Перед "Градом"
"Катюша", или, как правильно она называется, реактивная пусковая установка БМ-13, сыграла в финале Второй мировой столь значимую роль, что правящая верхушка СССР сразу после окончания войны отдала инженерам приказ всячески развивать направление реактивной артиллерии.
Чем же была так хороша "Катюша" и чем так хороши машины, пришедшие ей на смену? Идея состоит в следующем: взять грузовой автомобиль, способный преодолевать пересеченную местность, и поставить на его шасси артиллерийскую часть, состоящую из подвижного пакета трубчатых направляющих, начиненных реактивными снарядами.
Действие снаряда может быть различным, но самое распространенное — осколочно-фугасное. Дальность стрельбы — километры и десятки километров. Скорость перемещения машины — как у обычного грузовика. Приведение в боевое состояние — за считанные минуты. Неудивительно, что такие установки быстро стали ценными составляющими дивизионной и полковой артиллерии армии СССР.
Первой послевоенной попыткой развить идеи "Катюши" была БМ-14, то есть "боевая машина, модель 14". Как ни удивительно, в ее создании отталкивались от опыта побежденного противника, в частности, первый снаряд для БМ-14 создавался с оглядкой на немецкую турбореактивную мину. Основным типом боеприпаса в БМ-14 стал турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14-ОФ с головным взрывателем.
Снаряды заряжались в пакет из 16 трубчатых направляющих, а в полете стабилизировались за счет собственного вращения, вызванного истечением пороховых газов через наклоненные на 22° к продольной оси отверстия. Артиллерийская часть состояла из 16 гладкоствольных труб, имевших диаметр 140,3 мм и длину 1 370 мм и расположенных в два ряда на поворотной платформе.
БМ-14 приняли на вооружение в 1952 году и после этого несколько раз модернизировали. Например, в качестве шасси сначала использовали ЗИС-151, потом — ЗИС-157, а в середине 60-х — ЗИЛ-130. Артиллерийскую часть со временем облегчили аж на 3 тонны, применив вместо громоздкой фермы жесткую сварную коробку, образовывавшую подвижную люльку.
До второй половины 1960-х эту машину использовали в полках стрелковых и мотострелковых дивизий, экспортировали в страны Варшавского договора, а также в Алжир, Анголу, Вьетнам, Египет, Камбоджу, Китай, КНДР, Кубу, Сирию и Сомали, но уже в 1960-м начали готовить замену — БМ-21, получившую собственное имя "Град".
Снаряды "Града"
Вы читаете этот текст на автомобильном сайте, но нужно понимать, что суть реактивной системы залпового огня (РСЗО) — вовсе не в автомобиле. И даже не в артиллерийской установке, на автомобиль водруженной. Суть — в реактивном снаряде. Именно он способен пролететь десятки километров и низвергнуть на голову противника ревущий огонь и визжащий металл, сеющие разрушение, ужас и смерть. Это жестоко и страшно, но такова война, а именно для войны — уже третьей мировой — "Град" и проектировался.
Первым и основным боеприпасом для "Града" стал снаряд 9М22 (он же М-21-ОФ) калибром 122 мм, и он заложил тенденцию создания всех последующих подобных снарядов. С подачи главного конструктора А.Н Ганичева из тульского НИИ-147 (сейчас — ГНПП "Сплав"), выступавшего головным разработчиком всей системы "Град", корпус снаряда сделали не вырезным из стальной болванки, как прежде, а предложили получать методом раскатки и вытяжки стального листа, как при изготовлении артиллерийских гильз.
Другая особенность снаряда 9М22 заключалась в том, что лопасти стабилизатора были складными и в положении покоя удерживались специальным кольцом, не выходя за габариты снаряда. В полете лопасти раскрываются и обеспечивают стабилизирующее вращение, так как располагаются под углом 1° к продольной оси снаряда, а начальное вращение задается за счет движения направляющего штифта снаряда по винтовому пазу ствола. Снаряд имеет в длину без малого три метра (2 870 мм) и весит 66 кг, из которых 20,45 кг — ракетный пороховой заряд, а 6,4 кг — взрывчатка.
При выстреле пороховой заряд воспламеняется пирозапалом, на который подается искра от системы управления. Снаряд вылетает из направляющей со скоростью 50 м/с, а затем разгоняется до 715 м/с. На расстоянии всего в 150-450 м от артиллерийской установки в снаряде взводится головной взрыватель ударного действия. Его можно настроить на мгновенное срабатывание, на малое замедление или на большое замедление.
"Град", заряженный такими снарядами, способен поразить цель на расстоянии 20,4 км. Минимальная же дистанция выстрела, при которой сохраняется приемлемое рассеивание по дальности, составляет 3 км, хотя в принципе можно стрелять на полторы тысячи метров и даже меньше — например, в Афганистане артиллерийские части Советской армии стреляли по площадям, впервые применив на "Граде" малые углы возвышения и прямую наводку.
