Вижу тебя насквозь: диагностируем автомобиль с помощью тепловизора

Бюджетные тепловизоры в виде приставки к смартфону не так давно перешли из разряда стартапных инноваций в категорию обыденных гаджетов. И одна из интересных сфер их применения – ремонт и обслуживание автомобиля. Умный прибор показывает все, что скрыто, предугадывая многие проблемы на начальной стадии.

Тепловизор в автомобиле

В автомобильном мире тепловизоры известны в качестве премиум-опции в дорогих машинах с начала 2000-х годов. На основе тепловизионных камер строятся вспомогательные системы, повышающие безопасность движения в условиях темноты, тумана, задымления. В городе тепловизор не слишком полезен, зато при движении по ночной загородной или неосвещенной лесной дороге система позволяет издалека увидеть тепловой контур человека или животного, визуально не различимого за придорожными кустами, вовремя сбавить скорость и быть готовым к неожиданному появлению препятствия на дороге.

На моделях Cadillac начала 2000-х годов «банер» тепловизионного изображения проецировался на лобовое стекло, позже эту информацию стали отображать на ЖК-дисплеях – мультимедийном экране в центре торпедо или на дисплее, интегрированном в приборную панель.

Cadillac

Пить нельзя ехать: можно ли верить приложениям-алкотестерам? Лето на пороге… Сакраментальное «займи, но выпей!» звучит в голове даже у некоторых автолюбителей. Как и выпить, и при этом проконтролировать свое состояние, дабы гаишный замер не оставил ва...

Сегодня, спустя почти два десятка лет после появления первой системы ночного видения на основе тепловизора в Cadillac Deville, эта опция практически не подешевела и по-прежнему остается доступной лишь для премиальных автомобилей. К примеру, у BMW функция ночного видения предлагается лишь для X5/6 и седьмой серии и стоит 170-180 тысяч рублей…

Возможно, когда-то «найт вижн» подешевеет и перейдет в категорию хотя бы среднего класса, однако пока тепловизоры проникают в массовую автомобильную сферу с несколько иной стороны – в виде приставок к смартфону, в качестве помощников при ремонте и обслуживании авто.

Seek Thermal Compact

Дорогой профессиональный тепловизор иметь в домашне-гаражном арсенале нерационально даже самому рукастому и всеядному мастеру... А вот тепловизионная приставка к смартфону – это уже вполне себе бытовой гаджет, способный пригодиться и при строительстве, и при бытовом ремонте, и при починке автомобиля – как личного, так и в рамках небольшого сервис-центра. Собственно, об автомобильном применении устройства мы сегодня и поговорим.

В отличие от смартфонов, тепловизоры пока еще каждый второй китайский подвал не выпускает. Число их производителей невелико, и среди тепловизоров-приставок на нашем рынке наибольшую известность получили устройства калифорнийских марок Seek Thermal и FLIR systems, производящих тепловизионные гаджеты для совместной работы со смартфонами на Android и iOS. Линейка их состоит из трёх моделей: профессионального Seek Thermal PRO с высоким разрешением, "среднего" Seek Thermal XR и наиболее доступного Seek Thermal Compact. На тест Kolesa.ru попал последний вариант, он же самый распространённый. Сверхкомпактное устройство (габариты сопоставимы с пятирублевой монетой!) не имеет собственного источника питания и вставляется в USB-гнездо смартфона с установленным приложением Seek Thermal.

Для работы с устройством нужно, чтобы телефон поддерживал режим OTG – это легко проверить, подключив к нему через переходник флэшку. Определилась как диск – значит, OTG поддерживается. Перед подключением прибора к смартфону нужно скачать одноименное приложение. Работает автоопределение: при установке тепловизора в USB-гнездо смартфона Seek Thermal App сразу запускается.

тепловизор Seek Thermal Compact

Разрешение – важный параметр тепловизора. Собственно, как и в случае с разрешением дисплея смартфона, от этой характеристики зависит умение прибора видеть мелкие детали. Разрешение вроде 640 х 480 – это признак профессиональных устройств стоимостью под миллион рублей. Наш компактный тепловизор-приставка имеет разрешение более скромное – 206 х 165, но для бытовых целей этого вполне достаточно, да и цена такого устройства не превышает стоимости средненького смартфона. Второй из ключевых параметров тепловизора – рабочий температурный диапазон. У Seek Thermal Compact он простирается от -40 до +330 градусов Цельсия. При этом в качестве точного термометра тепловизор все же рассматривать не стоит – погрешность достигает нескольких градусов и может колебаться в плюс или в минус в зависимости от переизлучения или поглощения тепла предметами, которые окружают исследуемый объект. Кстати, для максимальной четкости изображения и точности измерения у объектива имеется фокусировочное кольцо, которое нужно покрутить вручную, добившись максимальной четкости изображения.

