БелГрад – Белорусский "Град"
В наследство от советской армии вооруженные силы Республики Беларусь получили значительное количество реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 "Град".
И до сих пор они составляют большую часть РСЗО, находящихся на вооружении белорусской армии – всего в распоряжении ВС РБ находится 376 систем залпового огня.
Разумеется, системы эти модернизируются и оснащаются новыми ракетами (включая снаряды с кассетной и отделяющейся головной частью). Но уже в конце 1990-х остро встала проблема износа оригинального шасси "Урал"-375Д. И тогда руководство республики приняло решение не закупать новые "Уралы" в России, а разместить БМ-21 на шасси специально разработанного для этого собственного автомобиля повышенной проходимости.
Все опытно-конструкторские работы, испытания и т.д. были проведены собственными силами: специалистами Минского автозавода, Военной академии Республики Беларусь, Научно-технического комитета Министерства обороны РБ и Службы ракетно-артиллерийского вооружения Вооруженных Сил РБ. При этом модернизированная версия оказалась лучше оригинала.
Использование автомобиля МАЗ-6317 позволило, благодаря его первоначальной конструкции, выгодно изменить компоновочную схему установки: длина грузовой платформы автомобиля Минского завода – почти вдвое больше, чем у "Урала" (6 250 против 3 900 мм). Разместив ракетную установку в кормовой части, конструкторы смогли установить между ней кабиной стеллажи для 40 реактивных снарядов (существует и вариант на 80 снарядов). Экипаж перезаряжает пусковую установку без использования транспортно-заряжающей машины, в результате время подготовки ко второму залпу удалось сократить до 7 минут. Из-за большей, чем у "Урала"-375Д, высоты для наводчика на поворотном основании смонтирована откидная площадка.
Единственное неудобство: у МАЗ-6317 отсутствует механизм отключения рессор. Его белорусы разрабатывать не стали, а для повышения устойчивости установки во время стрельбы, просто установили в кормовой части две опоры с винтовыми домкратами. Испытания первого опытного образца модернизированной установки состоялись 23 декабря 1997 года.
На фото: МАЗ-6317
И по лесам, по сопкам, по воде…
Итак, МАЗ-6317 первоначально предназначался не для перевозки личного состава, а целевым образом разрабатывался в качестве площадки для РСЗО. Кстати, это оставило свой отпечаток на конструкции машины "для людей": кузов высокий (около полутора метров), и попасть в него можно только через откинутый задний борт по специальным, также откидывающимся, подножкам. Для этого солдаты, несущие на себе снаряжение и оружие, должны проявить соответствующую ловкость, ведь никаких поручней конструкция не предусматривает. Точно так же и покидать машину приходится, буквально десантируясь со "сверхмалой высоты".
Установленный на военной модификации дизельный двигатель ТМЗ-8424 от российского Тутаевского моторного завода развивает максимальную мощность 425 л.с. На колесах установлены широкопрофильные шины с протектором повышенной проходимости, давление воздуха в них регулируется централизованной системой. На пересеченной местности машина преодолевает подъемы и спуски до 30°, уверенно движется по зыбким грунтам, способна самостоятельно преодолевать броды. При этом она остается хорошо управляемой и не теряет устойчивости. Ну а если болото попалось совсем уж глубокое, то можно воспользоваться для самовытаскивания штатной лебедкой с тяговым усилием 12 тыс. кгс и длиной троса 60 м.
Сами производители утверждают, что MA3-6317 не имеет аналогов в СНГ, а по своему техническому уровню и оснащению соответствует лучшим мировым образцам этого класса. Автомобиль имеет возможность блокировки дифференциалов, а раздаточная коробка с пониженной передачей распределяет усилия по мостам. Что касается внедорожных качеств, то они собрали исключительно положительные отзывы. На учениях белорусские военные гоняют свои МАЗы по танковым полигонам и утверждают, что их проходимость – ничуть не хуже, чем у гусеничной техники, а скорость, соответственно, намного выше.
Лесовоз, эвакуатор, автокран
Что касается простоты и надежности эксплуатации, то в этом гражданский вариант МАЗа, пожалуй, не отличается от военного. В мирной модификации МАЗ-6317 комплектуется Ярославским дизелем объемом 14.8 л и мощностью 330 л.с. (крутящий момент 1 225 Нм), а также удлиненной кабиной со спальным местом. Выпускаются версии и с двумя спальными местами, точно так же и количество пассажирских мест может быть одно или два.
Несмотря на суровый белорусский минимализм, явно позволивший снизить стоимость гражданской версии, знатоки отмечают сравнительно неплохую шумоизоляцию кабины и (что немаловажно) подрессоренное водительское сиденье. Сиденье и рулевую колонку можно регулировать, однако специалисты отмечают: большой диаметр руля, всё равно словно бы подразумевает, что водитель должен быть высокого роста. Во всяком случае, так ему будет удобнее рулить на крутых поворотах.
Благодаря тому, что модификация разрабатывалась для РСЗО, шасси позволяет устанавливать и самые разные виды специализированного гражданского оборудования: манипуляторы, краны, эвакуаторы, цистерны, автоподъемники и лесовозы. Последняя модификация, помимо гидроманипулятора, оборудована ограждением, защищающим кабину от возможных ударов. Производители любят подчеркнуть, что МАЗ-6317 может быть использован, в том числе для буксировки самолетов на аэродромах.
Технические характеристики МАЗ-6317
Длина | 9 405 |
Ширина, мм | 2 550 |
Высота, мм | 3 350 |
Колёсная формула | 6х6 |
Подвеска | рессорно-балансирная |
Шины | 16.00 R20 |
Нагрузка на переднюю ось, кг | 7 150 |
Нагрузка на заднюю тележку, кг | 18 000 |
Технически допустимая полная масса автомобиля, кг | 25 150 |
Модель двигателя | ЯМЗ-238ДЕ2 / ТМЗ-8424 |
Мощность двигателя, л.с. | 330 / 425 |
Число цилиндров | 8 (V-образный) |
Вид топлива | ДТ (дизель) |
Объем топливных баков, л | 200 и 350 |
Коробка передач | ЯМЗ-239/9JS135А (число передач – 9) |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
Расход топлива, л/100 км | 45.0 (при скорости 60 км/ч) |
Запас хода без дозаправки, км | до 1 200 |
Для комментирования вам необходимо авторизоваться