На другой планете
Совсем недавно в Сети я наткнулся на рассказ русскоязычного жителя Нью-Йорка, который поделился историей в стиле «Ну тупыыые». На его машине стало звенеть что-то там снизу, и он поехал в сервис. После осмотра авто на подъемнике был вынесен вердикт: замена катализатора за 800 долларов. Со злости он ударил кулаком по трубе, и…
«Внезапно вижу, что кавер (кожух) на катализаторе сгнил, нижняя часть отвалилась, а верхняя брякает. Ещё раз её (стукнул) кулаком и выломал верхнюю часть кожуха пальцами. Вся процедура заняла 10 секунд. Катализатор – окей. Кавер я отломал сам. 800 долларов платить не за что».
Казалось бы, это типичный пример народной смекалки, и дальнейшее негодование жителя Нью-Йорка по поводу наглых механиков, которые «так деньги и зарабатывают», полностью оправдано. Если бы не одно «но». Совершенно прекрасный ответ дает другой русскоязычный житель американского континента, который профессионально починяет машины, причем долгие годы и не в подпольной мексиканской мастерской, а у официальных дилеров и частным образом. Его ответ прост и расставляет все на свои места.
Дословно приводить его я не буду, передам лишь суть. Это не обязательно вина слесарей, которые не хотят делать свою работу дешево и хорошо, а проявление многогранной и глубокой проблемы всего автомобильного сервиса в целом. Система обслуживания «заточена» на зарабатывание денег при замене деталей, а не на поиск оптимального решения для устранения неисправности.
Причем значительное влияние на текущее положение дел оказывают сами клиенты сервисов, обладатели сломавшихся машин. Ведь в данном конкретном случае удаление теплового экрана катализатора (часть, которую отломал наш житель Нью-Йорка) повышает риск возгорания – экран там поставлен не для красоты. И если после того, как механик удалил экран, все же произойдет пожар или тепловое повреждение чего-нибудь (тут позволю себе цитату мастера: «Хоть любимая собачка клиента забежит под машину и подпалит ушко»), то виноват будет именно автосервис и тот самый механик.
С него будут драть миллионные компенсации, и он будет отвечать в суде за свои действия. Приваривать же на место старый экран – хлопотно и не дает гарантии положительного результата, времени на снятие и установку старого и проржавевшего катализатора придется потратить много, и, как сварится ржавая сталь, не понятно. Будет ли клиент платить за то, что они «старались сделать как дешевле», – большой вопрос, и еще больший – будет ли он доволен, если экран опять начнет звенеть. Скорее всего, в адрес мастеров польется негатив за их «плохую» работу.
К тому же оплата труда механика за снятие-установку детали производится исходя из норм, отведенных на такие операции. В случае кустарного ремонта оплачены будут лишь фактические пять-десять минут, затраченные на операцию, а риски только возрастут. Вот и получается, что для всех лучше, если покупатель платит 800 баксов.
Какое отношение эта история имеет к «дизельгейту» Фольксвагена? Да самое прямое. Ведь попытку обойти нормирование выбросов азота на своих дизельных машинах компания вроде как предпринимает тоже для того, чтобы потребитель был доволен. Ему разрешают покупать в США машину с минимальным расходом топлива, мало склонную к перегреву, с хорошим ресурсом мотора. И даже с точки зрения закона все вроде бы улажено.
Если воспользоваться аналогией, то наш механик приварил-таки этот злосчастный экран на его законное место, но… Потребитель доволен, экран не звенит, но кто-то подергал его, и он отломился, собачка обожгла ушко, и вот уже в суде ожидается иск на 18 миллиардов долларов.
Я вовсе не пытаюсь оправдать компанию VW, ведь она действует исходя из своих интересов, пытаясь продать как можно больше машин. Просто всё подталкивает её к совершению этого шага.
Абсурдность особо низких норм выброса окислов азота в США – даже в Европе норма оказывается заметно выше – заставляет делать машины очень уж медленными и неприятными для покупателя. Или не такими медленными, но очень дорогими и часто – ненадежными. Например, с жутко капризными форсунками и непосредственным впрыском.
В общем, технически эти нормы для индустрии в целом слишком уж жестки, нужно пожертвовать чем-то, чем потребители жертвовать не хотят. В чем, собственно, состояла хитрость Volkswagen? По отключению системы стабилизации, неподвижности руля, отсутствию сигналов от датчиков наличия водителя в кресле, открытому капоту и прочим признакам машина понимает: она на испытательном стенде. Далее она включает самый жесткий экологический паттерн, в котором выбросы на переходных режимах максимально чисты.
На реальной дороге мотор не пытается всегда быть паинькой, он дает возможность немного «популять» при необходимости, а заодно выбрасывает окислов азота в десятки раз больше, хотя это в «десятки раз» – все равно очень несущественная величина по сути. При этом он не злоупотребляет работой клапана EGR, не загрязняет впуск сажей, экономит ресурс мотора. Да, собственно, он все делает отлично, только выбросы NOх больше разрешенных. Кажется, если бы владельцы дизельных VW в США знали о том, как достигается их благополучие, они тоже бы произнесли что-то вроде: «Ну тупыыые». Но закон считает иначе.
Наказание за, казалось бы, незначительное нарушение законодательства – неожиданное: компания должна выплатить за каждую проданную машину больше, чем она стоила, почти в два раза. Обосновано это тем, что опасность вредный выхлоп несет всем, а значит, и вред от него больше, чем от каких-то внутренних недоработок по части безопасности, как в тех же саморазгоняющихся Тойотах и не тормозящих GM.
И никого не волнует, что причина всех этих махинаций с расходом топлива, выбросами, низкой надежностью – в самих покупателях машин. Они хотят характеристики лучше, а машины – дешевле. При этом через своих народных избранников они продвигают инициативы, касающиеся ужесточения требований к расходу топлива и экологичности, не считаясь с реальной ситуацией в деле разработки новых технологий ДВС. Они не разбираются в этом, но хотят получить свое. И тем самым загоняют производителей в технологический тупик, из которого все выпутываются с разной степенью наглости и изящества.
Кто-то мухлюет «на грани», занижая тестовый расход топлива, занимаясь даунсайзингом и облегчением моторов, наплевав на надежность и стоимость эксплуатации по истечении гарантийного срока. Кто-то прекращает выпускать то, что не выгодно, не продает дизеля там, где их слишком дорого продавать, вкладывается в заведомо менее экологичные и вредные с точки зрения производства гибриды с никель-металл-гидридными батареями. Кто-то просто делает машины дорогими, моторы – сложными и ненадежными, а пиар – агрессивным.
В такой ситуации в проигрыше лишь конечный потребитель, который не получит никаких преимуществ от завышенных на бумаге требований, в реальности вообще сложно контролируемых, а на изношенных машинах не проверяемых вовсе. Фактически закон заставляет делать менее экологичные машины, ведь то, что работает на грани первые три года, последующие семь или семнадцать лет будет отправлять воздух куда сильнее и потребует куда больших затрат.
Нет, сделать с этим ничего нельзя. Правительства подобны неэффективным менеджерам, которые принимают решения «как у конкурента», не считаясь с реальными потерями, поскольку за них отвечает совсем другой отдел. Скоро гайки выбросов начнут закручивать и у нас. Первые ласточки уже появились в Москве, где «эколог» Зоя Зотова внесла в Мосгордуму проект закона об ограничениях на въезд «неэкологичных» машин возрастом старше 10 лет.
И никого сейчас не волнует, что «эколог» ничего не понимает ни в машинах, ни в выбросах, и даже не удосужилась посмотреть, какие машины выпускались десять лет назад, каким нормам по выбросам они соответствуют и насколько экологичны некоторые новейшие машины, которые уже через три года выпускают через забитые катализаторы облака удушливого масляного дыма, поскольку их моторы изначально старались сделать слишком экологичными.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Ну опрос у вас, конечно...)) Не оставляет средних вариантов)
Ну у нас-то все на экологические нормы кладут с прибором, так что... Переживём?
Фолькс как выкрутится - это очень интересно! Карбоно-керамо-золото-платиновые двигатели начнёт выпускать или вся автоиндустрия взбунтуется? Или ТО теперь каждые 2 тысячи км? Мне особенно интересно, у меня два дизеля и старый атмосферный движок.
А самое главное - остальные как? И ещё интереснее - нынешняя истерия по поводу дизелей. Для меня пока минус в дизеле - это минус 10 градусов в конце октября, когда ещё нет зимней соляры, но есть летняя, которая превращается в желе. Банка антигеля в багажнике, но мало ли.
А какой бы вы хотели увидеть третий вариант? :) Думаю, что потихоньку потребителя приучат к тому, что на автомобиль придется больше тратить денег. Что бэушную 5-летнюю машину продать за вменяемые деньги - чуть проще, чем продать 5-летний бэушный Айфон.Это мягкий путь, и думаю, что даже не мое поколение 80-х, а скорее те, кто родился в 21-м веке, это воспримут как нечто само собой разумеющееся. Одноразовые тачки с бумажными техническими характеристиками.А мы будем постепенно и, надеюсь, красиво стареть в обнимку со своими янг-таймерами. Гонять на них в булочную по воскресеньям и долгими зимними вечерами рассказывать внукам о Мерседес W123, который однажды видели, и было ему 35 лет, и пробег у него был за миллион.
