Война броневиков Великой Отечественной: БА-64 против Sd.Kfz.222

Ко Второй мировой войне, вплоть до нападения Германии на СССР (то есть к началу Великой Отечественной войны), на вооружении Красной Армии был только один легкий броневик – устаревший БА-20 с колесной формулой 4х2. Вермахт, наоборот, комфортно проехал всю Европу на своих колесных бронеавтомобилях и с точно такой же легкостью намеревался въехать на них в Москву и Санкт-Петербург (Ленинград они называли историческим именем, считая его немецким). Проблемы с броневиками были у обоих противоборствующих сторон и завершились они только в мае 1945 года, когда созданные в годы войны советские БА-64 вошли в Берлин.

Битва в пути

Советское руководство поставило перед инженерами задачу создания полноприводного легкого броневика, машины для разведки и непосредственной поддержки пехоты, которую можно было использовать и как командирскую, еще в 1939-1940 годы. В ходе войны с Финляндией БА-20 показали в карельских лесах и болотах свою полную "профнепригодность". А во время раздела Польши между СССР и Германией советское командование имело все возможности сравнить свои бронемашины с немецкими. Тем не менее дальше опытных образцов дело тогда не пошло.

ba_20_1.jpeg

На фото: БА-20



По всей видимости, все ждали начала серийного производства полноприводного ГАЗ-64, на базе которого и был в результате создан БА-64. А может быть, считалось, что новый броневик Красной Армии не так уж нужен. И только в июле 1941 года, когда бои шли уже под Смоленском и Киевом, советское руководство разрешило конструкторскому бюро Горьковского автозавода начать работы над легким броневиком. Тут же заказ оказался срочным, выполнять его пришлось в авральном порядке, а доводить машину до ума – в ходе ее эксплуатации на фронте (результатом стало огромное количество ее модификаций). Одной из наиболее серьезных доработок стало увеличение ширины колеи – для придания устойчивости.

Первые БА-64 при гарантированном пробеге в 10 000 км ломались уже на 4 000 км, а то и раньше. Выяснилось, что выходил из строя задний мост, когда водители двигались на низких передачах без включения переднего моста (повышенный крутящий момент полностью передавался на один мост вместо двух). В качестве временной меры передний мост был сделан неотключаемым, и только в 1943 году проблему решили окончательно, усилив конструкцию заднего моста.

На бронеавтомобиль поставили 4-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-ММ, способный работать на низкосортном бензине и масле. В состав трансмиссии входили однодисковое сцепление, четырехступенчатая (4+1) коробка передач, одноступенчатая раздаточная коробка без понижающего ряда и два карданных вала, соединявших ее с двумя ведущими мостами.


ГАЗ-64.jpeg
БА-64.jpeg

На фото: ГАЗ-64 и БА-64



Нет сомнения в том, что советские инженеры смогли бы разработать бронемашину самостоятельно, но сроки поджимали: фронт катился на восток. И тут как нельзя кстати оказался трофейный немецкий Sd.Kfz.222. 23 августа 1941 года его "откатали" на полигоне подмосковной Кубинки, а 7 сентября доставили в Горький (так в советское время назывался Нижний Новгород). Стоит отметить, что КБ под управлением Виталия Грачева не копировало немецкую машину, а создавало свою. Были использованы лишь некоторые идеи и конструктивные решения, в первую очередь по форме корпуса и расположению броневых листов.

Немецкий образец

Leichter Panzerspähwagen (легкий бронеавтомобиль) Sd.Kfz.222 был модернизированным вариантом своего менее удачного предшественника Sd.Kfz.221, созданного конструкторами фирмы Horch еще в 1934 году. В серийное производство Sd.Kfz.222 пошел в 1937-38 годы, и до февраля 1944 года было выпущено по разным данным от 990 до 2 000 таких машин.

В отличие от советских собратьев, созданных на базе "мирных" (то есть не бронированных) серийных автомобилей, немецкий броневик конструировался целиком, от колес до башни. На то были две причины. Во-первых, германские коммерческие автомобили принципиально не подходили для того, чтобы нести на себе броню, – в отличие от советских машин, вообще не предназначавшихся для массовых продаж и сконструированных для "спецнужд". Во-вторых, у немецких инженеров было время, которого попросту не оказалось в наличии у их советских коллег в 1941 году.




Итак, все четыре колеса немецкого Sd.Kfz.222 были ведущими и управляемыми (на скорости более 35 км/ч задние колеса переключались в неуправляемый режим). Шины – пулестойкие, заполненные пенорезиной, сейчас бы это назвали Run Flat. Многогранный корпус собран из листов катаной брони толщиной 8 мм, расположенных с наклоном, и по форме напоминает "гробик".

