Сколько стоит нормальный вариант?
Упомянутую выше разницу в числе машин на вторичке нельзя оправдать большой разницей в сроках продаж: Solaris дебютировал в 2010 году, но массовые продажи начались в 2011, и в тот же год уже появился Rio. Фактор новизны, переросшей в привычку, – так можно описать поведение аудитории, скупавшей по сто с гаком тысяч машин ежегодно. Иногда волна народного обожания доводила до невероятного, позволяя Солярису быть не только самой продаваемой иномаркой, а вообще самой продаваемой машиной в России (именно так было в 2016-м). Поэтому сейчас тысячи машин в продаже – это не только широкий выбор, но еще и мегатонны укатанного железа, среди которого будет не так легко выбрать отличный вариант за имеющиеся деньги. Давайте определимся с бюджетом и посмотрим, сколько просят за Solaris в возрасте от 3 до 10 лет.
Входной порог вторичного рынка по модели ожидаемо ниже Питера Динклейджа: это 250-300 тысяч, причем за эти деньги можно купить как десятилетний, так и четырехлетний седан. В том, что это будет седан, сомнений нет: хэтчбеки в такси не брали, а весь низ рынка – это «шрот» из таксопарков. Кстати, Rio так низко не падал, там даже за самые старые экземпляры просили 320-350 тысяч при схожем проценте машин из такси. Максимальные же цены традиционно вызывают скупую слезу тех, кто помнит прайс-листы 2010-2011 года. Тогда, напомним, Solaris стоил 400 с небольшим тысяч рублей, а сейчас за автомобили 2010-2013 года некоторые продавцы просят даже больше – 550-600 тысяч. Рестайлинговый 2014 год поднимает максимальные цены почти до 700 тысяч, а первый полный год после рестайлинга – до 750 тысяч. Ну а за четырехлетние Солярисы в «запредельной» комплектации, с зимней резиной и красивыми номерами иные владельцы просят и 800 тысяч. Впрочем, лучше взглянуть на средние цены.
Здесь все тоже очень выгодно для тех, кто покупал машину 10 лет назад: средний ценник на Solaris 2010-2013 года держится на уровне 400-450 тысяч рублей. Тут, конечно, можно выделить внутригодовые тенденции: если среди девятилетних автомобилей много вариантов за 350-400 тысяч, то к 2013 году вторая по объему ценовая категория – уже 450-500 тысяч. Обновление 2014 года поднимает цену «смеси» рестайлинговых и дорестайлинговых автомобилей почти на сотню: до 450-550 тысяч с преобладанием вариантов за 450-500. А к 2015-2016 году ценник прыгает еще на сто тысяч и устаканивается на отметке в 550-600 тысяч. Автомобилей 2017 года в продаже фактически нет: почти все, что заявляется как первое поколение, на поверку оказывается вторым, так что купить позднюю машину практически невозможно. Ну а для покупки живого экземпляра нужно готовить около 500-550 тысяч рублей – статистика и сервис Autocheck подтверждают, что за эти деньги можно выбрать пятилетнюю машину от частного собственника.
В отличие от Kia Rio, у которого на вторичном рынке можно было выделить более многочисленные годы выпуска, у Solaris распределение машин по возрасту практически однородное. Не найти только экземпляров первого и последнего годов – 2010 и 2017 соответственно. В остальном же шансы найти вариант 2012 и 2016 года одинаковы. А вот с точки зрения возраста выбор рестайлинговой машины оправдан хотя бы из-за появления на них более крепких шестиступенчатых коробок — как механической, так и автоматической.
Где искать машину?
География распределения предложений на вторичном рынке тоже аналогична той, что мы видели у Rio. Около 20% машин сконцентрированы в Москве – и здесь же Солярисы чаще всего работали в такси, так что идея поездки за машиной в столицу лишена сакрального смысла. В Санкт-Петербурге прописаны еще чуть больше 5% машин в продаже, и там покупателям Соляриса придется еще сложнее: шансы напороться на такси не ниже, а вариантов меньше. Зато на юге страны объявлений уже вдвое больше – около 13%. В Поволжье предложений так же много, как в Москве – те же 20%. А на Урале предлагается каждый десятый продающийся в России Солярис. В Сибири машин не так много – чуть больше 5%, но и эти несколько сотен вполне вселяют надежду на успех. А вот Дальний Восток оказался не по зубам даже Солярису: в продаже нашлось буквально несколько машин, так что вторичного рынка по модели здесь фактически нет.
