С началом Второй мировой войны, наряду с легендарными джипами и полноприводными грузовиками, на их базе в США начался серийный выпуск двух типов плавающих автомобилей с открытыми водоизмещающими корпусами без дверей и задними гребными винтами. Лёгкий и быстроходный плавающий джип Ford GPA (4×4) выполнял практически все функции сухопутных «Виллисов», а также мог форсировать неглубокие водоёмы.
Водоплавающий грузовик GMC DUKW-353 (6×6) корпорации General Motors Corporation (GMC или Джи-Эм-Си) с системой регулирования давления воздуха в шинах, помимо транспортных перевозок по суше, преодолевал водные, топкие и вязкие преграды, глубокие реки, морское побережье и даже выходил в открытое море.
Оба варианта амфибий по ленд-лизу поставляли в СССР. Во время Второй мировой они служили в близких и дальних союзнических странах, участвовали в высадке в Нормандии и затем до конца 50-х не пропускали ни одного более или менее крупного военного конфликта.
Тайны лёгкой амфибии Ford GPA
Самой распространенной лёгкой амфибией Второй мировой и Великой Отечественной войны был плавающий джип GPA концерна Ford Motor Company, выпущенный в количестве 12,8 тысяч единиц.
В США эти автомобили собирали до марта 1943-го, но в Красную армию машины с более понятным индексом «Форд-4» попали только на следующий год. К тому времени маятник войны уверенно склонялся в сторону Советского Союза, и передовые заокеанские амфибии были уже никому не нужны. Их перевели в категорию устаревших и отправили в СССР. По нашей статистике в Красную армию поступили 2,2 тысячи машин GPA, по американской – 3 250 единиц.
Первоосновой амфибии Ford GPA являлись прототипы с упрощенными трёх- и пятиместными кузовами, созданные корпорацией Ford и фирмой Marmon-Herrington.
После сравнительных испытаний в феврале 1942-го они уступили место пятиместному образцу на базе джипа Ford GPW с более округлым корпусом, водоотражающим щитом и выштамповкой Ford на левой передней стенке борта. В первых же контрактах им присвоили индекс GPA, означавший GP Amphibian (Джи-Пи плавающий) и General Purpose Amphibian (многоцелевая амфибия).
В сентябре в серийное производство пошел доработанный вариант GPA класса 250 кг на удлинённом на четыре дюйма шасси сухопутного джипа Ford GPW, носивший краткое имя Seep (Sea Jeep, Seagoing Jeep) — водоплавающий джип. От прототипов он отличался горизонтальными усилительными рёбрами на корпусе, поперечным глушителем на капоте и креплением запасного колеса на крышке «багажника».
К амфибийным диковинкам относились коробка отбора мощности с карданом для привода трёхлопастного винта, водооткачивающий насос и вертикальный барабан с червячным редуктором (кабестан) для самовытаскивания машин при выходе из воды. Для изменения направления движения на плаву служил водяной руль с несколькими барабанами, тросами и системой блоков на рулевой колонке. При переходе на воду привод колёс автоматически отключался.
Машины Ford GPA имели сухую массу 1,7 тонны, то есть на 600 килограммов больше, чем базовый джип. Максимальная скорость на шоссе составляла 95 км/ч, на плаву — 8,5 км/ч.
Сохранившиеся до сих пор лёгкие амфибии Ford GPA
В целом амфибия GPA не оправдала надежд, но в послевоенные времена имела несколько последователей, не считая советских серийных копий.
Грузовик-амфибия GMC DUKW-353
По аналогии с машиной Ford GPA в течение полутора последних лет войны в Красную армию поступили 586 амфибий Джи-Эм-Си DUKW-353, успешно форсировавших реки Советского Союза и Западной Европы. Это была последняя капля в море от общего объема их выпуска – свыше 21 тысячи машин.
История плавающего автомобиля DUKW-353 с созвучным именем Duck («Утка») началась в 1942 году, когда проектно-конструкторская компания Sparkman and Stevens приступила к проектированию многоцелевой 2,5-тонной амфибии со всеми односкатными колесами. За основу был принят полукапотный грузовик AFKWX-353 с продвинутыми вперед моторным отсеком и кабиной. В 1943-1945 годах её собирал завод Yellow Trucks and Coach, на котором уже выпускался известный армейский грузовик CCKW-353.
По общей концепции и комплектации обе 94-сильные машины были унифицированы, а на амфибиях впервые в мире применялась централизованная система регулирования давления воздуха в шинах и их подкачки от пневматического компрессора. Первые партии снабжались внешними патрубками подвода воздуха к колёсным ступицам, серийные версии имели более надежный внутренний подвод. Коробка отбора мощности приводила трёхлопастной гребной винт диаметром 635 мм. К другим особенностям относились новые шины размером 11,00-18, трюмные водооткачивающие насосы, кормовая барабанная лебёдка, электрическая сирена, компас, якорь, навигационное и шкиперское оснащение.
Внутри открытого трёхсекционного корпуса с люками и переборками можно было разместить 25 солдат-десантников или перевозить через водные преграды артиллерийские орудия калибра до 105 мм вместе с боевыми расчетами. Кабина управления первых выпусков имела прямоугольные лобовые окна, грузовой отсек снабжался съёмным тентом. Впоследствии передние стекла стали четырёхсекционными или снимались вообще, а на ряде машин над кабиной помещалась турель для зенитного пулемёта. Снаряженная масса амфибии составляла 6,7 тонн. На шоссе она развивала скорость 81 км/ч, на плаву — 9,5 км/ч.