Снаряд 9М22 (М-21-ОФ) превосходил предыдущее поколение снарядов М-14-ОФ в 1,7 раза по фугасному действию и был в 2 раза более эффективным по осколочному. С его помощью поражают живую силу противника, а также небронированную и легкобронированную технику, артиллерийские и минометные батареи, командные пункты и "другие цели в малой тактической глубине".
Впоследствии для "Града" было выпущено несколько десятков типов снарядов, среди которых не только осколочно-фугасные, но и зажигательные, химические, создающие радиопомехи, управляемые, а также запрещенные сейчас во многих странах кассетные, имеющие просто ужасающее разрушительное действие.
Артиллерийская часть и шасси
Снаряды заряжаются в пакет из 40 трубчатых направляющих, по 10 в каждом ряду. Каждая труба несет один снаряд и имеет 3 м в длину, внутренний диаметр равен 122,4 мм. Наводить пакет труб на цель можно с электрического привода или вручную. Угол возвышения (максимальный — 55°) и горизонтального обстрела (102° влево и 70° влево) задается с помощью зубчатых передач в основании артиллерийской части.
Данные для наводки на цель готовит отдельная машина наведения IBI10 "Береза" на базе ГАЗ-66. Прицельные приспособления на установке"Град" — механический прицел, панорама и коллиматор. Для стабилизации установки при стрельбе предусмотрен торсионный уравновешивающий механизм. Залп РСЗО "Град" длится 20 секунд. За это время установка выстреливает все 40 ракет.
Шасси "Града" — это самая понятная "гражданским" автомобилистам часть "Града", хотя вариаций у нее было не мало. Изначально "Град" базировался на шасси грузовика повышенной проходимости Урал-375Д со 180-сильным бензиновым мотором ЗИЛ-375, а после модернизации машина получила название Урал-4320 и комплектуется дизельными моторами V8 моделей КАМАЗ-740, ЯМЗ-236НЕ2 или ЯМЗ-238 мощностью от 210 до 230 л.с. Для работы в условиях низких температур предусмотрен предпусковой подогреватель.
Колесная формула грузовика — 6х6, все колеса односкатные, тормоза барабанные с раздельным пневмогидравлическим приводом. Передний мост — со ШРУСами сухарикового типа. Рулевое управление — с гидроусилителем.
До 1965 года в составе трансмиссии вкупе с сухим двухдисковым сцеплением и 5-ступенчатой МКПП с синхонизаторами на I, III, IV и V передачах применялась "раздатка" с принудительно подключаемым передним мостом и возможностью блокировки межосевого дифференциала, но потом стали ставить упрощенную раздаточную коробку с постоянно включенным передним мостом и несимметричным блокируемым межосевым дифференциалом планетарного типа. "Град" на базе "Урала" считается основным или, если позволите, каноническим вариантом.
Кроме "Урала", артиллерийскую часть "Града" ставили и ставят на шасси ЗИЛ-131 (облегченная версия с меньшим количеством зарядов не для дивизионной, а для полковой артиллерии), а также на шасси КАМАЗ-5350 и МАЗ-6317 (белорусский вариант). В Чехословакии артиллерийскую установку БМ-21 производили по лицензии и устанавливали ее на восьмиколесное шасси Tatra-815. Армии других стран закупали у СССР БМ-21 и устанавливали на шасси различных грузовиков. Помимо этого, известны многочисленные "пиратские" копии БМ-21, а также самостоятельно разработанные системы, которые могут использовать снаряды "Града".
Испытания и постановка на вооружение
Установку "Град" начали проектировать в 1960-м, а уже к концу следующего года начали проводить заводские испытания первых образцов. Сроки были сжатыми — всего несколько месяцев спустя, весной 1962-го, на полигоне "Ржевка" под Ленинградом состоялись государственные испытания. По их результатам машину должны были принять на вооружение, но проблем новая система не избегла: по условиям опытная машина должна была произвести 663 выстрела и пройти 10 000 км, однако прошла всего 3 380 — сломался лонжерон шасси.
Испытания приостановили, в кратчайшие сроки пригнали доработанную машину, но слабые места выявились и у нее — теперь испытаний не выдержали карданная передача, средний и задний мосты, сгибаясь (!) под экстремальными нагрузками. В итоге только год спустя после старта "госприемки" разработчиком удалось искоренить все "недуги".
Ранней весной 1963 года РЗСО "Град" завершила комплекс испытаний и 28 марта была принята на вооружение. В том же году машины продемонстрировали генсеку Н.С. Хрущёву. Серийный выпуск БМ-21 стартовал в 1964 году на Пермском машиностроительном заводе имени В.И Ленина (он же завод №172), и в том же году "Град" успел поучаствовать в ноябрьском военном параде на Красной площади (майский парад Победы, как, собственно, и День Победы, тогда еще не проводились).
