Сергей Арбузов: Suzuki Jimny четвёртого поколения прошёл сертификацию на российском рынке - то есть, получил одобрение типа транспортного средства (ОТТС) ещё 6 декабря прошлого года. Почему машина до сих пор не представлена у дилеров, почему не открыты предзаказы, почему нет цен? Собственно, ОТТС имеет ограниченный срок действия, поэтому такие проволочки – это фактически убытки. Юта Такахаси: Получение ОТТС не означает автоматического старта продаж: сначала мы должны понять, что наступил благоприятный момент, что рынок готов и благоприятствует нам. Кроме того, у нас в России в этом году будет две новинки: обновлённая Vitara и Jimny, и мы не будем запускать их одновременно.
С.А.: Поскольку Vitara – безоговорочный лидер продаж среди трёх имеющихся моделей Suzuki в России, возьмусь предположить, что сначала вы запустите именно её. Ю.Т.: Да, верно.
С.А.: Вы правильно заметили, что наличие ОТТС не означает старта продаж: многие компании в силу разных причин не выпускают сертифицированные машины на наш рынок, понапрасну затрачивая средства. Можете ли вы подтвердить, что на данный момент решение о запуске Suzuki Jimny четвёртого поколения в России именно в этом году принято окончательно? Ю.Т.: Я надеюсь, что новый Jimny не постигнет такая участь – это очень важная модель для нас. Мы уже разместили заказ на производстве и надеемся в обозримое время получить машины. Jimny нам важен как элемент внедорожного имиджа марки. Кстати говоря, в Европе машина тоже продаётся пока не во всех странах.
С.А.: Я обратил внимание, что в ОТТС представлена лишь одна модификация с 1,5-литровым атмосферным мотором. Вы считаете, что версия с маленьким турбомотором не имеет перспективы в России? Она могла бы помочь снизить стартовую цену, ведь именно эта модификация в Японии – базовая. Ю.Т.: А нам ничто не мешает уточнить у штаб-квартиры возможность сертификации турбоверсии, хотя планов по её запуску действительно нет, хотя бы потому, что безнаддувный мотор со сменой поколений стал мощнее.
С.А.: Я почему спрашиваю про турбо-версию: даже на неё базовая цена у нового Jimny в Японии составляет почти 1,5 миллиона иен — получается, что в России новый Jimny будет стоить как минимум 1,4 миллиона рублей, с учётом курса, ввозных пошлин и прочих затрат. За эти деньги у нас можно купить компактный кроссовер, причём даже полноприводный. Как считаете, не растеряет ли Jimny своих российских покупателей? Ю.Т.: А мы пока не определились с ценами – всё-таки, ещё есть некоторое время для запуска. В любом случае, с новым Jimny мы как раз хотим привлечь новых покупателей, так что с ценой мы ошибиться не можем — нам крайне важно правильно продумать ценовое позиционирование.
С.А.: Ну вот мне как раз кажется, что новый Jimny не приобретёт покупателей, а потеряет: он будет дороже, при этом останется весьма архаичным: 4-ступенчатый автомат, простенький двигатель, привод part-time. Не кажется ли вам, что такой подход сужает целевую аудиторию марки? Ю.Т.: Нет, не соглашусь с вами. В Европе и Японии он как раз привлёк другую целевую аудиторию. Кстати, в Японии время ожидания машины составляет один год!
С.А.: Да, верно, я недавно сверялся со статистикой: у Jimny по итогам 2018 года действительно большой рост в Японии (+55%), но это не фокус. Во-первых, играет роль эффект новизны, во-вторых, практически весь спрос приходится на упомянутую мной версию с турбомотором, которая на домашнем рынке идёт в категории кей-каров. Так что вряд ли этот аргумент можно считать состоятельным. Ю.Т.: Так это понятно – в России и Японии покупатели разные, у нас популярны кей-кары, а здесь Jimny нужен с нормальным двигателем в 1,5 литра. Мы уверены, что в своём новом воплощении автомобиль будет пользоваться в России высоким спросом.
С.А.: Я, если честно, не вижу предпосылок к этому: новый Jimny хорош как фан-мобиль, но у нас такие машины, тем более в виде внедорожников, не продаются, у нас продаются утилитарные практичные внедорожники и кроссоверы, а за 1,4 миллиона рублей можно, повторюсь, приобрести комфортабельный полноприводный кроссовер. Какие у нового Jimny конкурентные преимущества на российском рынке? Ю.Т.: А я и не говорю, что нам будет легко продвинуть Jimny в России, это задача трудная, важная. Это наш самый главный вызов в этом году – будем работать!
