В декабре 2015-го продажи оказались на 45,7% ниже, чем за АППГ (аналогичный период предыдущего года), что является одним из худших относительных месячных результатов, но ключевое слово тут – «относительных»: учитывая рекордные продажи прошлого декабря (270 653 автомобилей), в текущих условиях их трудно было не то что переплюнуть, но даже как-то сократить отставание. Однако в 2015 году именно декабрь стал лучшим месяцем: 146 963 реализованных машины. Это, впрочем, не сильно улучшило итоговую статистику: общие продажи ушедшего года составили 1 601 216 автомобилей.
Чтобы было понятно, насколько это мало, нужно привязаться к какой-то точке отсчета. 2014 год, последний квартал которого, как мы помним, характеризовался повальными набегами на автосалоны с пачками купюр и одобренными заявками на кредит, может показаться не самой объективной вехой, но на самом деле, он уже был «убыточным». В 2014 было продано 2 491 404 машины, и это было на 10% меньше, чем в 2013-м. 2013 год, в свою очередь, показал минус 5,5% от 2012-го, несмотря на число в 2,78 миллиона в итоговой графе. Чтобы не продолжать этот экскурс в цифры слишком долго, скажем, что в 2015 году рынок упал на уровень 2009-го, когда было продано около 1,5 миллионов машин. Тогда АЕБ отмечала, что «год был исключительно сложным для автомобильной промышленности во всем мире, но особенно сильно это затронуло Россию, где падение рынка в отдельные месяцы по сравнению с предыдущим годом составляло до 60%». Пертурбации на фоне мирового финансового кризиса привели к потере почти половины объемов продаж, но с тех пор рынок сначала вырос до рекордных размеров в 2012-м, а затем понемногу снижался к 2015-му, где и свалился в пике.
Прогнозы на 2016 год довольно печальные: ни о каком росте речи пока не идет. По словам Йорга Шрайбера, председателя Комитета автопроизводителей АЕБ, в ассоциации надеются, что удастся хотя бы «остановить дальнейшее падение рынка на уровне ниже 5% в годовом исчислении», что уже «было бы некоторым прогрессом в сравнении с драматическим снижением в недавнем прошлом». А это значит, что старый сценарий, когда после кризисного 2009-го продажи резко взмыли вверх на 30% в 2010-м и еще на 39% в 2011-м, здесь не пройдет. Что ж, как говорится, «если мы не оправдали ваши ожидания – это ваши проблемы». Остается только детально посмотреть, кто смог лучше других обыграть в декабре тему предновогодних скидок, а затем взглянуть на годовые продажи и динамику цен в течение года.
Премиум-сегмент
Декабрь, даром что стал лучшим месяцем в году, не смог блеснуть положительными показателями относительно АППГ – рекорды в кризис не бьются. Однако в премиум-сегменте есть игрок, которому то ли так не повезло в прошлом декабре, то ли так повезло в этом, но независимо от деталей результат налицо: Lexus показал прирост аж на 47%, продав 2 186 машин против 1 488! А вот никому из прочих заметных игроков, как в сегменте, так и таблице в целом, даже близко к такому балансу подобраться не удалось. Mercedes, хоть и остался лидером в классе, не может похвастаться почти двукратным преимуществом, как это бывало: его результат – 2 817 реализованных авто против 4 210 годом ранее, что на 33% хуже. Audi, слегка обогнав Lexus, стала ближайшим конкурентом с объемом реализации в 2 340 штук – на 22% меньше 2 983 за АППГ. BMW буквально наступает на пятки обоим: 2 137 штук, но уже -40% относительно прошлогодних 3 577. В этот раз таблица пестрит «зеркальными» числами, которые можно буквально строить в ряд: после -22% у Audi и -33% у Mercedes на очереди -44% у Land Rover (1 155 против 2 070 проданных авто) и -55% у MINI (95 против 212). У Volvo относительный результат чуть получше – минус 30% или 1 024 реализованных авто против 1 457, а у Infiniti – напротив, похуже: -69% и 483 машины против 1 581. Сразу за Infiniti идет Porsche, которая растет в трудные времена, но не в этот раз: 461 автомобиль против 677 в декабре 2014-го, что дает 32% сокращения.В нижней части абсолютного зачета уже который месяц подряд растет Cadillac и падают Jaguar и Acura: у первого в активе 207 авто против 157, что означает 32% прироста, а у двух других -41% (72 машины против 123) и -82% (51 против 287) соответственно. «Присел» к концу года и smart: уже второй месяц он не радует нас положительной динамикой, показав спад на 25% в декабре. Это, впрочем, всего 10 автомобилей – 30 против 40, что позволяет о нем не забывать.
