История техники
Шведские машины у нас любят. Пускай все особенные «северные» фишки давно стали типовыми для европейских авто, поводы находятся. Тут и скандинавский дизайн, и неплохая надежность, и относительная простота при высокой престижности. И отсутствие серьезных скандалов с надежностью агрегатов. К тому же эта машина получилась более чем удачная, и дело тут не только в популярных «среднеразмерности» и «кроссоверности».
Проникновение в модельный ряд Volvo технологий Ford началось с флагманского S80 II в 2006 году. Появившийся в 2008 XC60 также во многом основан на решениях Ford и глобальной платформе EUCD, которая роднит эти машины с Ford Mondeo, Land Rover Freelander и многими другими «хитами».
Но не унывайте, поклонники настоящих шведских авто — сама платформа также вобрала в себя многие особенности вольвовских технологий: шведы оказались хорошими разработчиками, и их решения получили глобальную прописку. Назвать первый XC60 Фордом – это значит неплохо польстить американской компании. Несмотря на наличие тщательно скрываемых общих элементов в конструкции, машина была и остается очень «шведской» во всем. Это касается и дизайна, и комплектаций, и эргономики.
В эксплуатации это тоже ни разу не Ford. Причем как в хорошем, так и в плохом смысле. Премиальный сервис, качественное обслуживание, отличное качество исполнения, богатые комплектации, наличие явного «характера» и очень интересный набор характеристик – это все Volvo. А вот завышенные цены на запчасти и их отсутствие в свободном доступе, повышенные сроки доставки, а также не всегда адекватная цена на фирменный сервис и пакеты опций – это все тоже Volvo, только со знаком «минус». И порой очень удобно, что машина все же где-то внутри немножечко, но Ford. При желании это позволяет снизить затраты на ряд запчастей и операций в разы.
Особенно это актуально, если вы еще не «пурист»-фанат марки, а эту модель выбрали исключительно за ее практичность. Ведь именно у XC60 в кузове Y20 можно найти отличный выбор мощных дизельных моторов, классических АКПП Aisin и надежную и «цепкую» схему подключаемого полного привода с муфтой Haldex, позволяющую и управляемость иметь хорошую, и тягу на задних колесах, достаточную для движения по бездорожью. Да, с проходимостью тут проблем нет, работа системы полного привода и ESP доводились при участии специалистов Jaguar Land Rover. А Freelander II и Evoque лазать учили по-взрослому.
Размеры салона тоже близки к оптимальным. Спереди места более чем достаточно, сзади тоже комфортно, багажник солидного размера. Да еще и складное пассажирское кресло позволяет при необходимости заметно расширить размеры грузовой площадки. И при этом машина остается достаточно компактной и удобной для городского режима и тесных парковок.
В процессе выпуска модель пережила достаточно крупный рестайлинг. Модель 2013 года имеет заметно отличающееся оформление передней и задней частей, другую оптику, капот и список силовых агрегатов. С точки зрения техники ничего особенно интересного не произошло. Разве что прослеживается постепенный отказ от моторов «модульной» серии и Т6 в пользу бензиновых моторов на основе конструкции Mazda и столь же постепенный отказ от «модульных» пятицилиндровых дизельных моторов с ростом мощности четырехцилиндровых дизелей. В остальном изменения чисто косметические, хотя система обозначений серий двигателей до, после и во время рестайлинга может легко запутать неподготовленного человека. Один и тот же мотор может иметь разные обозначения в зависимости от года и комплектации.
Специально стремиться купить машину после рестайлинга не стоит. В ней порадует разве что более современный дизайн, а все основные технические особенности машин сохранились. К счастью или к радости.
Кузов
Найти следы коррозии на шведской машине такого возраста – задача сложная, но ничего невозможного тут нет. Надо только вспомнить, что это кроссовер, и на нем наверняка выбирались на грунтовки. И несмотря на очень высокое качество окраски и непременную оцинковку, снизу кузов от грязи прикрыт плохо. У машин, которые частенько ездили по бездорожью, грязь набивается в полость над топливным баком и во внутренние полости, порой застревает между подрамником спереди и кузовом, под термозащиту выхлопа и многочисленные аэродинамические панели.
Можно найти застарелую грязь на трубках топливного бака и тормозной системы, на узлах подвески. Последствия – повышенная вероятность коррозии панелей вблизи точек загрязнения. Но и без того на днище найдётся куча слабо защищенных кронштейнов, которые постепенно станут очагами коррозии, и такие места заметны уже сейчас.