Сохранившиеся до сих пор грузовые амфибии GMC DUKW-353
По окончании войны советские конструкторы неизбежно не могли обойтись без копирования лучших зарубежных образцов, тем более что они бесплатно поступали по ленд-лизу в огромных количествах. Примером тому было создание более прочных и надежных отечественных копий армейских амфибий Ford GPA и GMC DUKW-353.
Лёгкие советские плавающие наследники
Уже через три года после войны в Научном автомоторном институте (НАМИ) были спроектированы и построены две опытные четырёхместные плавающие машины НАМИ-011. Они базировались на 54-сильном шасси командирского джипа ГАЗ-67Б военного времени с агрегатами от серийных автомобилей, но фактически считались доработанными копиями амфибии Ford GPA.
Весной 1951-го сборку модели НАМИ-011 перенесли на Горьковский автозавод, где она получила марку ГАЗ-011 и военный индекс МАВ-67 — малый автомобиль водоплавающий. В отличие от амфибии GPA он имел более обтекаемый и прочный корпус, четырёхлопастной гребной винт, карданные шарниры от «Победы», гидроамортизаторы двухстороннего действия от ЗИМа, более мощную систему охлаждения от ГАЗ-51, передние рессоры от бронемашины БА-64Б и вездеходные шины размером 7,50–20.
При сухой массе около двух тонн на шоссе амфибия ГАЗ-011 развивала скорость 90 км/ч, на плаву – около девяти. До 1953-го было собрано порядка 100 машин, поступавших в основном в инженерно-строительные подразделения Советской армии.
В 1952-м на базе ГАЗ-011 построили опытную амфибию ГАЗ-48 (МАВ-3) с двигателем ГАЗ-12 в 90 сил и несущим корпусом катамаранного типа со сдвоенным днищем, применявшуюся для гидродинамических исследований. При расчетной скорости на плаву 16 км/ч она развивала лишь 10,5 км/ч.
В 1953 году в Горьком приступили к серийному выпуску облегченной амфибии ГАЗ-46 (МАВ-69) грузоподъёмностью 500 килограммов. Она представляла собой предыдущую модель ГАЗ-011, переставленную на шасси нового лёгкого 55-сильного автомобиля ГАЗ-69 и оставшуюся по-прежнему копией GPA. При сохранении общей конструкции её оборудовали пятиместным корпусом с тремя отсеками, новым трёхлопастным винтом, светомаскировочными фарами и вездеходными шинами нескольких размеров. На панели приборов устанавливали тахометр и световой индикатор проникновения забортной воды в кузов.
Испытания прототипов многоцелевых амфибий ГАЗ-46 конструкции Г.М. Вассермана и А.А. Смолина. 1953 год
Сухая масса амфибии снизилась до 1850 кг, скорость на плаву возросла до 10,6 км/ч, расход топлива на шоссе – 22 литра на 100 км. ГАЗ-46 состоял на вооружении переправочно-десантных батальонов и понтонно-мостовых полков. До 1958 года ГАЗ выпустил 654 амфибии, затем небольшими сериями их собирал Горьковский завод гусеничных тягачей.
Советские грузовые амфибийные наследники
Перевоплощение ленд-лизовского грузовика DUKW-353 в советскую 2,5-тонную амфибию началось в августе 1950-го. Тогда на только что построенном Днепропетровском автозаводе (ДАЗ) под руководством главного конструктора В. А. Грачева были собраны две плавающие армейские машины ДАЗ-485 (6×6) на 110-сильном шасси ЗИС-151 высокой проходимости, ставшие наиболее точными копиями заокеанского прототипа. Советскими изобретениями на них стали перенос пятитонной лебёдки из кормовой части машины в пространство за кабиной (рубкой) и установка заднего откидного борта со съёмными трапами.
Испытания амфибий проводились на Днепре, по дорогам и водным гладям Крыма, Кавказа и Кубани, но в мае 1951-го ДАЗ перевели на выпуск ракетной техники, и выпуск плавающих машин был передан на Завод имени Сталина (ЗИС).
В Москве первые четыре амфибии ЗИС-485 появились в конце июля 1952-го и на следующий год прошли испытания по дорогам, бездорожью и водным просторам СССР. Их приняли на вооружение под военным индексом БАВ (большой автомобиль водоплавающий), с которым амфибии превратились в основные транспортно-десантные средства Советской армии, способные доставлять до 3,5 тонн грузов при волнении в четыре балла.
На БАВах впервые в советской практике появились все односкатные ведущие колёса, вакуумный усилитель тормозов, вездеходные 18-дюймовые шины и система регулирования водителем давления воздуха в шинах на стоянке или на ходу, который подавался к колёсным ступицам посредством жёстких наружных трубопроводов.
Снаряженная масса десятиметровой машины ЗИС-485 составляла 7,1 тонны, полная – около 10 тонн. На шоссе она развивала скорость 60 км/ч, на плаву – 10 км/ч.
В 1958-м на шасси нового грузовика ЗИЛ-157 началось изготовление модернизированной амфибии ЗИЛ-485А (БАВ-А) с усиленными мостами, новой тормозной системой и внутренним подводом воздуха к блоку регулирования давления в шинах. С 1960-го их выпуском занимался Брянский автомобильный завод (БАЗ).
В общей сложности до 1963 года на обоих заводах построили 2086 машин серии 485.
На заглавной фотографии – лёгкая военная амфибия ГАЗ-46 в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи из Санкт-Петербурга. На заднем плане – плавающий грузовик ЗИЛ-485А.
Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные черно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться