Организация
Ведь если ралли-рейды организовывают – значит – это кому-нибудь нужно? Именно это, перефразируя Маяковского, хочется спросить у каждого, кто, сверкая улыбкой в густой пыли и маяча красной футболкой с белым тигром, зримо и незримо присутствовал на гоночных трассах и коротких перерывах между ними. Но полноте – в этом году вопросы излишни: количество участников и их состав не оставили никакой почвы для сомнений. Этот ралли-рейд – нужен.
пилот Toyota Hilux команды Overdrive Racing
«Для чего придуманы ралли-рейды? Нас всех тут что-то объединяет. А вообще-то, однозначного ответа, наверное, нет. Мне кажется, что ралли-рейды – исключительная спортивная автомобильная дисциплина. Вы видите, что люди, которые добивались серьезных успехов в других дисциплинах в итоге своей карьеры, на ее пике, приходят в ралли-рейды. Потому что здесь их объединяет не только спорт, но и приключения, и путешествия – все, что свойственно человеку. А главное – интрига. Здесь ты никогда не знаешь, что тебя ждет впереди».
Выйдя на международный уровень, «Шелковый путь 2016» привлек лучших гонщиков со всей планеты – здесь заводские команды, громкие имена и узнаваемые бренды. Но не только: имена организаторов, стоящих за ними, не менее узнаваемы и громки, чем у иных лидеров. Руководитель проекта – сам Владимир Чагин, семикратный победитель «Ралли Дакар». А в этом году к команде организаторов присоединился еще один человек, имеющий в послужном списке победу в легендарном марафоне – Люк Альфан. Эти люди точно знают, как сделать гонку зрелищной, интересной и безопасной. Но, разумеется, только их усилий было бы недостаточно – успех мероприятия обеспечивали многие сотни людей.
пилот Toyota Hilux команды ПЭК
«Подготовка «Шелкового пути» с первого года на очень высоком уровне, потому что привлекаются достаточно профессиональные партнеры. У них стандартный и оперативный подход, позволяющий организовать гонку на мировом или европейском уровне. Самое ценное – что мы эти стандарты держим».
Чтобы понять, насколько обширен фронт организаторских работ, достаточно вспомнить, сколько нюансов подразумевает мероприятие. «Шелковый путь» – это не только гонка, которая, тем не менее, сама по себе предполагает составление, проверку и утверждение многих тысяч километров маршрутов «боевых» экипажей, технического сопровождения и прессы. Это еще и работа с документами и документацией, регистрация и учет команд, непрерывная транспортировка оборудования, техники и палаточных бивуаков, таможенные и визовые процедуры, страхование и медицинская помощь, организация питания, обеспечение топливом в конце концов! И это – далеко не полный список…
пилот Toyota Hilux команды Overdrive Racing
«Безусловно, если говорить с позиции человека, который смотрит из кабины пилота, гонка организована и подготовлена на очень высоком, мировом уровне. Мне известно, с какими чудовищными трудностями приходится сталкиваться организаторам подобной трансконтинентальной гонки – начиная от визовой поддержки и безопасности и заканчивая техническими и логистическими аспектами перемещения бивуака на несколько тысяч человек. Так что я думаю, что уровень организации очень высок».
Машины поддержки
Одним из пунктов, которые организаторам просто необходимо продумать заранее, является транспорт. Машин нужно не просто много, а очень много, причем не только грузовых – ведь помимо перевозки собственно оборудования и техники у каждого, кто едет от Красной площади до подиума в Пекине, есть необходимость в автомобиле. Организаторы бивуаков, комиссары гоночных трасс, судейские комиссии, руководство… а ведь гонку сопровождают еще и целые охапки журналистов и представителей медиа: ралли – праздник не только для гонщиков, но и для зрителей! В этом году вопрос решился кардинально: официальным автомобилем ралли стала Toyota, взявшая все эти вопросы на себя.
Взгляните на любой репортаж с места событий – многочисленные Land Cruiser 200, Land Cruiser Prado и Hilux обязательно будут присутствовать в любом из них. Land Cruiser 200 – автомобиль солидный, и львиную долю бортов «двухсоток» занимали наклейки экипажей с надписью «ORGA». Да, организаторы определенно распробовали этот «полноприводный холодильник» – хотя и не пожадничали: изрядное количество LC200 попало и в стан автомобилей для журналистов.
«PRESS» – такая недвусмысленная наклейка имелась на большинстве Land Cruiser Prado, что сновали вокруг нас. Более компактный, легкий и экономичный, но ненамного менее вместительный внедорожник стал отличным подспорьем для всех, кто отправлялся в гущу событий – на гоночную трассу, чтобы своими глазами увидеть, как многотонные Камазы взмывают в воздух на очередном трамплине, и запечатлеть это для многомиллионной зрительской аудитории. Во многом благодаря «старшему и младшему» Ленд Крузерам, позволявшим «дубасить» по бездорожью, спеша на очередную точку съемки, и стали реальностью десятки и сотни репортажей и отчетов с места событий. И за это им, пожалуй, стоит сказать спасибо.
А вот пикапы Hilux остались для большинства машиной недостижимой – хотя вовсе не из-за их малого количества или странных обстоятельств. Серийные Hilux уже давно бороздят российские дороги и направления, но вот основная часть «шелковых» автомобилей была подготовлена куда более серьезно: лифт, мощная защита днища, каркас безопасности, «злая» резина и комплект навигации – вот пропуск непосредственно на гоночную трассу. На таких Хайлаксах можно было забраться куда угодно и даже чуть дальше – вот только сделать это смогли лишь некоторые журналисты. Организаторы, разумеется, оправдывали наклейки «ORGA» на бортах пикапов на все «сто», а «короткий» серебристый Hilux прошлого поколения, на котором безустанно рыскал по спецучасткам сам Люк Альфан, стал визитной карточкой их нестройных рядов.