Позднее, после фронтовых "испытаний", толщину лобовой брони увеличили до 30 мм. Первоначально на броневике стоял 3.52-литровый мотор от легкового "Хорьха" мощностью 75 л.с., но затем его заменили на восьмицилиндровый V-образный 3.82-литровый мощностью 90 л.с. производства той же компании.

Главные различия

Разумеется, сравнивая БА-64 и Sd.Kfz.222, не стоит забывать, что это принципиально разные машины (в отличие, скажем, от британского танка Vikkers Mk.E и советского Т-26. Но в целом их различия сводятся к проходимости и вооружению.

К сожалению фронтовиков, у БА-64 серьезно подкачало вооружение. Штатного дискового пулемета ДТ-29 калибра 7,62 мм было явно недостаточно, но попытки установить автоматическую 25 мм пушку, крупнокалиберный 12,7 мм пулемет ДШК и даже просто имевший ленточное боепитание СГ-43, успехом не увенчались. Слишком маленькой оказалась башня, впрочем, как и весь легкий броневик. Зато благодаря возможности вести зенитный огонь, БА-64 оказался незаменим в уличных боях, где пасовала любая другая бронетехника.


SdKfz222.jpg

На фото: Sd.Kfz.222



Под увеличение калибра башню БА-64 пытались сделать больше, но на испытаниях при стрельбе из ДШК машина опасно раскачивалась. Учитывая то, что она вдобавок имела склонность к опрокидыванию, на модификации поставили крест. Вместо этого конструкторы решили установить противотанковое ружье ПТРС-41 калибра 14,5 мм. Но и эта машина в серию не пошла, хотя известно, что фронтовые умельцы ставили на броневики такое вооружение самостоятельно, в ремонтных мастерских.

На немецком Sd.Kfz.222 стояла автоматическая пушка KwK-30, созданная под патрон калибра 20 мм от противотанкового ружья Solothurn и спаренный с ней пулемет MG-34 под патрон калибра 7,92 мм от винтовки Mauser. Скорострельность пушки составляла 280 выстрелов в минуту, начальная скорость снарядов – 780 м/с. В результате они пробивали броню толщиной 20 мм на расстоянии 500 метров.

Тем не менее немецкий броневик при всем своем полном приводе, мощном двигателе и большом клиренсе, по российскому бездорожью оказался не ходок. В конце концов, командование Вермахта практически все эти машины перебросило в Африку, где они прекрасно себя зарекомендовали. А вот конструкторы БА-64 хорошо себе представляли, в каких условиях будет воевать их машина: концепция "бить врага на его территории" осталась в довоенном прошлом, сперва предстояло выгнать его со своей земли. Отсюда – необходимость преодолевать глубокие броды и ямы, а также без усилия стартовать на разъезженной дороге, болоте и пашне.

Технические характеристики

БА-64 БА-64Б Sd.Kfz.221 Sd.Kfz.222
Экипаж, чел. 2 2 2 3
Боевая масса, т 2,36 2,43 4,00 4,80
Ширина, м 1,53 1,70 1,95 1,95
Высота, м 1,90 1,90 1,70 2,00
Мощность двигателя, л.с. 50 50 75 90
Удельная мощность, л. с./т 21,2 20,6 18,8 18,8
Тип подвески индивидуальная, на листовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами индивидуальная, на листовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами индивидуальная, на вертикальных пружинах индивидуальная, на вертикальных пружинах
Максимальная скорость, км/ч 80 80 90 85
Запас хода по шоссе, км 600 500 320 300
Клиренс, мм 210 227 240 240
Колея, мм 1240 1446 1610 1610
Преодолеваемый подъем, град. 36 36 22 20
Преодолеваемая стенка, м 0,25 0,25 н/д 0,25
Преодолеваемый ров, м 0,35 0,35 н/д 0,25
Преодолеваемый брод, м 0,9 0,9 0,6 0,6

БА-64б и БА-64.jpeg

На фото: БА-64б и БА-64


Читайте также:




Запишитесь на тест-драйв у официального дилера MAJOR AUTO
Оставьте, пожалуйста, свой телефон. Менеджер свяжется с вами в ближайшее время.
Спасибо! Ваша заявка принята, и скоро Вам позвонят.

 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
2 комментария
10.05.2015 02:18
Александр Сафаров

Run Flat - это технология жесткого борта покрышки, а не пенорезины


10.05.2015 02:18
Александр Сафаров

Run Flat - это технология жесткого борта покрышки, а не пенорезины


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings