Для начала подтвердим опубликованные нами ранее предположения о затяжке с выводом на рынок полноразмерного внедорожника Haval H9 российской сборки. Одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на «тульский» H9 действует с 18 сентября, но приладочная сборка ещё не завершена, и не факт, что товарные машины доедут до дилеров к Новому году, как планировалось ещё весной. С запуском Н9 российской сборки менеджеры Haval планируют увеличить сбыт внедорожника до 150 машин в месяц. Интересно, что в первые два квартала 2019 года дилерам отгружали по 53 машины в среднем каждый месяц, а в третьем квартале – уже по 87, то есть и без обещанного снижения цены на машины российской сборки представительство Haval сумело увеличить продажи.
Впрочем, с июля по сентябрь подросли продажи всех без исключения моделей Haval относительно прежних месяцев. Мы поговорили с участниками рынка и дилерами: за счёт чего Haval сумел поднять спрос на H9? По коллективному мнению опрошенных, объёмы Haval Н9 выросли «на эмоциях покупателях». Скажем, приходит в салон потенциальный клиент с прицелом на Н6, его подробно вводят в курс дела, а потом, бац, и говорят: «А не хотите вдвое больший по размеру автомобиль, при этом, не кроссовер, а внедорожник с почти таким же ежемесячным платежом?». Устоять трудно, и народ склоняется в пользу покупки Н9. Ничего плохого в этом нет, тем более что на продажах H6 это практически не сказывается.
Другое дело, что рост третьего квартала – не интенсивный, а экстенсивный: у Haval прибавились дилеры в Брянске, Челябинске, Ульяновске, других городах, а торговые точки, открывшиеся в этом году ранее, вышли на устойчивые продажи. Но это не спасает Haval от невыполнения плана на 2019 год, озвученного весной: 15 тысяч машин. По итогам первых трёх кварталов дилеры марки получили 7024 машины, при этом на учёт встали лишь 6300. И даже если в четвёртом квартале сбыт составит 3000 штук (как и в третьем), до заветной цифры не дотянуть.
Вернёмся к H6 первого поколения. На сегодня этот устаревший кроссовер с не слишком-то подходящей для полевой езды подвеской – самая продаваемая машина бренда в России: за первые три квартала реализовано 4292 шт. В первом полугодии доля Н6 составила 72%, а с июля по сентябрь, когда покупатель распробовал F7, опустилась до 50%. Это важный для Haval результат, ведь в следующем году старый H6 снимают с производства, и его нужно чем-то замещать. В Китае уже три года продаётся Н6 второго поколения – мы на нём ездили, и, на наш взгляд, это лучшее, что есть сейчас у Haval, но из-за высокой цены «второй» H6 продаётся на родине существенно хуже, чем «первый». Между тем H6 второго поколения у нас не появится совершенно точно, а вот третьего – будет! Случится это ориентировочно через три года: после смены поколений российское представительство начнёт изучать вопрос о локализации машины на заводе в Тульской области. Об этом нам сообщил Чэн Сяогуан, генеральный директор «Хавейл Мотор Рус».
Что касается пополнения российского модельного ряда Haval в 2020 году, то здесь мнения спикеров расходятся. Г-н Сяогуан утверждает, что компания будет концентрироваться на продвижении трёх локализованных на сегодняшний день моделей (F7, F7x и H9), к которым, может быть, добавится пикап Wingle 7 – его планируют импортировать из Китая. Другой наш собеседник уточнил, что в 2020 году вероятен запуск ещё двух моделей. Возможно, это обновлённые версии уже имеющихся в России машин – скажем, Н2, однако, подробных пояснений по этому вопросу мы не получили. Что же касается стратегических планов Haval в России, китайский бренд планирует обогнать Kia и Hyundai по продажам кроссоверов и SUV, завоевав к 2025 году 5% российского рынка новых легковых машин. Правда, Жером Сего, исполнительный директор «Хавейл Мотор Рус», уточняет, что это «может случиться и в 2026, и в 2027 годах».
Мы подняли в разговоре ещё одну важную тему: финансовое положение «Хавейл Мотор Рус» – неделю назад как раз были опубликованы бухгалтерские отчёты. Как юридическое лицо представительство было зарегистрировано в феврале 2014 года, то есть в этом году фирма отмечает первый крохотный юбилей – 5 лет. Свою основную деятельность, то есть «Торговлю автотранспортными средствами» компания начала через несколько месяцев, а в июне 2015 года состоялось торжественное открытие бренда в России. Собственно, с 2015-го по 2018 год (последний отчётный) «Хавейл Мотор Рус» находится в убытках, пик которых пришёлся на 2016-й, когда фирма потеряла без малого 414 миллионов рублей. Затем потери резко уменьшились, но в прошлом году снова возросли до 278 миллионов рублей. И это при том, что выручка в 2018 году выросла по сравнению с 2017-м ровно в два раза – с двух до четырёх миллиардов рублей. Менеджмент «Хавейл Мотор Рус» называет такое положение «плановым», соответствующим стартовому периоду развития фирмы, уточняя, что этот «минус» обусловлен существенными вливаниями в продвижение продукции. Действительно, рекламную кампанию Haval ведёт агрессивно. Выйти в плюс «российские китайцы» намерены с ростом сборочных объёмов на заводе в Тульской области: в 2020 году на «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» («ХММР») хотят произвести 20 тысяч машин, притом что план 2019 года – 3 тысячи.
И вот мы подошли к самому интересному – к заводу и к его СПИКу. Недавно один читатель обвинил нас в незнании ситуации, сообщив, что Специальный инвестиционный контракт у завода Great Wall с Правительством РФ якобы подписан ещё в августе. На самом деле, в августе на Межведомственной Комиссии проект СПИКа был только утверждён, причём те условия, о которых сообщил Министр промышленности и торговли Денис Мантуров, явно были «заградительными», о чём мы подробно писали! Скажем, «ХММР» должен заплатить налогов в объёме 90 миллиардов рублей, притом что дружный коллектив в составе АВТОВАЗа, Nissan, Renault и Mitsubishi – только 132 миллиарда на всех.
Неудивительно, что китайцы не спешат подписывать документ. На сегодняшнем пресс-завтраке менеджеры «Хавейл Мотор Рус» сообщили, что, оказывается, эти условия ещё могут быть изменены, на чем сейчас и работают обе стороны. Так, 11-12 октября в Китай летал находящийся под американскими санкциями Алексей Дюмин, губернатор Тульской области, и согласовывал с представителями Great Wall новые условия СПИКа. В общем, официальные лица Haval считают, что «до Нового года СПИК будет заключен». Как говориться, пожелаем им в этом успеха – всё-таки пусть лучше завод в России работает и собирает как можно больше машин, чем балансирует на грани прибыльности, а то и в минусе.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
на Н6 увеличьте клиренс до 20 см, поставьте атмосферный движок на 2л и продажи дастера вместе с кретой будут переплюнуты в разы!
Вместо ушедших Форда, GM, FIAT, SEAT, Ssang Yong создали условия для китайцев.
Н6 наверное самый вменяемый авто у китайцев, но версия с автоматом только переднеприводная, да и модель уже старая. Вижу только две причины купить китайца : низкая цена и неугоняемость. Цены у Хавал высокие так что мимо кассы.