Средний сегмент
В этом отделении рынка все чуть лучше, чем в ноябре, но ненамного – просто некоторым удалось не так сильно упасть. Skoda, например, просела «всего» на 26%, найдя покупателей для 4 596 машин против 6 214 годом ранее. Toyota «сжалась» на 36%, но она – лидер нашего условного сегмента с 11 177 проданными авто против 17 536. Кстати, наглядно показать успех японцев можно, вспомнив продажи ноября 2015-го – 7 572 автомобиля. Чувствуете, как можно прирасти на 47% в помесячной динамике, но не суметь это показать? Декабрь 2014-го играет в «поймай меня, если сможешь», но кроме Lexus не может никто, а статистика подыгрывает первому. Nissan, идущий следом за Toyota, но изрядно от нее отстающий, закончил декабрь с -58% относительно АППГ (8 410 проданных машин против 20 131), а Ford чуть лучше: -51% (4 530 против 9 159). Остальным не удалось удержаться даже в рамках 60% спада: у Mazda -69% (2 176 авто против 7 049 за АППГ), у Mitsubishi – 78% (2 767 против 12 702), у Suzuki -72% (724 против 2 593), а у Subaru -77% (615 против 2 634). GM выступает ожидаемо плохо, продолжая распродажу остатков: Chevrolet выпустил со складов 3 366 автомобилей относительно прошлогодних 13 488, что дает -75%, а Opel – 755 относительно 6 834, что означает 89% падения. Примерно такие же результаты у французов в лице Peugeot (434 машины и -80% по сравнению с 2 122 в прошлом декабре) и Citroen (408 штук и -83% по сравнению с 2 337). Внизу – Honda и SsangYong: японская марка отметила спад на 87% (в штуках – 265 против 2 085), а корейская – на 89% (260 против 2 411). Как мы видим, корейцы до сих пор не предпринимают решительных действий, медленно и тихо распродавая складские запасы, хотя мы ждем реакции уже с осени, когда дилеры забили тревогу, сообщая, что автомобилей осталось меньше чем на месяц.Бюджетный сегмент
В сегменте недорогих авто – без откровений. Лидеры те же, цифры продаж тоже примерно такие же, что наблюдались месяц от месяца. Lada уверенно занимает первую строчку, несмотря на заметно меньший, чем в прошлом году, результат: 23 462 автомобиля против 35 315 за АППГ, что означает -34%. Корейцы с «серебром» и «бронзой» – Kia и Hyundai – потеряли меньше: -25% (15 215 авто против 20 200) и -17% (12 570 против 15 235) соответственно. Четвертым традиционно идет Renault, к слову, в этом декабре крайне близкий к третьему месту, хотя 11 934 проданных автомобиля – это на 38% меньше прошлогодних 19 263. Volkswagen в относительном исчислении еще чуть ниже: -43% и 7 927 выданных покупателям машин против 13 871. УАЗ держится неплохо, показывая -12% относительно декабря 2014-го с 6 324 автомобилями, покинувшими автосалоны. Мы, кстати, недавно поездили на Patriot и в очередной раз убедились: продажи сохраняются не беспричинно.Datsun и Daewoo сохранили средние темпы: «русско-японский» бренд красуется на 2 351 проданном в декабре автомобиле, что на 54% меньше, чем 5 104 годом ранее, а «американско-корейско-узбекский» – на 1 698, что на 27% меньше 2 340. К слову, АЕБ до сих пор избегает путаницы, игнорируя новое имя Ravon – возможно, оно появится в отчете в 2016 году. В китайской подгруппе Lifan в декабре уверенно победил своего главного соперника – Geely, продав 2 553 машины, хоть это и на 34% хуже, чем 3 866 годом ранее. Зато Geely реализовала и того меньше – всего 1 132 экземпляра своей техники, что на 58% скромнее прошлогодних 2 706. У Chery дела по-прежнему складываются не лучшим образом, и -87% (384 машины против 2 929) относительно минувшего декабря – тому подтверждение. Впрочем, 12% прироста у Changan тоже трудно назвать успехом, так как продажи весьма умеренные – 166 автомобилей. Рядом – Brilliance, у которого -43% в динамике и 174 проданных машины. Ну а у Haima и Great Wall продажи номинальные – меньше ста единиц, хотя второй в прошлом году мог похвастаться результатом в 887 машин, а теперь потерял 96% от этого показателя.
