Можно не любить и даже ненавидеть сталинский режим, но одно необходимо признать: в части разработки самой разнообразной техники в 30-е годы советские инженеры делали невозможное. Успешных и безуспешных моделей военных машин были десятки, и многие из них проходили испытания боем в войне с Финляндией. Мы не беремся составлять полный перечень и лишь перечислим транспортные средства, которые показались нам особенно интересными.
Грузовик ЯГ
Масса: 6 800 кг.
Длина: 6 990 мм.
Двигатель: бензиновый шестицилиндровый объемом 7 л мощностью 93 л.с.
Когда речь заходит о советских грузовиках, все вспоминают легендарную полуторку ГАЗ-АА, реже — трехтонный ЗИС-5. Мало кто вспомнит грузовики Ярославского автозавода — ЯГ. Они были заметно крупнее ГАЗов и ЗИСов, и в трехосном исполнении ЯГ-10 мог перевозить 8-10 тонн груза. Основной мотор был импортный — американский Hercules, хотя известны модификации с немецким мотором MAN и дизелем Beardmore.
Фото: Wikipedia.ru
Броневик ФАИ
Масса: 2 280 кг. Длина: 4 325 мм. Двигатель: бензиновый четырехцилиндровый объемом 3.2 литра мощностью 40 л.с. Вооружение: пулемет ДТ. ФАИ расшифровывается как "Форд-А Ижорский". Нетрудно догадаться, что машина изначально сделана (как и знаменитый ГАЗ-А) на фордовском шасси и выпускалась на Ижорском заводе в Колпино под Ленинградом. В серию машина пошла в 33-м, а в 36-м появилась новая модификация на шасси ГАЗ М-1 ("эмка"). Боевое крещение ФАИ получил в Испании, повоевал на Озере Хасан и реке Халкин-Гол, а в боях с финскими войсками принимали участие обе модификации — как старая, так и новая. Продвигаться вглубь Карельского перешейка было сложно даже на танках, поэтому использование броневиков было достаточно ограниченным. Заднеприводные машины (полноприводных броневиков советская промышленность в те времена не выпускала) показали во всей красе свою плохую проходимость и недостаточную управляемость на снегу. Впрочем, и в таких условиях они выполняли важные задачи по сопровождению автомобильных колонн, патрулированию дорог, охране штабов и других объектов. Несмотря на отсутствие ярких эпизодов с броневиками в ходе финской воны, эти простые труженики дорог прочно засели в летописи боев той далекой зимы.Фото: Wikipedia.ru
Тягач "Коминтерн"
Масса: 10 500 кг. Длина: 5 765 мм. Двигатель: бензиновый объемом 15 л мощностью 131 л.с. Масса прицепа: 12 т. Один из первых советских тяжелых гусеничных тягачей строили на Харьковском паровозостроительном заводе с использованием компонентов ходовой части танка Т-24. В 1934 году с конвейера сошел первый серийный экземпляр, а в 1937-м "Коминтерны" приняли участие в параде на Красной площади. С современной точки зрения, у этого тягача были две любопытные "фишки". Во-первых, "праворульная" компоновка, конечно, шоферской "баранки" в тягаче не было, были рычаги. Да-да, водитель в кабине, позаимствованной у грузовика ЗИС-5, сидел справа. Во-вторых, двигатель — бензиновый четырехцилиндровый чудовищного объема в 15 литров и верхнеклапанный. Надо сказать, что в 30-е годы подавляющее большинство моторов были с нижним расположением клапанов и распредвала. Помимо финской войны, "Коминтерны" использовали на Халкин-Голе. Уже в 1940-м их сняли с производства, заменив куда более эффективными тягачами "Ворошиловец". Те имели "серьезные" дизельные танковые моторы V12 мощностью 375 л.с. и могли тащить уже не 12, а все 22 тонны. Тем не менее "Коминтерны" прошли всю Вторую мировую и, помимо военных операций, использовались в мирных целях.Тягач "Ворошиловец". Фото: Wikipedia.ru
Тяжелые танки СМК и Т-100
Финская война стала "кладбищем" не только для 125 тысяч советских бойцов, но и для тупиковой концепции сверхтяжелых многобашенных танков. Опытные образцы СМК ("Сергей Миронович Киров") и Т-100, каждый из которых был сделан в единственном экземпляре, не слишком удачно показали себя в карельских снегах и после Зимней войны не использовались. По массе и размерам они существенно превосходили известные любителям военной истории танки КВ ("Климент Ворошилов") и ИС ("Иосиф Сталин"). Использование таких громадин в военных операциях на Карельском перешейке оказалось неэффективным. В боях за укрепленный район Сумма-Хоттинен в декабре 39-го СМК подорвался на замаскированном фугасе — взрывом разбило гусеницу и направляющее колесо ("ленивец"). Из-за огромной массы (55 тонн) его не удалось отбуксировать даже более крупным Т-100 вместе с "младшим" Т-28. СМК пришлось в итоге бросить на нейтральной территории. Уже после окончания боев на линии Маннергейма к месту бесславного конца пути тяжеловеса удалось подогнать шесть (!) танков Т-28. Только их усилиями махину сумели оттащить до ближайшей железнодорожной станции Перк-Ярви (ныне — Кирилловское), где разобрали и отправили на Кировский завод. Там он стоял на задворках вплоть до начала 50-х, а после был переплавлен.Сверх тяжелый танк Т-100. Фото: Wikipedia.ru
Сверх тяжелый танк СМК. Фото: Wikipedia.ru
Для комментирования вам необходимо авторизоваться