В надмоторной нише стоит навести порядок: она склонна к накоплению «ила» и воды, которая потом может повредить шовный герметик и вызывать повреждения электрики. Как показывает практика, она обязательно со временем начнет попадать в салон, на электронные блоки. Пока это мелочи, которые легко устранить, благо кузов хорошо защищен в целом, но лучше всего позаботиться об этом заранее, а при покупке тщательно проверить машину.
Если стоит задача найти следы коррозии снаружи, то выполнить её будет заметно сложнее. Большая часть машин в этом отношении близка к идеалу, страдают разве что места с повреждениями ЛКП. Но все же обратите внимание на заднюю дверь, по нижней кромке и над номерным знаком возможны неприятные сюрпризы. Под пластиковыми накладками боковин порой тоже можно кое-что увидеть: клипсы креплений, особенно если детали разбирали, повреждают ЛКП, и в скрытой зоне идет процесс коррозии. Он может постепенно выбраться наружу, а пока его можно отследить разве что по перекосам декоративных деталей.
Все алюминиевые детали кузова, включая кронштейны зеркал заднего вида и ручек дверей, находятся в зоне риска. Сплавы подобраны не очень удачно, зеркала закисают, отчего страдает их привод и проводка, а так же ЛКП двери поблизости. Обратите внимание и на трапецию дворников. Закисает она нечасто, проблемы связаны в основном с датчиками положения.
Вообще, такие «мелочи» как оптика и лобовое стекло выполнены несколько небрежно. Оптика мало того что затирается, так еще и сравнительно часто у нее нарушается герметичность. При следах запотевания нужно быть очень бдительным, не дожидаясь порчи начинки фары. Лобовое стекло слабое, склонно к растрескиванию и затиранию. Да и цена не порадует.
Ручки дверей не только страдают отказами электронного модуля при наличии бесключевого доступа (это, скорее, благо с учетом уязвимости системы от «длинной руки»), но и банально механически ломаются. Если дверь в мороз примерзла, лучше её не дергайте. И никогда не хлопайте дверью «со всей дури» — при таком обращении тяги слетают очень уж легко. А можно и стеклоподъемник повредить.
Постукивающие замки встречаются регулярно, особенно отличаются задняя дверь, но это проблема легко устранимая. На самых старых машинах можно столкнуться с просадкой дверей: фордовские петли оказались слабоваты для тяжелой шведской конструкции. Протечки рейлингов и антенны на крыше обычно устранялись по гарантии, но в любом случае внимательно осмотрите потолок и боковые накладки на предмет разводов от воды. А при наличии люка прислушайтесь, не плещется ли что-то над головой: стоки тут забиваются очень легко.
В общем, нельзя сказать, что мелких проблем тут нет совсем, на машинах возрастом более 6-7 лет мелкие отказы и поломки встречаются. А на более новых качество исполнения деталей, судя по отзывам, ниже, чем у автомобилей до рестайлинга. Но каких-то глобальных поломок практически не бывает.
Салон
Салон у XC60 крепкий и очень «шведский» по дизайну. К эргономике придется немного привыкнуть. И к тому, что обращаться с центральной консолью и кнопками нужно нежно, тоже. Да и прочее оснащение салона требует деликатности в обращении.
Износостойкость салона вполне премиальная, и после сотни тысяч пробега возраст выдадут лишь боковинки водительского кресла да появляющиеся скрипы накладок передних стоек и приборной панели. Впрочем, после чистки паром верно оценить пробег можно только по излишнему блеску кожи, что сможет сделать разве что человек, съевший на Volvo не одну собаку. Регулярно встречаются машины с пробегами за 200 тысяч километров, салон которых от нового отличить сложно. Причем светлая кожа тут возраст также не выдает. Так что проще всего оценить пробег по износу ковриков, накладок педалей, кнопок системы климат-контроля и подрулевых рычажков.
На фото: Интерьер Volvo XC60 '2008–13
Накладки центральной консоли по бокам от шторки центрального отсека склонны к появлению царапин, но эту проблему чаще всего решают установкой карбоновых или хромированных накладок. Накладки порогов и материалы боковых частей салона часто подвергаются критике за недостаточное качество, но, судя по всему, проблема не в материалах, а в эргономическом просчете: слишком уж часто сюда стараются поставить ногу. В такой ситуации поможет только установка металлических накладок и постоянная очистка от абразивного материала. Ну, или тщательный самоконтроль.