тепловизор Seek Thermal Compact

Автомобильные измерения

Первое, что лично мне пришло в голову применительно к автомобильным тепловизионным измерениям – небольшое хулиганство: проверить на работоспособность дорожные камеры на своих постоянных маршрутах. Не секрет, что немало камер являются муляжами-обманками, а разные мобильные приложения и хардверные радар-детекторы с GPS идентифицируют их то так, то эдак. Реальная камера или муляж – толком не понятно… Однако тепловизор легко «срывает покровы» — действующая камера наполнена работающей и выделяющей тепло электроникой, что видно на термограмме:

тепловизор Seek Thermal Compact

Впрочем, перейдем от развлечений к делу! В автомобиле трудно найти узел или деталь, которая при работе не нагревается — соответственно, в инфракрасном диапазоне мы можем видеть практически все процессы в динамике. Ну вот хотя бы «классика жанра» – прогрев нижнего патрубка радиатора, демонстрирующий открытие термостата и большого круга системы охлаждения. Наблюдая через тепловизор за прогревом патрубков с антифризом, можно сделать выводы о работе системы охлаждения и отопления. А если снять радиаторную решетку, по более холодным пятнам можно оценить и степень забитости радиатора.

тепловизор Seek Thermal Compact

Тепловизионное обследование весьма наглядно при обследовании парных симметричных узлов и агрегатов ходовой части. Если, к примеру, тормозной диск на одной стороне заметно горячее своего близнеца на другой, это явно говорит о подклинивании в тормозном цилиндре или пальцах суппорта. Столь же легко диагностируются подшипники ступиц.

тепловизор Seek Thermal Compact

Посмотрев инфракрасным «глазом» на электрику, можно, к примеру, обнаружить перегрев в силовом разъеме, контакты которого потеряли упругость или окислились и грозят в перспективе оплавлением или воспламенением.

тепловизор Seek Thermal Compact

Глянув на блок предохранителей, можно обнаружить реле с изъеденными электроэрозией контактами, которое перегревается и со временем способно расплавить блок. Или, допустим, «левый» китайский предохранитель, который уже должен бы сгореть, но упорно держит ток, близкий к короткому замыканию.

тепловизор Seek Thermal Compact

Также тепловизором можно легко проверить автомобиль на предмет утечек тепла через уплотнители дверей. Обнаружение таких «дырок» — полезная затея, поскольку через них, к примеру, уходит драгоценное тепло зимой на парковке, из-за чего вы вынуждены чаще запускать мотор и сжигать топливо, сидя за рулем в ожидании. Через эти же щели просачивается вода, и они же часто вызывают трудно локализуемый и нервирующий свист и вой на скорости. Для их обнаружения нужно исследовать устройством дверные проемы снаружи, предварительно включив в салоне печку на полную мощность.

тепловизор Seek Thermal Compact

Одним словом, в умелых руках работы для устройства – полно! Перешедший из разряда сугубо профессиональной техники в категорию относительно доступных гаджетов, тепловизор может стать ежедневно востребованным помощником любого мастера – и автомеханика в первую очередь!

Редакция Kolesa.ru благодарит компанию Даджет за предоставленное для тестирования устройство.

Опрос
Как вам кажется, полезный гаджет?
Ваш голос
Всего голосов:

Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
7 комментариев
29.05.2018 12:21
mail-aha@rambler.ru

Выглядит, конечно, эффектно, но при текущей цене тепловизора в большинстве случаев можно обойтись инфракрасным термометром.


30.05.2018 17:22
Андрей Чепелев

Да, цена не бюджетная, это правда.


30.05.2018 23:13
diver.alex@mail.ru

Цены на тепловизры FLUKE видели? ;)
У меня на работе FLUKE за 10 тыс долларов, в руки брать страшно... :)

2

31.05.2018 14:01
Андрей Чепелев

Не видел, но охотно верю :)


30.05.2018 23:10
diver.alex@mail.ru

Уж если и брать такую игрушку то от FLIR, который снабжает своими камерами многих производителей тепловизоров. И кстати их самая дешевая приставка стоит 200 долларов. Ни слова не сказали про смартфоны со встроенным тепловизором - CAT S60 /S61.

3

31.05.2018 14:01
Андрей Чепелев

До них тоже, глядишь, доберёмся!


18.06.2018 04:14
colonelgrip@mail.ru

Ну или от NEC. А не проще арендовать настоящий тепловизор? Там и точность и картинка и статус прибора а не гаджета-безделушки...


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings