маршал убирал с дороги, волоча его по асфальту, словно тряпичную куклу, – Кларк вспоминает события той ужасной гонки. – Уже после финиша я увидел, что моя машина забрызгана кровью. Это окончательно сразило меня. В этот же день в Спа погиб и мой товарищ по команде Алан Стейси. Я благодарю Бога за то, что не видел ни аварии, ни самой машины. Если бы это случилось, я навсегда бы покинул автоспорт».

original-_-_-_-_-_.jpg20151009-20420-830v89.jpg

Парад в честь победы на Гран-при. Фото: motorsportimages.com

Впрочем, Кларк чуть ли не на регулярной основе объявлял о том, что собирается повесить шлем на гвоздь, однако Скотт-Уотсон и Чепмен раз за разом возвращали его за руль гоночного автомобиля. В титулах Джима, как он сам был убежден, очень много их заслуги, ведь именно они оказывались рядом тогда, когда вера пилота в собственные силы давала трещину. И, если бы не они, с большой долей вероятности Кларк был бы вполне доволен своей фермой в Ченсайде… 

Продолжение следует…

original-jim-clark.jpg20151009-20420-1rjxq4q.jpg

Фото: usaracing.hu

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
15.10.2015 23:17
Detroit

Ну вот зачем вы пилите очень хорошие статьи на части? Пилите другие, благо, их хватает.


17.10.2015 05:59
Андрей Кринкин

Потому что иначе слишком много букв. Очень скоро будет продолжение, не стоит переживать


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings