Традиционно в каждом сезоне самая большая квадроциклетная гонка страны состоит из трёх этапов. В этом году организаторы, гонщики и зрители съехались на второй этап в Альметьевск, нефтяную столицу Татарстана. Именно в Альметьевске находится штаб-квартира компании «Татнефть», одного из спонсоров квадросерии Can-Am Trophy.
Базовый лагерь, где жили гонщики и работала организационная комиссия, расположился на территории спортивного комплекса «Снежинка», сразу за северным краем города. Лагерь разбили на большой поляне у подножия холмов. Если забраться на них, открывается шикарный вид на гаревый стадион и городское водохранилище, на котором издавала инопланетные звуки драга, вычерпывающая песок со дна водоёма, а за ними раскинулся во всей красе Альметьевск. Чуть правее, похожие на серебристые мечети, стоят нефтехранилища, перемежаемые «минаретами» громоотводов.
Гонщики были на месте уже в пятницу, им и их квадроциклам и «багги», как между собой называли SSV простые альметьевцы, нужно было пройти административную и техническую комиссию, после чего поставить технику в закрытый парк до начала соревнований. В этот раз закрытым парком стала хоккейная «коробка» – всё равно ведь летом стоит без дела.
На старт второго этапа выехали 80 экипажей, и, по словам организаторов, спортсменов, желающих принять участие в гонке, было ещё больше. Брали не всех.
Гонщики традиционно ехали в трёх классах: ATV, SSV Standard и SSV Sport. Как нетрудно догадаться, в класс «ATV» попали все квадроциклы, а в «SSV Standard» – UTV side-by-side заводской конструкции.
Местом торжественного открытия этапа в Альметьевске стала Праздничная площадь перед ДК «Нефтьче». Гонщики заранее прибыли на площадь для торжественной церемонии открытия и припарковали квадроциклы на южной части площади для того, чтобы жители смогли рассмотреть их самих и их «боевые» машины во всех подробностях.
Пока зрители всё ещё подтягивались на площадь, свое выступление начали музыканты, а затем внимание всех присутствующих захватило выступление стантрайдеров из команды Big Kazan Extreme. Казанские экстремалы потренировались на славу, и трюки на мотоцикле и трёх квадроциклах в их исполнении были действительно очень зрелищными – не хуже, чем у самого Криса Пфайфера.
После стантрайдинга настало время «официальных» речей. Спешу присоединиться к словам благодарности, которые были обращены ко всем организаторам, спонсорам и администрации принимающего гонку Альметьевска. Большое вам спасибо! Без вашей слаженной работы проведение такого шикарного спортивного мероприятия было бы решительно невозможным.
После официальных слов настало время знакомства зрителей с каждым гонщиком и каждым экипажем – участники ралли-рейда поочерёдно проезжали через стартовую арку, а ведущий объявлял имена и фамилии гонщиков, штурманов, их город и марку квадроцикла. Да, да, марку квадроцикла: гонка мультибрендовая, в ней можно принять участие на технике любой марки.
Солнце, громкая музыка, ревущие моторы – всё это способствовало созданию праздничного настроения и дарило каждому из присутствовавших ощущение причастности к чему-то грандиозному.
После торжественного открытия альметьевцев пригласили на самый доступный этап гонки – первый спецучасток, он же «пролог». Трасса общей длиной 3 километра, предназначенная для него, была обустроена недалеко от скульптуры «Мать Татария» около майдана Сабантуя. До времени старта первого квадроцикла оставалось полчаса, так что я решил пройти трассу пешком. Она оказалась практически плоской, но с несколькими интересными сериями поворотов, около которых перед началом гонки скучали маршалы с рациями и флажками, чтобы в случае любого ЧП остановить заезд. К счастью, ничего неожиданного не случилось – вернее, почти ничего. Весь рельеф СУ-1 был сосредоточен около старта, являющегося по совместительству и финишем: небольшой трамплин после стартовой арки и крутой подъём после двух 180-градусных поворотов недалеко от окончания маршрута. На этом подъёме не обошлось без небольшого конфуза: Максим Антимиров настолько резво выпрыгнул в горку на своём Honda TRX 700 XX, что после приземления на задние колёса отделился от машины, которая продолжила заезд без пилота. К счастью, «квадрик» укатился недалеко, а на его пути никого не было. Под подбадривающие крики зрителей, явно пребывающих в восторге от исполнения такого «номера», Максим догнал свой квадроцикл и вскоре успешно финишировал.
Я разговорился со зрителями, некоторые их которых жаловались на недостаточную зрелищность пролога. Доводы про ралли-рейдовый формат гонки, про упор на навигацию по роудбуку, длинные спецучастки и лиазоны эффекта не возымели. Да, вот такой он, простой зритель – шоу ему подавай. Как мне кажется, единственное, что может добавить эмоций прологам следующих этапов – более сложная трасса. Но в этом случае она станет опаснее для гонщиков, так что все это выглядит сомнительной затеей.
Сразу послу окончания пролога гонщики стали выдвигаться к месту старта второго спецучастка длиной 90 километров. Нам, журналистам, тоже нужно было ехать на маршрут, чтобы обогнать пелотон и успеть сделать фотографии. На этапе в Альметьевске журналисты не менялись квадроциклами, так что мне на двухдневный тест-драйв достался шестиколёсный Can-Am Outlander 6x6 650 DPS, «младший брат» литрового Outlander 6x6 1000 XT, свои впечатления о котором недавно изложил Павел Курлапов.
Попробую и я описать свои впечатления от езды на этом монстре. Оговорюсь сразу: я не автомобилист, а за руль квадроцикла сажусь во второй раз. Первый, собственно, был тоже на Can-Am Trophy, в прошлом году в Бугульме. Езжу я в основном на мотоцикле, а несколько лет назад в пятой точке «заиграло детство», и я вспомнил, что на свете есть ещё и велосипеды.
Для мотоциклиста «рабочее место» за рулём Outlander 6x6 не станет чем-то непривычным, да и руль-то, собственно, мотоциклетный. Вместо ручки газа справа – курок под большой палец, но про эту особенность утилитарных квадров сегодня разве что школьник не слышал. Зачем курок, а не ручка? Дело в том, что иногда при езде на утилитарном квадроцикле нужно сильно свешиваться, иногда даже переставляя обе ноги на одну из подножек. Например, при езде вдоль по крутому склону. При таком стиле езды регулировать положение дроссельных заслонок именно курком, а не ручкой, намного удобнее. Кроме курка, справа находится двухпозиционный переключатель с интуитивно понятными пиктограммами: "4х6" или "6х6". Сразу скажу, что в нашей двухдневной поездке по татарским полям, холмам, грунтовкам и дорогам общего пользования мне за глаза и уши хватало заднего привода. Полный привод я включал только два раза: когда тащил в горку «Grizzly», оставшийся без хозяина, и когда въезжал в крутой подъём сразу за бродом, который до меня успела размесить добрая половина участников гонки, если не все.
Но продолжим про органы управления. На руле только один рычаг – тормоза, он находится на месте мотоциклетного рычага сцепления и дублируется педалью на правой подножке. Также на левый пульт «переехали», клавиши управления штатной лебёдкой, переключатель света (ближний-дальний), зелёная кнопка запуска двигателя и серая кнопка с таинственными английскими буквами. Она, как я понял, нужна для переключения режимов усилителя руля DPS и снятия ограничения оборотов при езде на задней передаче. Кстати, про ограничения. Обычного чёрного ключа в этот раз мне не досталось, а с «рабочим» серым ключом после 80 км/ч мотор начинал пропускать обороты. И если на грунте это не напрягало, то при езде по асфальту чёрного ключа очень и очень не хватало, а понять максимальную скорость Outlander 6x6 650 DPS у меня, увы, так и не получилось.
Ну вот, собственно, и все органы управления. А, нет – забыл рычаг переключения режимов работы трансмиссии, находящийся под правой рукой. Но тут всё понятно: P-R-N-H-L, как на автомобиле с «автоматом».
Мы поехали. Шестиколёсник бодро глотал рельеф, а мне оставалось только крутить рулём да свешиваться в стороны в особо крутых виражах, да и то только для того, чтобы проехать их быстрее. Среднего режима усилителя руля вполне хватало, так что оба дня я так и проездил на нём. Хотя стоило, наверное, попереключать DPS ради интереса, однако приключений в эти выходные у нас хватило и без этого.
Почти на каждой точке для съёмки нам стали попадаться гонщики, сошедшие с дистанции или почти готовые к этому. На первой точке один из гонщиков уже ходил и искал трос.
Сложно сказать, повезло ли на альметьевском этапе с погодой. За день до гонки прошёл дождь, который периодически продолжал идти и во время неё. С одной стороны, это почти избавило гонщиков от необходимости в прямом смысле глотать пыль, поднимающуюся в воздух после проезда едущих впереди экипажей. С другой – на трассе кое-где появились грязь, глубокие колеи и лужи, достаточно большие, чтобы перевернуться. И если для спортсменов на SSV последствия в этом случае, как правило, ограничивались лишь поломками, то для гонщиков класса «ATV» всё могло закончиться гораздо печальнее.
По пути на вторую точку для съёмки мы встретили москвича Александра Кузнецова на «квадрате» CFMoto X8. Ему не повезло: при проезде опасной продольной промоины он повредил переднее колесо на своём квадроцикле и, к сожалению, уже не мог продолжить гонку. По иронии судьбы Александр праздновал в этот день свой день рождения. Вот так подарочек!
Ралли-рейд, однако, нравился не всем. Когда мы стали пытаться остановить Ниву с прицепом, гружённым шифером, которая ехала по маршруту гонки в противоположную сторону, из кабины понёсся мат такой интенсивности, что я аж отпрянул от неожиданности. Сразу стало ясно, где, как и с кем мужик видел всю эту гонку с бешеными «кибитками», то и дело норовящими приехать ему в лоб.
Вслед за Нивой приехала Ока. Водитель, не дослушав рассказ про то, что сейчас квадроциклы очень быстро поедут навстречу вот оттуда, перешёл на командный голос и сказал, что он старший лесник, а мы ему тут посадки топчем. После чего гордо поехал дальше. Вот такой он, местный колорит.
Мы продолжили движение на следующую точку и встретили медиков, оказывающих первую помощь ещё одному сошедшему квадроциклисту. Раскисшая после дождя чёрная земля, переворот – и вот гонщика уже увозят на автомобиле.
Мы решили отказаться от дальнейшей съёмки в этот день и немного помочь организаторам в поиске квадроцикла, который остался «где-то там, в поле, в полутора километрах». Сперва поехали вдвоём, но не нашли и поехали всей группой. Найдя покувыркавшийся «Гризлик», прицепили трос его лебёдки к фаркопу моего 6х6 и потащили в лагерь. Однако при подъезде к весовому посту мы поняли, что ничего не докажем сотрудникам полиции про «гонку», «организаторов», «журналистов» и «гонщика увезли на скорой»: документов на буксируемый квадроцикл у нас не было. В результате наш маршрут значительно удлинился, пройдя по грунтовке вдоль железной дороги. Outlander 6x6 при этом отлично показал себя в качестве буксировщика – знай только, не забывай на грунте переключаться на «понижайку».
И все же нам посчастливилось успеть на ужин, после которого состоялся брифинг с гонщиками, который проводили Олег Майоров и Алексей Мальцев. После ответов на несколько вопросов Олег Геннадьевич совершенно справедливо заявил, что всем надо отдыхать, а если у кого остались какие-то вопросы индивидуального характера, то добро пожаловать по одному к нему и к Алексею. Кто-то стал расходиться, а остальные выстроились в две очереди. В голове тут же родилась аналогия с православным храмом и прихожанами, ожидающими исповеди у двух священников. А в это же время уставший за день мозг дописывал неслышные уху диалоги, которые можно было прочитать только по движению губ.
— Я пришёл сегодня к финишу двадцать восьмым!
— Перебортируешь 10 покрышек, дважды переберёшь ШРУС. И всегда следуй дорожной книге!
Такая вот «церковь Летающего Грязного Квадроцикла».
На второй день участников соревнования ждал длинный спецучасток протяжённостью 280 километров. Страшно представить, сколько точек было в легенде «дорожной книги», и каждую из них нужно было безошибочно обработать.
На очередной точке для съёмки гонщики засекали своё время, прикладывая персональный чип к считывающему устройству в руках одного из судей, и уходили на асфальтовый лиазон. Однако несколько сотен метров до контрольной точки знатно раскисли после прошедшего накануне дождя. Это было фотографам на руку: несущиеся квадроциклы, фонтаны грязной воды из-под колёс – кадры получались один краше другого, только успевай щёлкать затвором.