А вот распределение средних цен по регионам дает не самую типичную картину. Обычно для автомобилей этого класса цены на вторичке сразу дают понять, где модель считалась приличным автомобилем, а где разъездным. Иначе говоря, в обеих столицах цены обычно ниже, чем в регионах. Однако Solaris – буквально «великий уравнитель». В московских ценах ничего удивительного нет: фактически предложения здесь равномерно размазаны в диапазоне от 350 до 500 тысяч с небольшим пиком в зоне 400-450 тысяч. В Санкт-Петербурге – в точности та же картина. На юге страны машины подороже: вариантов за 450-500 тысяч все же больше, чем за 400-450, и плотность объявлений плавно снижается вплоть до 600 тысяч. А вот в Поволжье пик, как ни странно, приходится на те же 400-450 тысяч, что и в мегаполисах, пусть остальная картина и схожа с южной. На Урале Солярисы в среднем еще дешевле: здесь тоже преобладают объявления с числами 400-450 тысяч, а после 500 тысяч число предложений ощутимо падает. А вот холодная Сибирь солидарна с теплым югом: тут тоже больше всего вариантов за 450-500 тысяч с продолжением до 600.
С учетом цен логика поиска машины становится еще проще. На фоне Поволжья с его предложениями Москва окончательно перестает быть центром притяжения, да и Санкт-Петербург тоже не обещает легкого поиска. Выбирать машину на юге тоже хорошо: даже с учетом немалого числа темпераментных мужчин на машинах с шашечками здесь удобный климат и лучшая средняя сохранность кузова. Но для всех регионов справедлива общая логика: учитывая разброс цен на большинство предложений в пределах 150 тысяч, разумнее искать автомобиль не помоложе, а получше и с меньшим пробегом. Как видно, дешевым машинам возраст уже не помогает, а при последующей продаже год выпуска будет волновать покупателя еще меньше. Поэтому давайте взглянем на пробеги на вторичном рынке, чтобы понять, сколько здесь откровенных таксистов и честных владельцев.
На какой пробег рассчитывать?
Статистика пробега продаваемых автомобилей в очередной раз напоминает нам, что не нужно верить в чудеса. Solaris никогда не был машиной, которую очень берегли: их покупали и продолжают покупать практичные люди, которые ценят соотношение затрат на километр пробега. Напомним, что мы считаем годовой пробег равным 15 тысячам километров – это среднее арифметическое между 10 и 20 тысячами, которые характерны для небольших городов и мегаполисов соответственно. А для Solaris 15 тысяч в год – это, как выясняется, не так уж и много.
Трехлетних машин в продаже слишком мало, чтобы выстраивать картину, так что начнем сразу с четырехлетних. При расчетном пробеге в 60 тысяч четверть продавцов «выезжает» на относительно свежем годе выпуска, показывая менее 50 тысяч на одометре. Однако реальность такова, что в наш расчетный показатель попадает лишь четверть машин: еще четверть прошла от 75 до 100 тысяч, а оставшиеся 25% накатали уже более 100 тысяч! Дальше – больше: для пятилетних автомобилей доля таких вариантов растет до трети, а среди машин 2014 года при расчетном пробеге в 90 тысяч самой многочисленной ожидаемо становится категория «от 100 до 150 тысяч», и доля «превышающих» дорастает до половины.
Так что когда дело доходит до автомобилей 2011-2012 годов, и они вдруг начинают массово переходить в категорию «расчетных», доверие к цифрам на одометре падает окончательно. Ну не верить же в то, что после 5-6 лет Солярисы начинают беречь и перестают на них ездить, в самом деле. В общем, будьте готовы к тому, что любой правдоподобный пробег на осматриваемой машине почти любого возраста с большой вероятностью будет скручен. Опираться придется на опыт и результаты тщательной диагностики – без них шансы купить что-то приличное стремятся к вероятности найти десятилетний Solaris с заводским катализатором. Кстати, о катализаторах – давайте вкратце вспомним, на что стоит обратить внимание при выборе.