Боевые машины
Гоночная техника, подарившая нам эту пустынно-степную феерию, заслуживает отдельного рассказа – мы поведаем об автомобилях классов Т1 и Т2 уже в следующем материале. Но и не упомянуть о том, какие машины выбрало большинство гонщиков, было бы неправильно.
Разумеется, число как «серийных» моделей, так и багги, и прототипов индивидуальной разработки на «Шелковом пути» идет на десятки – даже в пределах строгого регламента у гонщиков остается возможность поэкспериментировать. Но если говорить о том, какой именно автомобильный бренд был представлен наибольшим числом автомобилей, то это снова окажется… Toyota.
Удивительно это или нет – вопрос риторический, ведь репутация надежности у марки по сей день стабильно сильна. Как отмечают сами «тойотовцы», категория Т2, в которой выступают незначительно доработанные серийные внедорожники, фактически превратилась в монокубок – более 70% (10 из 14) экипажей управляли автомобилями этой марки. На этом фоне победа в категории Т2 неудивительна – «золото» взяла команда Astana Motorsport, а «серебро» осталось за Toyota Autobody.
пилот команды Astana Motorsport
«Toyota проверена в боях многократно. На Toyota Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado за 17 лет я выиграл больше 50 гонок. Это одни из лучших автомобилей в категории «продакшн». На них можно показать достойный результат и в Кубке мира, и на Дакаре, и на «Шелковом пути» – я говорю о марафонах, где необходимо оптимальное сочетание мощности, веса и надежности агрегатов».
В категории Т1 же экипаж Жерома Пелише и Эжена Декрэ под номером 116 вошел в десятку лучших, заняв восьмое место в итоговом протоколе общего зачета.
Ну а сильнейшими и самыми многочисленными бойцами грузового зачета, разумеется, стали Камазы. Но ралли-рейд этого года запомнится нам не только очередной уверенной победой «Голубой армады» – хотя то, о чем пойдет речь, неразрывно связано с ней.
Четвертое место в зачете грузовиков принадлежит «Черному монстру», дебютировавшему лишь в этом году – новому капотному Камаз 43509. Эта машина призвана прежде всего хоть немного облегчить гоночную жизнь пилотов, разместив кабину не прямиком над передней осью, а позади нее. Но и то, что Камаз создан, чтобы наводить ужас на соперников, становится ясно уже сейчас: черная матовая машина пожирает километры бездорожья словно играючи. После «разогрева» на ралли «Золото Кагана» Камаз 43509 стал четвертым, пропустив вперед лишь более «опытные» машины и одного соперника – и это дает понять: капотный грузовик – не красивый эксперимент, а реальный победитель будущего.
Нестандартную расцветку при привычной бескапотной компоновке нес и еще один Камаз. Вопреки тому, что можно было предположить, он тоже принадлежал команде «Камаз Мастер», но вот состав тех, кто вел его вперед, был не столь привычным. Пилот Хоу Хоннин, штурман Шэнь Синь и механик Андрей Мокеев – вот российско-китайский экипаж, который привел Камаз 4326 не просто к финишу, а на пятое место зачета грузовиков, окончательно зацементировав победу команды.
Люди – просто сильные люди
Но были и те, кто не вошел ни в пятерку, ни в десятку, ни даже в пятидесятку лучших, но тем не менее, заслуживает внимания и уважения – ведь это и есть те люди, благодаря которым этот «Шелковый путь» стал таким ярким, разнообразным и насыщенным. Отчасти благодаря которым он стал возможен в принципе.
Хотите пример? Пожалуйста: вот он, экипаж, в котором выступают наши соотечественники, Сергей Шалыгин и Артем Канивец. Они заняли в общем зачете шестьдесят третью строчку – но доехали до финиша, преодолев более десяти тысяч километров дорог и тяжелого бездорожья, пустынь, степей и грунтовок. А если вы узнаете, сколько людей было в их команде технической поддержки, вы захотите пожать им руки лично. Ведь в команде техподдержки было лишь два человека – они сами.
экипаж №165
"На этом Toyota Land Cruiser 80 мы участвовали в «Шелковом пути» с 2009 года. Это единственный автомобиль – нам не приходится выбирать. Изначально это была моя «гражданская» машина, с музыкой и другими удобствами. Мы лишь модернизировали ее под требования спортивных комиссаров – и все, ездим. Как мы ее модернизировали? Ну, подвеску усилили. В целом это почти стоковый автомобиль, но выступать на нем в Т2 мы не можем – закончилась омологация. Машины, выпущенные более 10 лет назад, не попадают в класс Т2. Для них есть другая категория – «Модифицированный внедорожник Т1». То есть мы выступаем в одном классе с самыми-самыми «лютыми» соперниками – просто потому, что нашу машину в Т2 уже не допускают по возрасту. Иначе бы мы, конечно, подали заявку в Т2.
Мы участвуем в гонке, полностью полагаясь на свои силы. У нас все свое: инструменты, «техничка». И механики мы сами себе… Ездим, как раньше ездили: на Дакар люди собирались – и ездили, для удовольствия. И дистанцию пройти, и на озере побывать.
Да, заезд получается олдскульный. Но здесь все строго. Есть лимиты и требования к преодолению дистанции. Очень суровые. Мы успеваем только выспаться, приготовиться, машину подготовить… Иногда просто не успеваем даже авто помыть, или не успеваем вечером что-то закончить – приходится задерживаться.
Сейчас таких машин уже никто не делает – а у нас она есть. Так что Тойоте – привет огромный. Тойота рулит".
Для комментирования вам необходимо авторизоваться