Однако везло не всем. Недалеко от начала лиазона в большой луже прочно сел на защиту картера Can-Am Maverick. Он не был оборудован лебёдкой, а выбраться из скользкого плена ему мешал неработающий передний привод, сломанный утром при перевороте. Экипаж, увидев журналистов, попросил нас дёрнуть их «кибитку», но, согласно правилам, мы не могли помогать участникам, не принявшим решение о сходе с дистанции. К сожалению, после длительных выматывающих попыток добраться до твердой земли экипаж все-таки решил сойти.
По пути на следующую съёмочную точку случилось небольшая неожиданность. Мой коллега, ехавший на ещё одном Can-Am Outlander 6x6, повернул голову назад, проверяя, не отстала ли остальная колонна. Он не сбрасывал газ, а шедший впереди Can-Am Commander, как назло, начал замедляться. В результате шестиколёсник с треском «пришвартовался» лебёдкой прямо в левый задний колёсный диск, основательно его попортив и выведя Commander из строя. Однако и оставлять его на месте «ДТП» было нельзя – скоро именно тут должен был проехать пелотон. Но, как говорится, нет худа без добра – мне выдалась возможность попробовать, как работает лебёдка WARN, штатно устанавливаемая на шестьсотпятидесятку. А работает она хорошо! И если утащить «командира» с дороги, стоя на месте, не удавалось, то подключив привод на все шесть колёс и врубив заднюю передачу, «сайд» всё же удалось сдвинуть с места. Как ни цинично звучит, но в этот раз тест-драйв 650-кубового шестиколёсника получился разносторонним и увлекательным.
Брызги грязи в этот день уже снимали, почему бы не поснимать брызги воды? Мы оставили виновника столкновения дожидаться нового колёсного диска и поехали на брод.
Эта точка стала последним местом пересечения маршрутов, нашего и гоночного. Причиной стала прожорливость шестиколёсников. Организаторы, зная длину воскресного спецучастка, отвезли канистры с топливом для гонщиков на середину маршрута. Но журналисты такие журналисты – взять с собой запас горючего никто не догадался, хотя было куда: кузова гексациклов довольно вместительны. Делать было нечего, и после поисков заправки, до которой все чудом добрались своим ходом, нам оставалось только отправляться на финиш – на другие точки мы уже не успевали.
От финиша до лагеря было недалеко, куда и отправились уставшие гонщики. У тех из них, кто пересёк финиш достаточно быстро, появилось несколько часов до начала церемонии награждения. Кстати, если на старте все квадроциклы и «сайды» были яркими и разноцветными, то те их них, что доехали до финиша, были одинакового коричневого цвета, впрочем, как и спортсмены.
Вечером всё было готово для награждения: награды отполированы, подиум для самых быстрых установлен, присутствовавшие были в предвкушении. Помимо тёплых слов, улыбок и заслуженного торжества победителей, награждение было отмечено ещё одним ярким моментом: екатеринбуржец Алексей Волокитин, поднявшийся на третью ступень подиума в классе SSV Standard, решил сделать предложение своей невесте прямо на Can-Am Trophy! И она согласилась!
Гонка закончилась, обитатели лагеря начали разъезжаться. Кто-то ехал в ночь, кто-то дожидался утреннего самолёта в Москву. На Альметьевск опускались сумерки, а за ними – ночная тьма. На холмах, согретых дневным солнцем, ветерок ласково колыхал полог душистых трав. До свиданья, гостеприимный Альметьевск!
Третий этап Can-Am Trophy 2015 пройдёт 25 сентября в Астраханской области.
Результаты 2 этапа Открытой внедорожной квадросерии Can-Am Trophy Russia 2015 в Альметьевске:
ATV
1 место – Владислав Маликов (Московская область)
2 место – Георгий Майсурадзе (Санкт-Петербург)
3 место – Андрей Милушкин (Санкт-Петербург)
SSV Standard
1 место – Радик Гарифьянов / Кирилл Шубин (Набережные Челны / Долгопрудный)
2 место – Сергей Лошкарев / Александр Старченко (Белореченск)
3 место – Станислав Трильев / Алексей Волокитин (Екатеринбург)
SSV Sport
1 место – Артем Шумейко / Роман Елагин (Москва)
2 место – Сергей Карякин / Илья Молчанов (Екатеринбург)
3 место – Ирек Миннахметов / Антон Власюк (Казань / Екатеринбург)
Авторы фотографий: Лина Арнаутова, Дмитрий Гальчун, Павел Семянников
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Спасибо за интересный и подробный отчет!