На что обратить внимание при покупке
Осмотр подержанного Solaris можно начинать с заднего ряда: просиженный диван, скрипящие и болтающиеся двери и вытертые до белого пластика дверные ручки позволят не тратить время на дальнейшее знакомство. То же самое касается облезлых рулей, стоптанных педалей и развалившихся водительских кресел: это тоже известные всем индикаторы огромного пробега. Когда дело дойдет до машины от частного владельца, кузов стоит осматривать главным образом снизу и в полостях: внешних проблем здесь обычно не так много. Облезают и ржавеют пороги, неоцинкованная крыша ржавеет на стыке с лобовым стеклом, а арки потихоньку сдаются под натиском пескоструя. На хэтчбеках перекрашенная пятая дверь – скорее правило, чем исключение, а у седанов нужно смотреть шов под задним стеклом, где тоже развивается коррозия. Но куда больше ее может быть на днище, в полостях арок и в подкапотном пространстве – нужно осмотреть швы и по возможности заглянуть под пластик.
В очередной раз вспоминать проблемы ранних Солярисов с задней подвеской и курсовой устойчивостью уже бессмысленно – из заводских деталей там осталась разве что сама задняя балка. Говорить сегодня стоит о ремонтопригодности и стоимости содержания, которая ожидаемо невелика. Конечно, иные оригинальные детали стоят дороже, чем многие ожидают от бюджетного «корейца»: вместо оригинальных передних амортизаторов по 6 тысяч, тормозных дисков по 5 и сайлентблоков задней балки по 2,5 можно купить хороший заменитель в 2-3 раза дешевле. С другой стороны, «фирменные» стойки стабилизатора за тысячу с небольшим и шаровые опоры по 600 рублей – это вполне гуманно, так что отметать оригинальные варианты полностью не придется. Да и излишнего удорожания в ремонте тут нет: расходники в виде тех же шаровых опор или ступичных подшипников можно менять отдельно. Рулевое управление с гидроусилителем обычно не вызывает нареканий как минимум до 150-200 тысяч километров, но и полная замена рейки не разорит владельца: новую можно купить тысяч за 15-20, а оригинальная стоит от 25. С тормозами тоже возможны лишь чисто возрастные проблемы: проверьте магистрали, шланги и износ дисков (сзади вообще часто встречаются барабаны).
Выбор коробок передач у Solaris был одной из причин популярности модели: в гамме были и ручные, а автоматические агрегаты. Собственно, трансмиссию можно считать единственным поводом купить рестайлинговый автомобиль. На дорестайле пятиступенчатая механика M5CF1-1 не слишком хорошо держала момент 1,6-литрового мотора, что вкупе с редкой заменой масла приводило к ее кончине. В рестайлинге это учли, и в пару к старшему мотору добавили шестиступенчатую M6CF1, которая лишена ресурсных проблем. Кстати, возможность замены коробки на новую есть и на дорестайлинговых машинах. С автоматическими трансмиссиями ситуация схожая: сначала это был безальтернативный четырехступенчатый автомат A4CF1, а после обновления с мотором 1,6 стала сочетаться шестиступенчатая АКП с индексом A6GF1 – более требовательная к чистоте масла и отсутствию перегревов, но более комфортная и экономичная. В обоих случаях главный враг автомата – регламент обслуживания, не предусматривающий замены масла в гарантийный период. Так что при выборе машины с АКП стоит интересоваться периодичностью обслуживания коробки: даже эти неплохие и вполне надежные агрегаты не выдерживают бесконечной езды на заводской жиже.
Ну а моторы у Solaris были едины и до, и после рестайлинга: это два атмосферника на 1,4 и 1,6 литра, выдающие 100 и 123 л.с соответственно. Простая конструкция с чугунными гильзами, цепным ГРМ и распределенным впрыском позволяет им накатывать в такси по 300-500 тысяч километров, хотя и внимание к определенным нюансам требуется. К примеру, ресурс ГРМ здесь около 120 тысяч, не стоит рассчитывать на его «бессмертие», а отсутствие гидрокомпенсаторов быстро выдает беспечных «наездников» характерным стуком. Еще одним «фирменным» недугом стали катализаторы: встречаются случаи попадания керамической пыли от разрушенного катализатора в цилиндры с последующими задирами, масложором и капремонтом. Так что вне зависимости от возраста машины стоит не только поинтересоваться у владельца, заменен ли каталитический нейтрализатор, но и в идеале осмотреть цилиндры эндоскопом – это дешевле, чем капиталить мотор.
Ну а теперь, зная, сколько стоят машины и с какой стороны подходить к их выбору, давайте взглянем на несколько наглядных пособий – как хороших, так и не очень.
Как выглядят хорошие и плохие варианты
Хорошие варианты нередко попадаются на юге. Вот этот Solaris, к примеру, приехал в наш офис в Краснодаре. Для 2013 года у него был неплохой пробег – 91 тысяча километров, и внешнее состояние этому пробегу соответствовало. Владелец заранее, еще по телефону, предупредил, что из следов кузовного ремонта на автомобиле можно найти только замятый порог, который он сам и отремонтировал. Осмотр нашим экспертом это подтвердил: помимо перекрашенного порога мы нашли лишь пару незначительных царапин. По результатам осмотра и тест-драйва мы отправили автомобиль на комплексную диагностику.
Её результаты нас тоже порадовали: крупных «сюрпризов» не нашлось, и в списке рекомендаций были только замена гофры выпускной системы и обслуживание тормозов, включая переборку суппортов. Автомобиль мы купили в тот же день, и после выполнения рекомендованных работ и предпродажной подготовки Solaris отправился на нашу краснодарскую площадку, где и ждет своего нового владельца.
Второй удачный пример – тоже с юга. В самом конце прошлой осени в наш офис в Ростове-на-Дону приехал клиент на своем Solaris 2012 года с пробегом в 125 тысяч километров, желая обменять его на наш Sportage 2010 года. По ПТС это был третий хозяин – обычно это говорит о том, что история машины ему неизвестна. Однако владелец не только рассказал, что не бил и не красил автомобиль, но и уверенно предположил, что до него этого тоже никто не делал. Тем удивительнее было то, что его слова подтвердились: наш эксперт после осмотра подтвердил отсутствие следов ДТП, так что Solaris для своих лет и пробега был в отличном состоянии.
Подивившись такому экземпляру, мы отправили его на комплексную диагностику, которая также не выявила крупных недостатков. Единственной рекомендацией была замена задних тормозных дисков, так что отказываться от покупки мы и не подумали. После ремонта и предпродажной подготовки Solaris недолго пробыл на нашей площадке и быстро обрел нового хозяина.
А вот третий вариант на сегодня попадает в стойкий стереотип – для московских машин, к сожалению, довольно типовой. На осмотр этого Solaris наш эксперт выезжал в конце прошлой осени: по телефону клиент заявил, что автомобиль просто в идеальном состоянии, так что было бы упущением не проверить, что скрывалось за этими обещаниями. С расстояния десяти шагов в них можно было бы даже поверить: внешне автомобиль действительно выглядел свежо. Однако при ближайшем рассмотрении все оказалось прозаично: салон встретил затертым рулем и пожившими сиденьями, да и общее состояние интерьера было далеко не идеальным. На кузове же наш эксперт обнаружил частичное отсутствие лака на некоторых элементах кузова, что говорит не о естественном старении, а… да-да, об оклейке автомобиля пленкой. И учитывая, что речь идет о Solaris, это почти стопроцентно оклейка для работы в такси.
Короткий тест-драйв наши предположения подтвердил полным букетом эксплуатационных проблем: убитая ходовая, затрудненное переключение передач, дым из выхлопной трубы и соответствующее звуковое сопровождение не заставляли гадать: пробег явно был далеко за 200 тысяч. Уже из спортивного интереса мы проверили автомобиль по базам, чтобы убедиться в своей правоте. Несложно догадаться, что мы увидели пробег около 250 тысяч и историю работы в такси. В общем, продавец потратился только на скручивание пробега и бюджетную химчистку. И если для нас, да и для большинства опытных покупателей это будет очевидным, то кто-то на совокупность недостатков внимания может и не обратить. Но в Automama таких машин не найти – розничные стандарты, знаете ли. Так что тот ленивый перекуп в тот вечер остался без денег, а наши будущие покупатели – без плохой машины.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
На ДВ "Солярисов" сейчас полно, его появление наряду с Кретой и Вестой стало кошмаром для многочисленных перекупов, зарабатывающих на бесконечной перепродаже
неломающегосяяпонского металлолома по космической цене. Каких только небылиц про Соляриса не придумано ими.до сих пор правый руль там главный
Правый руль постепенно уходит, но в начале нулевых да, составлял почти 90% легкового парка, поговаривали даже о переходе на левостороннее движение. Сейчас же, например, в Якутии, соотношение ЛР/ПР составляет примерно 50/50 и продолжает меняться в сторону левого руля.
с интересом прочел, присматриваюсь)