Немного истории
После выпуска крайне удачных кроссоверов серий Х5 и Х3 в компании BMW взяли паузу перед расширением модельной линейки «иксов» вниз. И результат в лице модели Х1 сильно удивил поклонников бренда – ведь машина была больше похожа на едва приподнятый универсал третьей серии, чем на самостоятельную модель. Внешность – едва ли более агрессивная, чем у «дорожных» моделей, выбор агрегатов – почти такой же, как у более крупного Х3. При таких характеристиках, казалось бы, успеха можно не ждать. Но Х1 оказалась востребованной моделью, и не только в Европе, но и за океаном.
В США машина почти сразу получила приз, название на немецком которого звучит для русского уха исключительно интересно: «Geländewagen des Jahres 2010» – внедорожник года 2010 в категории «кроссоверы». В России отношение к модели поначалу было настороженное, и внутренняя конкуренция с Х3 в кузове Е83 подавляла продажи – большая часть покупателей делала выбор в пользу более крупной машины. И только смена поколений у Х3, следующее поколение которой – серии F25 с 2011 года – стало заметно крупнее, дороже и брутальнее, дала неплохой импульс продажам младшей модели семейства. А в 2013 году маленькому кроссоверу провели небольшой рестайлинг, обновив гамму моторов, АКПП, причем по технике начали с моделей 2010 года, а завершились изменения уже новой внешностью, включая новые бамперы, оптику и перенос повторителей поворотников.
Компактный X1 оказался одним из самых недорогих и простых BMW на нашем рынке, и, пожалуй, одним из самых практичных. Возраст и цена делают машину лучшим выбором на роль «входного билета» в мир баварских ценностей. И пусть большая часть машин этой марки куда роскошнее, но владелец сможет оценить управляемость, комфорт и прочувствовать стиль обслуживания. Понять, нужен ли ему именно «баварец», или же можно обойтись любой престижной машиной в хорошей комплектации. При этом Х3 – по-прежнему сильный конкурент для этой модели, в его внешности куда сильнее себя проявляют внедорожные гены, но для городских условий и для дальней трассы чуть более компактная машина подходит как нельзя лучше. Разве что с точки зрения престижности более высокий и «лобастый» Х3 выигрывает однозначно.
А вот имидж «женской» машины Х1 навязывают зря: собранное шасси при хорошем дорожном просвете позволяет очень многое умелому водителю, и вряд ли это оценят женщины (это не шовинизм, просто в среднем женщины как-то меньше интересуются вождением и удовольствием от вождения). Особенно если мотор не самый слабый в семействе. Так что если вы все же решили взять более «свежую» и компактную модель, то читайте ниже, какие сложности будут подстерегать на этом пути.
Кузов
Баварские машины последних лет – практически образец коррозийной стойкости кузова: качество окраски позволяет не беспокоиться по мелочам. Редкие претензии к дилерским новым машинам на предмет коррозии внешних элементов скорее всего связаны с мелкими восстановительными работами: все же даже новая машина – вовсе не гарантия идеальной целостности, царапины и даже вмятины иногда появляются при транспортировке от производителя. Впрочем, практика показывает, что хорошая антикоррозийная обработка и хороший металл даже после ДТП практически не дают шанса коррозии, тем более что самые уязвимые места прикрыты пластиковыми панелями.

