Что такое СБКТС и чем отличается от ОТТС?
СБКТС – это свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства. Наличие СБКТС подтверждает соответствие автомобиля требованиям Техрегламента Таможенного Союза 018/2011, который устанавливает на территориях стран ЕАЭС стандарты относительно всех колесных транспортных средств. В нём прописаны требования, которым должен соответствовать автомобиль в плане техники, безопасности и экологии. Особенно важна, конечно, безопасность, поэтому в техрегламенте упоминается множество деталей: от требований к точкам крепления кресел и ремней безопасности до того, насколько выступают эмблемы на кузове и гайки на колёсах и могут ли они представлять собой опасность для – цитата – «любого лица, которое может соприкоснуться с транспортным средством».
Второй важный момент – это экологическая безопасность. В этом разделе регламента речь идёт об оснащении автомобиля устройствами и системами снижения токсичности выхлопа и системами диагностики.
Может возникнуть вопрос: а не заменит ли ОТТС (одобрение типа транспортного средства) этот самый СБКТС? Ведь по большому счёту, ОТТС – это тоже свидетельство, подтверждающее соответствие автомобиля требованиям того же регламента ТС 018/2011. На самом деле – нет, потому что между двумя этими документами есть существенное отличие: получение СБКТС необходимо для подержанных автомобилей, ввозимых в РФ в единичном экземпляре, а ОТТС должны получать продавец или производитель транспортного средства для модели, которую планирует продавать у нас. Соответственно, ОТТС – это, как правило, проблема юридического лица (дилера или производителя), а вот СБКТС придётся получать физическому лицу для той машины, которую он ввозит для себя или для продажи. Без свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства будет невозможно получить ПТС (в настоящее время – электронный), а значит, поставить машину на учёт. Ну и если у машины есть ОТТС от продавца, получать СБКТС физическому лицу (покупателю этой машины) не требуется.
Итак, если автомобиль не имеет ОТТС и соответствует всем нормам техрегламента ТС 018/2011, ему выдают СБКТС. Но есть одна деталь: не все автомобили этому регламенту соответствуют и не все обязаны СБКТС получать.
Надо или нет?
Начём с того, что определимся, в каком случае СБКТС не требуется. Таких исключений не слишком много: это легковые классические автомобили старше 30 лет (там действует свой порядок ввоза), грузовые автомобили и автобусы старше 50 лет, автомобили, которые ввозятся для временного перемещения через границу (до полугода), транспортные средства с максимальной скоростью до 25 км/ч, спортинвентарь (спортивные автомобили, которые не имеют права передвигаться по дорогам общего пользования), спецтехника (в том числе – внедорожные большегрузные транспортные средства, также не для пользования на ДОП) и автомобили отдельных категорий лиц (консулов, дипломатов, беженцев и переселенцев).
Отдельно стоит сказать об автомобилях, выпущенных до 2007 года. В техрегламенте ТС 018/2011 есть положение 4.1. Требования к выбросам транспортных средств категорий M и N, в котором сказано: «Транспортное средство считается соответствующим требованиям настоящего технического регламента и экологическому классу 4 при выполнении как минимум следующих условий: 4.1.1. Год выпуска (модельный год) транспортного средства – не ранее 2007 г.». На практике это означает, что получить СБКТС на машину, выпущенную до 2007 года, нереально. Хотя, конечно, можно дождаться, когда автомобилю исполнится 30 лет, и ввезти его как олдтаймер. Но это уже совсем другая история .
На какие транспортные средства СБКТС оформлять придётся в обязательном порядке? На все остальные легковые и грузовые автомобили массой до 12 т, мотоциклы, автобусы и прицепы, которые планируется использовать (не важно как – ездить самостоятельно, сдавать в аренду или кому-то продавать) на территории РФ. И ещё СБКТС нужно оформлять на отечественную машину, если в её конструкцию были внесены изменения.
Теперь перейдём к практике: как и где СБКТС можно оформить.
А можно и проще…
Для того, чтобы оформить СБКТС, нужно обратиться в аккредитованную лабораторию. И вот тут в реальной жизни иногда начинаются первые сложности: лабораторий не так много, а машину надо везти туда живьём. Сама процедура проверки похожа на техосмотр, но гораздо более детальный, и иногда появляется желание машину там не показывать, а обратиться к фирмам, которые выдадут СБКТС серым способом – без осмотра машины. А ещё – со взятыми с потолка данными о мощности, наличии ЭРА-ГЛОНАСС и экологическом классе. При первом приближении что-то сработать может, и даже, возможно, удастся получить СБКТС. Но не надо забывать, что Росстандарт в любой момент такой СБКТС может аннулировать, и машина превратится в недвижимость до тех пор, пока владелец не отвезёт её в лабораторию и не пройдёт проверку в законном порядке. Так что махинация с этим свидетельством – идея не самая хорошая.
Чтобы подать заявку в лабораторию, нужно собрать достаточно большой пакет документов, который включает в себя как минимум паспорт владельца автомобиля, его ИНН, правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, купчая), данные VIN и номерных агрегатов, фотографии автомобиля и таможенную декларацию. Иногда могут потребоваться и некоторые другие документы: это зависит от того, на какое транспортное средство нужно получить СБКТС и кто этим занимается – физическое или юридическое лицо, собственник или его доверенное лицо. С этими документами можно отправляться в лабораторию. Лабораторию можно выбрать самостоятельно по собственному желанию – тут нет никаких ограничений ни по месту регистрации владельца, ни по другим параметрам.
Конечно, бумажная волокита – штука не самая приятная, поэтому проще обратиться к тем, кто готов оформить СБКТС на автомобиль под ключ. То есть, поможет в конкретной ситуации правильно собрать пакет документов, проведёт в аккредитованной лаборатории экспертизу, установит кнопку ЭРА-ГЛОНАСС, получит СБКТС и зарегистрирует его в едином реестре Росстандарта. А при желании заказчика – ещё и оформит ЭПТС. В Санкт-Петербурге для получения СБКТС на автомобиль можно обратиться, например, в Независимый Центр Лицензирования, где всё это проведут быстро и профессионально.
Что может пойти не так?
Самое главное при получении свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства – не пытаться обмануть систему: выйдет себе дороже. Серийные автомобили обычно получают документ без проблем, быстро и с низкой вероятностью отказа (если, конечно, машина не имеет существенных дефектов – неисправностей или изменений конструкции). С самоделками спорные ситуации возникнуть могут: надо очень внимательно читать, что у нас делать можно, а что нельзя. В принципе, в выдаче СБКТС могут отказать даже из-за неправильного цвета указателей поворота или слишком сильно выступающих дверных ручек, так что самостоятельное получение этого документа может быть довольно сложным и муторным процессом.
И, конечно же, нужно помнить, что, несмотря на то, что свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства действует бессрочно, Росстандарт может его аннулировать, если у него возникнут к нему вопросы. В этом случае регистрация автомобиля будет прекращена, а эксплуатация запрещена. Его владельцу придётся проходить весь бюрократический пусть заново, поэтому всё лучше сразу делать, как положено: в аккредитованной лаборатории и без попыток пройти процедуру «заочно» обходными путями. А если есть сомнения в своих силах или нет желания тратить свои нервы и время на бумажную волокиту, лучше обратиться к специалистам, которые готовы помочь в получении этого документа быстро и законно.
Реклама. ООО “НЕЗАВИСИМЫЙ ЦЕНТР ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ”. ИНН 7811599268. erid: 2Vfnxwci9Uk
Для комментирования вам необходимо авторизоваться