Что мы приобрели
Декабрь был богат скорее на обещания и планы, чем на физические новинки. Нам пообещали привезти новые Kia Sportage и Optima, начали прием заказов на новые smart fortwo и forfour и объявили цены на новый Jaguar XJ. Еще одной большой новинкой порадовал АВТОВАЗ, открыв прием заказов на Lada Xray, которая появится на рынке в середине февраля. Декабрь отметился физическим появлением в продаже одного автомобиля – Lexus RX нового поколения. Автомобиль традиционно имеет множество версий и комплектаций, а также гибридную модификацию. Базовым является двухлитровый мотор на 238 л.с. и 350 Нм, который уже может приводить как передние, так и все четыре колеса. Более мощный мотор – 3,5-литровый V6, выдающий уже 300 л.с. и 370 Нм момента, ну а завершает гамму сочетание бензинового агрегата на 3,5 литра меньшей мощности (263 л.с.) и двух электромоторов, которое выдает общие 313 л.с.Что мы потеряли
Все негативные тенденции, касающиеся объемов продаж, не могут не влиять на планы и стратегии автопроизводителей: новости полны сообщений о том, что тот или иной бренд отказался от планов реализации какой-то модели на нашем рынке. Более того, непопулярные модели потихоньку исключаются из продуктовых линеек и выводятся из местного ассортимента. Другой причиной может стать окончание складских запасов – так, например, произошло с Subaru: модели BRZ, WRX и WRX STi, а также универсал Outback с двигателем объемом 3,6 литра были распроданы, а поставки новых намечены на 2016 год, поэтому приобрести вышеуказанные автомобили пока невозможно. А вот Hyundai, например, вывел из линейки устаревшую модель – кроссовер ix35, на смену которому пришел новый Tucson. Остатки выпущенных ранее машин еще есть на складах дилеров, а вот новых поставок ждать уже не стоит.Динамика цен
Разумеется, далеко не все цены на новые автомобили оставались неизменными в течение года: происходили корректировки и поправки на курсы валют, менялись и добавлялись комплектации, а также проводились акции, в связи с чем цены росли, а иногда снижались. Мы свели все данные с марта – месяца открытия рубрики – в одну удобную инфографику, где можно наглядно отследить, как менялись прайс-листы за все это время.Первый взгляд на таблицу дает понять: подорожания были, причем в основном во второй половине года. Однако стоит отметить прежде всего тех, кто держал цены неизменными в течение всего года: это китайские автопроизводители. У них тоже были какие-то корректировки, но при детальном изучении инфографики заметно, что строки, не подкрашенные никаким цветом, с большой долей вероятности относятся к какому-нибудь китайскому бренду. С одной стороны, это заслуживает уважения – немногие в этот тяжелый год решились на сохранение «твердого курса». С другой – это просто здравый смысл: кризисный год можно использовать как время расширения своей клиентской аудитории, да и вообще подорожание для китайских авто может стать губительным. В расчет брать стоит и то и другое, но внимания этот факт однозначно заслуживает. В остальном же все довольно предсказуемо: главные игроки на рынке плавно регулировали цены, выстраивая баланс между покупательским терпением и сохранением маржи. Взгляните, например, на постепенный, но заметный рост цен на бестселлеры: максимально оснащенный Hyundai Solaris в кузове седан последовательно подорожал с 710,4 тысячи рублей до 715,4 в сентябре, затем до 728,4 в октябре и 740,4 в ноябре, а в декабре закрепил планку на уровне 760,4 тысячи рублей. «Топовый» Volkswagen Polo, начав с 699 тысяч в марте, «набрал вес» до 748,9 тысячи. Нельзя не отметить и динамику цен на вазовскую продукцию (всю кроме семейства Priora): цены росли ступенчато, и местами прирост к концу года довольно ощутимый. Базовая Granta, например, осталась одним из самых доступных автомобилей на рынке, подорожав за весь год всего-то на 17,3 тысячи рублей – с 331,6 до 348,9 тысячи. А вот самая недорогая Kalina «прихорошилась» с 376,3 до 421,1 тысячи – здесь прирост куда более ощутимый. Другой российский автопроизводитель – УАЗ – тоже не смог «заморозить» цены, в результате чего стоимость модели Patriot в самой дорогой комплектации Limited все же пробила психологически важную отметку в миллион рублей, оставшись гораздо дешевле в начальном исполнении.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
В абсолютном выражении из моделей просела больше всех Лада Калина, павшая жертвой маркетологов. Стартовая цена в районе 430-450 - это безумие для маленькой простой дешёвой машинки.
Интереснее всего следить за отечественными марками. Лада падает почти так же, как рынок, несмотря на Весту и кроссы-урбаны.
А вот УАЗ доит свою единственную корову в виде патриота, выражающего идею самой дешёвой большой машины. Хоть и задирает цены. Какая прибыльность, интересно, у Патриота? Проскакивала информация, что у Нивы рентабельность +25%, лучший показатель из всех моделей.
Калину разорвали Гранты, Датсуны и Приоры. Плюс шум по поводу выхода Весты.
Цены на импорт отстают от динамики курса доллара. Когда до всех дойдёт, что ниже 70 рублей за доллар уже не будет никогда, цены еще вырастут, что еще больше сожмёт рынок. В течение пары-тройки лет отскок и рост возможен только в бюджетном сегменте. Нашемарки, корейцы, логаны и пр.
В таблице за декабрь конкретно по моделях Lada Granta и Renault Duster продали больше, чем в прошлом году, а цифры в правом столбце все равно красные - косяк редакторов?