В своем конечном виде БМ-21 "Град" имела расчет из трех человек, массу в боевом положении (со снарядами и расчетом) в 13 700 кг, клиренс в 400 мм, максимальную скорость 75 км/ч, дальность хода 750 км, артиллерийскую часть из 40 стволов калибром 122 мм, дальность стрельбы от 3 до 20,4 км, время залпа 20 с. и площадь поражения 14,5 га.
Конфликт с Китаем
Боевым крещением системы "Град" и инцидентом, после которого о ней узнали и начали опасаться "стратегические противники", стал вооруженный советско-китайский конфликт на острове Даманский на реки Уссури. Всё началось 2 марта 1969 года, когда китайцы нарушили границу и расстреляли отряд советских пограничников. 15 марта 1969 года конфликт достиг апогея: на острове высадилось несколько китайских пехотных рот при поддержке артиллерийских батарей.
С нашей стороны в бой вступили бронетранспортеры и танки Т-62, но ситуацию мог переломить только массированный ответный артудар — китайцы разведали, что остров обороняют незначительные силы, и готовились атаковать крупными соединениями пехоты, "обрабатывая" остров минометным огнем.
Советская сторона еще накануне подвела к берегу 135-ю мотострелковую дивизию, в составе которой был дивизион из новейших секретных БМ-21 "Град", и просила московское начальство разрешить использование этого оружия. Однако ответа из Москвы всё не было. В 6-часовом бою на острове было уничтожено несколько советских БТР, погиб командующий Иманского погранотряда Д.В. Леонов. В 17:00 советские пограничники покинули остров. Противник тем временем усилил минометный огонь по острову — было понятно, что с китайской территории прибывают всё новые и новые силы.
В отсутствие ответа из Москвы командующий ДВО О.А. Лосик принял единоличное решение о поддержке пограничников. В 17:10 по противнику ударил артиллерийский полк, несколько минометных батарей и дивизион установок "Град". В течение 10 минут огонь накрыл ближайшие 20 километров вглубь китайской территории. В то же время в атаку на Даманский двинулись 5 советских танков, 12 БТР, 2 мотострелковые роты 199-го мотострелкового полка, а также силы пограничников в составе мотомоневренной группы.
Считается, что решающее значение в том бою — и по разрушительному действию, и по деморализации противника — оказали именно установки "Град". Идеальная цель для этих машин — это сильно вытянутые колонны на марше, поэтому удары "Града" практически смели войска, выдвигавшиеся к Даманскому, а также уничтожили резервы противника, пункты боепитания и склады. В течение 10 минут ураганного огня всё было кончено — китайцы были выбиты с Даманского острова.
"Град" нашего времени
Сейчас на вооружении Российской армии стоит около 2 500 установок БМ-21 "Град". В разное время боевые машины экспортировались примерно в 70 стран и на протяжении 1970, 1980-х, 1990-х, 2000-х и 2010-х успели поучаствовать практически во всех мало-мальски заметных вооруженных конфликтах по всей Земле.
Тактика применения системы "Град" за эти годы в разных армиях была различной. Так, в середине 1970-х в Анголе противники перемещали установки только колоннами, перестреливаясь на встречных курсах, а затем применяя тактику выталкивания и преследования отдельных машин. В Афганистане же советские военные били не по вытянутым колоннам, а наоборот, по площадям, практически уйдя от баллистических траекторий и расстреливая строения и технику противника прямой наводкой.
А "Организация освобождения Палестины" в Ливане применяла тактику кочующих установок: одна машина БМ-21 "Град" наносит удар по войскам Израиля и тут же меняет положение — скорость перемещения грузовика и развертывание в боевое положение за три с половиной минуты делают такие маневры весьма результативными.
Небо без ракет
Кроме указанных "горячих точек", "Град" применялся Азербайджаном в карабахском конфликте, Россией — в обоих чеченских кампаниях, а также в Южной Осетии в 2008-м. Использовали эти установки в вооруженных конфликтах в Анголе и Сомали, в гражданских войнах в Ливии и Сирии. А в 2014 году в вооруженном конфликте на востоке Украины такая техника применяется обеими противоборствующими сторонами...
Надо отметить, что еще в 1980-х предпринимались попытки модернизировать систему "Град" — боевая машина 9А51 "Прима" должна была нести не 40, а 50 ракет с площадью поражения в 8 раз большей и временем пребывания на позиции в 5 раз меньшим при той же дальности стрельбы, что у "Града", что позволяло использовать примерно в 15 раз меньшее количество единиц техники. "Приму" даже приняли на вооружение в 1988 году, но дальше был развал Союза, и производство так и не запустили.
Но и в своем нынешнем виде "Град", некогда задавший новый стандарт данному виду вооружений, практически непревзойден, хотя подобной техники в мире теперь предостаточно. "Град" представляет собой грозную силу, которая способна защитить интересы России. И любой другой страны. Довольно часто эта сила оказывается слишком грозной. И всегда оказывается направленной против живых людей. "Град" — прекрасный пример торжества инженерной мысли. Пример, которому самое лучшее место — в музее военной техники.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Очень интересно!Спасибо!