Эти нормы долбаные - всё это дешёвое разводилово. Точнее, дорогое. С экологией это не имеет ничего общего, от слова совсем. Держу пари, что утилизация старых машин и производство новых наносит куда больший урон экологии, чем эксплуатация старых. Но экономика ж должна расти. Вон - из 45-летнего восьмиклапанного(!!!) движка Нивы выжали Евро-6! О чем это говорит? О том что всё это ложь, брехня, наглое неприкрытое враньё про необходимость немедленной замены машин на "лучшие". В задницу ваши лучшие! Я хочу ТЛК-76 с атмосферным 1-HZ, пусть с мочевиной. А кроссоверы все эти - дерьмо! От Калины-кросс до нового Патруля - их из салона в утилизацию можно гнать. Была бы реальная забота об экологии - делали бы модульные машины, с возможностью апгрейда по частям.
ТЛК-76 берите быстрее, скоро не будет)) Да и сейчас почти нет. 80-е вроде бы гоняют из Венесуэлы, хотя и весьма дорого.
Мне бы еще хотелось, чтобы такие машины можно было бы купить за ту цену, какую они реально стоят. А не в три раза дороже. Ну да ладно, оставим мечты) Мне видится такое будущее: нормальную прочную одежду можно будет купить только в магазине спецодежды, а машины - только коммерческие. Я вот жду-недождусь Соболя Некст 4х4.
Чем новее - тем хуже...
Все эти "проблемы", кастрация движков, повсеместное турбо... до хорошего карманы потребителей не доведут.
Фольксваген, экология... ну здесь у нас ему ничто не угрожает, побояться, заводы то открывает, вкладывается... тут его щемить не будут. Да и в отличии от Европы и прочих тут у нас по большому счёту всем по фиг на экологию, на выбросы и нормы, вырезаем, прошиваем и забываем обо всех этих Евро нормах, у нас ведь не Европа и Евро нормы нам ни к чему
производителям авто просто невыгодно делать авто которое будет служить лет 20 что это за современный автомобиль который НАДО менять через 5 лет? что это за современный/пусть мощный но недолговечный двигатель? почему мне навязывают купить новый авто только потому что багажник можно открыть ногой?только одна причина-производителям надо зарабатывать деньги! и все эти евро 5 7 -лапша на уши!зачем в авто допустим возможность получать и отправлять смс? или очень качественная музыка? авто должно быть удобным и надежным и БЕЗОПАСНЫМ СРЕДСТВОМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВСЁ!а сегодняшний автопром /не только российский / перевод ресурсов планеты которых уже не хватает на всех боритесь за экологию-делайте электромобили! делайте двигатели на газе хотя бы!
Во всем виновата экологическая мафия)
Главному редактору: Опубликуйте мою статью про Евро ограничения. Мне денег не надо, но народ должен знать правду!
А если по существу статьи, то как работник представительства иностранной компании я постоянно сталкиваюсь с нашим домашним желанием сделать подешевле. И каждый божий день мне приходится отвечать на это одним и тем же аргументом: когда клиент обращается на официальный сервис и ему делают ремонт по заводской технологии и оригинальными деталями, и он и этот сервис прикрыты заводской гарантией и страховкой. Вся самодеятельность - это риск сервиса, механика, клиента, тех людей, которые могут случайно пострадать.
А вдруг "экологическая мафия" - это группировка, подконтрольная автопроизводителям? Сами производители их содержат, чтобы эколухи типа пинали производителей "делайте машины чище!", а те и рады стараться! Мочевину в дилеля лить, турбины во все поля, даешь 150 лс с 1 литра! Понятно, все за деньги покупателей. Сложнее - дороже - ненадежней! Зато ах, какая машина! Тут есть такая волшебная кнопочка..!Плюс удешевление разработки: равноизносные конструкции, просчитанные с использованием ЭВМ, болт на ресурсные испытания, первые партии машин - суть бета-тест на хомячках. Краски там на водной основе, пофигу, что ветками сдираются чуть не до металла...По теме: кто не хочет морочиться - идет к дилерам и несет им кучи бабла. Не факт еще, что починят, там обезьянусы зачастую вместо механиков. Кто имеет мозг и хочет разобраться в проблеме, тот курит форумы, болт кладет на дилеров и решает проблему сам, либо с проверенным мастером.
В принципе, любой продавец хочет продать подороже, а покупатель купить подешевле. Цена всего - это уровень согласия сторон. Экологический терроризм - это все же в большей степени оружие потребителей. Конечно, производители не откажутся под лозунгом сохранения природы накинуть пару копеек. Но если бы им не пришлось бежать за требованиями Евро и других ограничений, они нашли бы долее дешевый способ привлечения клиентов.
нам просто нужна тесла по цене гранты. вот тогда заживем. и об экологии даже начнем заботиться.
Чтобы понять опрос, надо уяснить одну простую и очевидную вещь: экология существует отдельно, а ЭКОЛОГИ - отдельно. Это две непересекающиеся вселенные, и деятельность экологов, в лучшем случае, никак не сказывается на предмете их деятельности.
Актуальная тема. Подобные мины замедленного действия заложены во многих отраслях, не только в автомобилестроении.