На фото: Интерьер Volvo XC60 '2008–13
Поломки систем комфорта случаются нечасто. Редко, но достаточно регулярно подводят замки и проводка зеркал. Проблема чисто электрическая: перетирается проводка к зеркалу, попутно «сажая» шину водительской двери. Если машина некорректно отображает наружную температуру, а система предупреждения мертвых зон сбоит, скорее всего, вам пора заехать к электрику на восстановление жгута. Если центральный замок ведет себя некорректно, то обращайтесь туда же. А вот если шумит компрессор кондиционера, и в салоне что-то неприятно воет, то придется ехать к дилеру менять напорный трубопровод системы. Странно, но проблема проявляется порой после многих лет успешной эксплуатации, например, после очередной зимы. Изредка, по отзывам, помогает просто прочистка и вакуумирование.
Электрика и электроника
Железобетонной надежностью XC60 в этом отношении похвастаться не может, но и сильно жаловаться – тоже грех. Небольшие сбои бортовых систем особых хлопот не доставляют, но надо быть готовым к тому, что на машинах с бесключевым доступом, штатной камерой заднего вида и полным комплектом систем безопасности проблем значительно больше, чем у авто в простых комплектациях.
Нарекания ресурсного характера связаны в основном с невысоким качеством вентиляторов радиаторов Valeo, в типичном городском режиме они уже после 5-6 лет работы могут иметь люфты и повышенную шумность работы и подклинивать при запуске. Также в зоне риска топливный насос в баке. На бензиновых моделях он является частой причиной сбоев в работе двигателя и плохого запуска. И нужно следить за состоянием фар. Если они теряют герметичность, то почти наверняка последуют проблемы по электрической части, особенно у адаптивной газоразрядной оптики. А стоит она крайне недешево, и к тому же новую её найти очень непросто.
Тормоза, подвеска и рулевое управление
Тормозная система на Volvo XC60 радует в основном надежностью и предсказуемостью. А не радует скрипами, невысоким ресурсом колодок и сбоями ручного тормоза.
Скрипы, к сожалению, явление частое, особенно если менять колодки не у дилера. Очень важно при замене колодок тщательно очистить тормозной цилиндр и использовать полный новый комплект. Реже проблемы возникают из-за подклинивания направляющих, особенно на задних колесах. Но это обычно случается при пробегах за 200 тысяч и при недостаточном обслуживании. С ресурсом оригинальных колодок это не проблема, а нюанс.
Бортовые системы безопасности очень активны, ресурс колодок расходуется и на подсушивание дисков на мокрой дороге, и коррекцию курса в поворотах, и еще на множество других важных функций. Да и машина сама по себе достаточно тяжелая, и при активном передвижении нагрузка на тормозную систему высокая.
Подвеска, вопреки паническим слухам, тут вполне крепкая и надежная. С разумным размером резины сотню тысяч она разменивает без особых ремонтов, а у хорошего водителя – и полторы сотни. Вот с доступностью неоригинальных компонентов проблема есть, да и штатно сайлентблоки у Volvo почти нигде не меняются. Но тут поможет Ford и его запчасти. Основное нарекание к подвеске – все же, пожалуй, её излишняя жесткость и непредсказуемый и невысокий ресурс ступичных подшипников. А для активной подвески еще и высокая цена компонентов при минимуме положительных эффектов.
В рулевом управлении слабых мест два: рейка и электронасос усилителя рулевого управления. В любом случае их проблемы связаны с редкой заменой рабочей жидкости, которую лучше поменять уже после 40 тысяч пробега. Стоит сменить и бачок с фильтром, который отлично подойдет от Land Rover: как ни странно, он будет дешевле и доступнее.
Промежуточные выводы
Что ж, судя по всему, Volvo XC60 – как раз тот кроссовер, который многим нужен. Осталось только узнать, так ли хороши моторы и коробки этого автомобиля. А с ними, забегая вперёд, «не всё так однозначно».
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Борис, задняя дверь на хс60 пластиковая, о каких неприятных сюрпризах идет речь?
разве не алюминий? У замка корродирует серым.
неа, пластик. Алюминиевый только капот.
"Редко, но достаточно регулярно подводят замки и проводка зеркал." - Извините, но это как?!
Это значит, что с большой периодичностью, но обязательно случится у каждого )