![]() |
![]() |
![]() |
Итак, откровенной ржавчины можно не ждать, хотя поводы для этого все же есть. В задних дверях скапливается мусор и плещется вода, порой загрязняются сеточки стока лобового стекла, и вода колышется в нише вакуумного усилителя и даже проникает в салон. В дальнейшем, скорее всего, эти недостатки кузова себя проявят именно в виде коррозии, но на данный момент все хорошо. Если же ржу нашли, то это почти со стопроцентной уверенностью следы не очень качественного кузовного ремонта или сильного нарушения ЛКП – в общем, скорее человеческий фактор.
Поискать недостатки в первую очередь стоит в точках крепления накладок колесных арок и вблизи точек крепления бамперов, а на днище — вокруг точек крепления подрамников, над топливным баком и вблизи точек крепления рычагов подвески. И не переживайте так сильно по поводу толщины краски: машины такого класса частенько перекрашивают при малейших дефектах ЛКП, причем делают это качественно.
При покупке внимательно проверьте состояние переднего подрамника: очень нагруженная деталь частенько страдает из-за внедорожных амбиций водителя или невнимательности. А разрушение точек крепления усилителя приводит к ощутимому изменению управляемости не в лучшую сторону, да и коррозия здесь тоже не дремлет.
Декоративные элементы кузова держатся чуть хуже: хром облезает, пластик уже через несколько лет становится ломким, могут обламываться крепления мелких элементов вроде лючков омывателей или молдингов. Страдают и диффузоры переднего и заднего бамперов. К сожалению, эти детали стоят не так уж дешево, и это существенный повод при торге. Зато с точки зрения дальнейшей эксплуатации это не очень существенно. Тем более что имидж машины от этой мелочи не особенно-то страдает, а в продаже есть китайские элементы – как с хромом, так и без. Есть, кстати, и варианты стайлинга, предполагающие «матовый стиль» исполнения, – не все они эстетически приемлемы, но внешний вид машины освежили очень многие владельцы Х1.

Фары на X1 зачастую откровенно негерметичны, регулярная сушка передней оптики – необходимость. Причем неаккуратное обращение с феном часто повреждает стекло фары – оно покрывается мелкой сеточкой трещин. Если вас эта беда не миновала, не поленитесь снять фару и прогреть ее профессиональным феном, или же используйте специальный осушитель.

Пыльник моторного отсека – расходник, этот лист пластика повреждается при любых контактах машины с грубой реальностью. Если машина бензиновая, то это не страшно – меньше будет греться, а на трассе чуть возрастет расход топлива. А вот если дизельная, то и прогрев будет заметно хуже, и шума ощутимо прибавится. Причем стальная защита картера пыльник вовсе не заменяет – видимо, сказывается тонкая проработка аэродинамики.
Но куда больше хлопот может доставить плохо вклеенное лобовое стекло. Технологический брак в основном приписывают калининградской сборке, но на редких машинах из США дефект тоже встречается часто. Скорее всего, это особенности сборки именно этой модели, поэтому стоит проверить, нет ли подобной проблемы у рассматриваемой вами машины. Переклейка может закончиться установкой нового стекла.

Кстати, оригинальное затирается и обрастает сколами уже при пробегах до 50 тысяч километров, так что сторговать цену замены – не самый плохой вариант. Обратите внимание на боковые молдинги лобового стекла: в стандартной комплектации они отсутствуют, но если установлены, то скорее всего это незаводская «Стрелка-2» отечественного производства, бесполезно искать их в списке заводского оборудования. К слову, подобный тюнинг действительно востребован: боковые стекла на Х1 загрязняются очень сильно потоками воды с лобового.

Салон
Непонятные постукивания в салоне, особенно зимой – «визитная карточка» модели: к сожалению, дефекты присутствуют, а отловить их порой сложновато. Совсем просто, если это замок задней двери, замки сидений или элементы органайзера багажника. Ну или, в крайнем случае, явно слышимый скрип передней панели, центральной консоли или даже рулевой колонки. А вот неочевидные варианты вроде тяг замка двери, открученного мотора стеклоподъемника, скрипа ограничителей дверей, самого замка, креплений заднего стеклоочистителя или оторвавшегося кусочка шумовиброизоляции крыши могут заставить понервничать.
Многие отмечают, что к подобным «фокусам» склонны именно «автоторовские» машины, хотя немецкий контроль качества уверяет, что они имеют даже меньше дефектов, чем авто, собранные в Лейпциге. Во многом проблема даже не в качестве сборки, а просто в более дешевых материалах обшивок и множестве клипс. А еще – в частых сборках-разборках салона: Х1 – лидер по числу «доделок» и переделок среди всех свежих моделей BMW. Причина тому ясна – бедные базовые комплектации, простые материалы и недоступность целого ряда оборудования к заказу в заводские комплектации вынуждает владельцев серьезно модернизировать машины. А где ручная работа, там и брак.

![]() |
![]() |
К счастью, по большей части претензии к качеству сборки и работы элементов салона этим и ограничиваются. Возраст и сравнительная простота конструкции при высоком качестве сборки «баварцев» пока позволяют обходиться без каких-то регулярных дефектов.

Говоря о незаводских улучшениях, стоит упомянуть самые популярные: так, частенько машины получают новые замки дверей от Е70 (иногда даже с автодоводчиком), им ставят дополнительное уплотнение на нижнюю секцию рулевой рейки для устранения стуков и люфта. А уж установка «мультимедиа» CIC – это просто классический вариант доработки. В общем, не удивляйтесь неожиданным опциям.

Электрика и электроника
Большинство проблем по этой части – пока на совести самих владельцев. Конечно, компания BMW тоже отвечает, но только за разнообразие и несовместимость десятков блоков управления всем на свете. Блоки FRM и PDC, блоки камер и комфорта не очень-то совместимы между собой, и порой «апгрейд» машины в одном месте влечет за собой появление множественных сбоев в других. Ситуацию осложняет то, что частенько проблемы не очевидны, диагностика перестает видеть отсутствующий дальний свет или часть датчиков парктроника (кстати, датчики над выхлопными трубами «летят» в несколько раз чаще, чем остальные). В общем, будьте внимательнее при покупке, особенно если по опциям машина не совпадает с данными VIN-номера: где-то может добавиться, а где-то (например, в вашем кошельке) – существенно убавиться. А простые на первый взгляд неприятности, вроде негорящих «стопов», могут обернуться десятком часов работы электрика и недешевыми заменами блоков.

Из остальных бед регулярно встречаются разве что проблемы с обгонной муфтой генератора там, где она есть. Срок службы аккумулятора обычно невелик – не больше пяти лет, а при разряде этого самого аккумулятора часто погибают блоки FRM – управления светом, особенно версия FRM 3XE. Замок водительской двери может «преставиться» из-за электрических проблем (и это хороший повод сменить его на замок от Е70 с доводчиком). Вентиляторы радиаторов и подкапотная электрика к пяти-шести годам часто требуют тщательной проверки – иначе возможны сбои в работе двигателей. Во всяком случае с очень распространенными моторами N46 это так.
Сбой системы CIC – отдельный разговор, как и ее обновления, но объема этой статьи на разбор всех нюансов во всех конфигурациях банально не хватит, так что если что-то не работает, то пользуйтесь специализированными ресурсами и проверьте, стоит ли система с завода или установлена «кулибиными». В последнем случае число и качество сюрпризов могут оказаться впечатляющими.
Что еще?
Разобравшись с основными недостатками кузова, салона и электрики, во второй части обзора мы перейдем к механике. Там потенциального владельца подстерегают проблемы, которые могут стать сложными, затратными и весьма неожиданными – ведь кто может предположить для атмосферного мотора меньшую надежность, чем у наддувного? Меж тем, это, как и некоторые другие «сюрпризы» – практически норма для X1, хотя масла во всех смыслах подливают и нерадивые владельцы. В общем, без должного тщания к вопросу выбора автомобиля подходить точно не стоит.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Ждём вторую часть, тут пока ничего особенного или смертельного. Единственный момент - никогда не слышал про течь лобового стекла. А передний бампер повредить - пара пустяков, "губа" длинная и низкая, при штурме любого бордюра трескается на раз. Ну и задний парктроник, да, меняется ещё по гарантии. Более-менее ответственные сервисмены при замене его дополнительно защищают.