Совет № 1: с первой минуты будьте начеку! Приготовьтесь к маленьким различиям между движением в России и на чужбине. Своеобразные детали, иные знаки – все это требует известного напряжения.
Думаете, в Бельгии все законопослушны? Черта с два! Это выясняется уже на выезде из аэропорта Брюсселя, где ты должен проехать не через один, а через два шлагбаума. Второй – метрах в шести за первым. Зачем?
Оказывается, это изобретение против тех, кто хочет прижаться к выезжающему впереди и уехать не заплатив. Особенно любили ездить «гуськом» местные таксисты. Из-за них теперь ты проезжаешь первый шлагбаум, останавливаешься между первым и вторым (первый закрывается, только потом второй открывается), и тогда можно выезжать на автостраду…
Бельгийская автострада – место скучное. По сторонам ничего интересного, а проезжающие мимо машины… как бы это сказать… тоже не радуют глаз… Семи-восьмилетние «опели», «пежо», «хендаи». Ни тебе новых «бентли», ни «мазерати». Радуешься даже скромному «Порше», который проезжает мимо.
Заглядевшись на «Порше», мы с коллегой пропустили важное предупреждение. Наиважнейшее – в другой раз мы увидели его, когда уже было поздно. Знак на электронном табло не допускает двоякого толкования. Впереди – авария.
Авария оказалась серьезной, следующий километр мы ехали около часа. А потом поняли: лучше съехать с автострады.
Мы в Антверпене. Город прекрасный, но на автолюбителей явно не рассчитан. Здесь основные хозяева – велосипедисты. Нет своего велика – бери напрокат.
Совет № 2: на дорогах в первую очередь обращайте внимание не на пешеходов и не на другие автомобили. А на велосипедистов. Они хозяева местных трасс!
Вообще, в Бельгии и Голландии о велосипедах и велосипедистах можно писать не статьи, но книги. Люди на механических двухколесных машинах не просто участники движения. Они безусловно главнее и водителей, и пешеходов.
В голландской Гааге это чувствуется особенно явно.
На разных велосипедах – представители разных полов и возрастов. Ездят не то что хаотично, но вольготно. Они абсолютно уверены в своей безопасности.
Огромные территории закрыты для обычного транспорта. Не дай бог вы пересечете дорогу велосипедисту или – страшно даже подумать – заедете на его территорию. Вы станете похожим на персонажа этого памятника. (Кстати, за ним видны поднимающиеся и опускающиеся заградительные «шипы» – коммунальным машинам иногда разрешается въезжать в святая святых). Но даже если здоровье ваше не пострадает, эмоционально вам придется непросто: ругань и претензии на голландском звучат не лучше, чем на русском.
И еще одна «велосипедная» деталь: бельгийцы и голландцы ездят на очень скромных моделях. Спортивные модели? Переключения скоростей? Бросьте! Местные велосипеды хочется назвать «трофейными». И многие бросают свои сокровища как хотят. Не жалко!..
Совет № 3: не упустите возможность поездить на электромобиле. В больших и маленьких городах это куда удобнее. Хотя бы потому, что электрических заправок в городах много. А бензиновые чаще встречаются на трассах.
Выехав на дорогу, где автомобилист еще может почувствовать себя человеком, вы сразу убеждаетесь, что в Голландии в почете электромобили. Мест для подзарядки не то чтобы очень много, но долго искать не приходится (наш обзор об электрокарах).
Впрочем, и обычные бензиновые заправки занимают порой так мало места, что диву даешься.
Совет № 4: если вы автолюбитель – обязательно посетите музей Louwman… Если к автомобилям равнодушны – сходите в него обязательно. Вы выйдете из его стен другим человеком.
На парковке Louwman нас встретила заряжающаяся сами видите кто… (подробнее о Tesla Model S)
В мире много автомобильных музеев. Знаете, лучше этого я пока не встречал. Огромное, до мелочей продуманное здание, а внутри – уж простите за шаблон – автомобильный храм. И дело даже не в том, что в музее собрана вся история автомобилестроения, начиная от кареты и заканчивая болидом «Формулы-1», а еще технические изобретения, плакаты, образцы авторекламы, посуда с изображением авто. Просто вся экспозиция настолько «вкусна» и эргономична, что здесь как нигде понимаешь: автомобили достойны того, чтобы смотреть на них в музеях.
Вниманию владельцев «шестисотых»! Сто с небольшим лет назад вы бы ездили на чем-то подобном. Это 6-сильный Benz Ideal с топливным баком спереди, мотором сзади и свечными фарами. Консервативный Карл Бенц учел последние автомобильные достижения того времени, но особого коммерческого успеха модель не имела.
Сверхэкономичный, одноместный и недорогой Suzuki CV1 выпускался до начала 80-х. Длиной меньше 2 метров и весом меньше 170 килограммов, он очень нравился японским пенсионерам и не требовал водительского удостоверения, для управления им хватало прав на вождение мотороллера.
Амфибия от Фольксваген. В 1943 году Фердинанд Порше разработал этот автомобиль с 80-сильным мотором для передвижения по суше и 25-сильным подвесным для путешествия по воде. Машина развивала по водной глади скромную, но достаточную скорость – до 10 км/ч.
Уникальный экспонат – первая Toyota, модель AA. Такой – настоящей, не реплики – нет даже в японском музее производителя. Это чуть ли не единственный экспонат Louwman, напоминающий о России: машина, неизвестно как попавшая в СССР, которую колхозник из Владивостока использовал в сельскохозяйственных целях. Для вывоза раритета в Голландию потребовалось разрешение российского министерства культуры, ведь автомобиль старше 50 лет считается антиквариатом.
Ну и напоследок… Тест Chevrolet Cruze 1.4 turbo, ради которого я и оказался в Бельгии и Голландии, читайте на Kolesa.Ru через неделю!
P.S. Совет № 5: фотографируя в Голландии, следите, чтобы в объектив вашего фотоаппарата не попадали коричневые BMW 1-series на дурацких железных дисках. Это автомобили полиции. Если снимок сделан, есть риск, что во время фотосессии к вам подойдет полицейский и настойчиво, но вежливо попросит документы... А затем фото «бэхи» придется удалить... Корреспондент Kolesa.Ru попал именно в такую ситуацию...
Для комментирования вам необходимо авторизоваться