С.А.: Я, собственно, почему спросил про конструкцию машин Suzuki. Мне кажется, что уход Suzuki из США несколько лет назад и уход из Китая, который случился в сентябре 2018 года, как раз и стал продуктом этой конструкторской идеологии: покупатель меняется, а Suzuki не хочет меняться. Я помню, что несколько лет назад был в Чунцине, где размещалось совместное предприятие Changan и Suzuki – каждый второй таксист в городе ездил на Сузуки. Но теперь получается, что в Китае Suzuki не в состоянии конкурировать даже с Lifan, головное предприятие которого, к слову, тоже находится в Чунцине? Кстати говоря, даже в Японии на домашнем рынке продажи Suzuki держатся на высоком уровне именно за счёт кей-каров. Неужели все остальные сегменты и рынки компания проиграла? Ю.Т.: Ну из Китая мы не совсем ушли – на нашем бывшем совместном предприятии Changan продолжает лицензионную сборку, и мы пока продолжаем поставлять в Китай машины. Что касается простоты конструкции – да, это часть нашей стратегии, мы делаем простые, но очень надёжные машины. И эти машины нужны не только в Японии, но и, скажем в Европе. Скоро Европа станет нашим третьим основным рынком…
С.А.: …да, других-то не осталось. Ю.Т.: Есть ещё Юго-Восточная Азия.
С.А.: В России старую Grand Vitara с успехом заменила новая Vitara. Я, конечно, не сравниваю объёмы – не те времена, но в целом Vitara успешно переняла эстафету. Таким образом, кроссовер заменил внедорожник. Более того, сегодня в России Vitara на две трети продаётся в исполнении с передним приводом. Не считаете ли вы, что по этому же принципу логично заменить и Jimny? У Suzuki есть модель Ignis – это имя хорошо знакомо российскому покупателю, есть замечательный автомобиль Crossby (X-Bee), который, кстати, очень уверенно в прошлом году стартовал в Японии. Ю.Т.: Нет, этот путь здесь не годится. Jimny – это всемирная икона нашего бренда, у этого автомобиля самая долгая история. Мы сделаем всё, чтобы сохранить Jimny. Поэтому имеет смысл говорить не о замене Jimny, а о расширении модельной линейки, всё-таки у нас сейчас в России всего лишь три модели.
С.А.: Так что с Ignis? Ю.Т.: Мы очень хотим привезти эту машину в Россию и ведём переговоры с нашим производителем, но о сроках говорить рано.
С.А.: На мой взгляд, у Ignis есть два существенных недостатка с позиций эксплуатации в России. Во-первых, очень маленький бак: 30 литров для версии 4WD и 32 литра – для 2WD. Кроме того, у машины слабенький 1,2-литровый мотор мощностью 90 л.с. Возможны ли какие-либо модернизации перед вероятной поставкой в Россию? Ю.Т.: В Европе это никого не смущает, там новый Ignis продаётся в тех же объёмах, что и Swift. Ignis стал хорошим подспорьем другим нашим моделям в Европе. После того как мы определим сроки запуска машины в России, начнём обсуждать с инженерами адаптацию Ignis для России. Нам же важно не просто запустить Ignis здесь, нам важно, чтобы он имел такой же успех, как и в Европе.
С.А.: А Crossby может появиться в России – у него ведь тоже полный привод имеется? Ю.Т.: Совершенно точно – нет.
С.А.: Ну вот по поводу Европы: тот же Crossby, мне кажется, там бы прижился, а уж маленький Lapin мог бы стать бестселлером и, кстати, сформировать новый имидж, попутно сохранив элементы прежнего: у этого крохотного Lapin тоже есть полный привод. Этот автомобиль вполне мог бы стать «Mini сегодняшнего дня». Ю.Т.: Lapin – для Suzuki действительно в какой-то мере новый опыт, однако при выводе на другие рынки мы должны учитывать два аспекта. Популярность его в Японии обусловлена во многом льготным налогообложением кей-каров – именно это стимулирует продажи в этом классе транспортных средств, где мы – лидеры. Второе: сможем ли мы адаптировать такие машины к европейским требованиям без потери потребительских свойств? Ведь, откровенно скажем, по той же пассивной безопасности Европа – это куда более прогрессивный рынок, она ушла далеко вперёд. С экологией – такая же история. Поэтому здесь должен быть соблюдён баланс между инвестициями, которые понадобятся для адаптации к Европе, и теми объёмами, которые мы сможем реализовать. Всё это касается и Crossby. Между тем, для успеха в Европе скорее всего логично реализовывать другой подход: нужно развивать гибридные технологии, именно по этому направлению надо пустить ресурсы.
С.А.: Вы упомянули пассивную безопасность автомобилей и важность её для Европы. Тут уместно вспомнить недавние результаты Suzuki Jimny четвёртого поколения. В испытаниях Euro NCAP он получил всего три звезды. Оценка за краш-тесты была снижена из-за слишком сильной деформации кузова и плохо раскрывшейся водительской подушки безопасности. Более того, оказалось, что очень плохо защищен водитель при фронтальном ударе о деформируемый барьер, при том что это испытание – базовое. Это упражнение, с которого начинался Euro NCAP более 20 лет назад, а сейчас получается, что у Jimny здесь не просто плохой результат – а смертельный для водителя, таков уровень нагрузок на грудную клетку. Компания как-то планирует дорабатывать конструкцию кузова, или оставит всё как есть? Ю.Т.: При разработке нового Jimny мы столкнулись с противоречием. С одной стороны, нужно было сохранить ту историческую ДНК в конструкции, благодаря которой Jimny обрёл мировую известность — в этом смысле нам не уйти от этих маленьких размеров и рамы. С другой стороны, нужно было удовлетворить требования по безопасности. В будущем мы будем учитывать эти результаты, однако конкретных мероприятий по изменению конструкции Jimny по факту результатов в Euro NCAP мы пока не планируем. Как вы знаете, в салонах европейских дилеров информация по Euro NCAP представлена наглядно — посмотрим на реакцию покупателей, тогда и будем принимать решения. Вполне возможно, для покупателей Jimny это будет неважно.
С.А.: Полноприводная версия SX4 продаётся у нас в России в очень скромных объёмах, причём как с базовым двигателем 1,6, так и с турбомотором 1,4. Планируете ли вы в будущем оставить эту модификацию на рынке, или будете убирать? Ю.Т.: Планируем оставить. Suzuki – это бренд, который ассоциируется в том числе и с полным приводом, поэтому мы хотим оставить нашим покупателям выбор и по этой позиции.
С.А.: Как вы сказали, вскоре у нас начнутся продажи рестайлинговой Vitara. В Европе обновлённый автомобиль получил и новую гарантию – 10 лет или 200 тысяч километров пробега. Будет ли увеличена гарантия в России с перезапуском? Пока она составляет 3 года или 100 тысяч километров пробега. Мне кажется, в этом случае выстроились бы очереди… Ю.Т.: Да, это будет интересный опыт с такой длинной гарантией – посмотрим на реакцию покупателей в Европе. Если там это даст эффект, мы продлим гарантию и у нас.
С.А.: Ну так в Европе и у нас покупатель-то разный… Ю.Т.: В любом случае, пока мы оставляем прежнюю гарантию. Всё-таки гарантия – это не единственная позиция, по которой выбирают автомобиль.
С.А.: Год назад на индийском автосалоне в Нью-Дели Suzuki представила концептуальный кроссовер Future-S малого класса, который в ближайшее время должен превратиться в серийную и весьма доступную модель. Есть ли шанс, что такой кроссовер появится в России? Короткие свесы кузова и большой дорожный просвет концепта позволяют утверждать, что такой автомобиль отлично прижился бы на наших дорогах. Ю.Т.: Да, мы тоже с нетерпением ожидаем серийной версии. Действительно, на первых порах автомобиль будут выпускать только в Индии, и если мы найдём баланс между ценой и объёмами продаж, мы обязательно начнём поставки из Индии в Россию.
С.А.: А что с Suzuki Grand Vitara – с ней вопрос закрыт? Сейчас в мире развивается сегмент среднеразмерных кроссоверов. Ходят слухи, что наряду с нынешней Vitara может появиться Grand Vitara в виде среднеразмерного кроссовера. Ю.Т.: Сразу скажу, что производство машины уже точно завершено, мы даже перестали поставлять комплекты для крупноузловой сборки в Южную Америку. Grand Vitara завершила свой путь в Эквадоре и Колумбии. Где-то — скажем, в Китае — ещё остались складские экземпляры, но, видимо, они уже на исходе. Если все имеющиеся свойства Vitara отмасштабировать на среднеразмерный кроссовер и назвать его Grand Vitara, то нет никакой уверенности, что покупатель воспримет эту идею. В Европе такой автомобиль ещё имеет перспективы, а вот в Японии и Индии – точно нет. Мне бы искренне хотелось верить слухам о возрождении Grand Vitara, но, увы, пока это лишь слухи.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Решили переплюнуть корейцев с их 5 летней гарантией. ;) Занятно было бы почитать что там считается гарантийным на 10-й год жизни авто.
Люблю сузуки, но очень уж у них много ньюансов- проблемы с запчастями например