К: Skoda попала в группу компаний, продажи которых пострадали в ходе общего кризиса автомобильного рынка. По данным агентства «Автостат», продажи марки в 2015 году упали на 35% по сравнению с 2014 годом с 84 437 до 55 012 автомобилей. С чем это связано?
Л.Н.: Наши продажи пострадали ровно настолько, насколько пострадал автомобильный рынок в целом. В текущей ситуации нам удалось сохранить долю рынка на уровне 3,7%, за что мы благодарны нашим партнерам-дилерам, которые удерживают свои позиции в столице и регионах. Сложно говорить о том, что какие-то марки из массового сегмента чувствуют себя хорошо в условиях столь сильного падения рынка. Многие крупные игроки пострадали сильнее нас. Но в целом, все происходит логично. Кто больше зависит от колебаний курса валют, у того и наблюдается большее падение продаж в связи с необходимостью корректировки стоимости продукции.
К: Как можно сформулировать общую стратегию, которую Skoda осуществляет и будет осуществлять в кризисных условиях?
Л.Н.: Экономический кризис – это данность, те условия, в которых мы должны продолжать работать. Наша задача – держать позитивный настрой в дилерской сети, поддерживать количество партнеров и сохранять долю рынка. В сегодняшних условиях удержание доли рынка – это уже амбициозная задача, с которой мы успешно справляемся.
К: Во время кризиса главное – борьба за клиента. Мы видим, что Skoda использует многие инструменты – и ценовые предложения, и специальные кредитные программы, и собственные программы по trade-in и утилизации. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее эффективны?
Л.Н.: Безусловно, мы стараемся быть конкурентоспособными и задействуем все инструменты – это и программа trade-in, на которую приходится порядка 30% продаж, и разнообразные кредитные предложения с выгодными ставками. Кроме того, мы активно работаем со специальными акциями, предлагая клиенту привлекательные пакеты дополнительных опций на выгодных условиях.
Отдельно отмечу успех Hockey Edition – специальной версии наших популярных моделей Rapid и Octavia, призванной подчеркнуть эмоциональную связь марки с хоккеем. Skoda выступает официальным партнером чемпионата мира по хоккею на протяжении 23 лет, и мы рады, что в 2016 году именно Россия примет у себя это международное спортивное состязание. На спецверсии приходится порядка 35-40% от продаж данных моделей. Недавно мы пополнили линейку Hockey Edition кроссовером Yeti, который был представлен публике в рамках Кубка Первого Канала.
Skoda Yeti
К: Какие модели обеспечили марке основной доход в течение этого кризисного года?
Л.Н.: В 2015 году нам удалось реализовать более 55 000 автомобилей на российском рынке. Что касается локомотива, традиционно в рейтинге продаж у нас лидировала Octavia, которую в последние месяцы 2015 года потеснил Rapid, заняв первое место. Третья по популярности модель – это компактный кроссовер Yeti.
К: Первое поколение Octavia Scout не нашло себя на российском рынке. А как себя чувствует модель после «второго пришествия»?
Л.Н.: Octavia Scout ориентирована прежде всего на группу лояльных покупателей, ценящих именно эту модель. Их, как правило, приходится порядка 1 000-2 000 человек в год. Раньше несколько мешало отсутствие автоматической коробки передач, теперь она есть. Но, к сожалению, ситуация с курсами валют оказывает влияние на стоимость, и, как следствие, на спрос. Тем не менее, как я сказал, основной покупатель — это человек, преданный марке и нацеленный именно на этот автомобиль.
К: Какую долю в общих продажах составляют автомобили, собранные в Калуге и Нижнем Новгороде? Каков процент локализации этих производств? Планируется ли его увеличивать и что для этого делается?
Л.Н.: В принципе, можно сказать, что все наши автомобили производятся в России, это порядка 90-95%. Уровень локализации по итогам прошлого года составил 45%, итоги 2015-го будут подсчитаны в мае. В соответствии с Постановлением правительства № 166 о промышленной сборке мы должны увеличить этот показатель до 60% к 2017 году. И мы планомерно движемся в этом направлении. Недавно открыли в Калуге завод по производству двигателей. Здесь выпускается атмосферный двигатель объемом 1,6 литра, очень популярный в России. Сегодня продажи автомобилей с этим мотором составляют порядка 60%.
Skoda Octavia Scout
К: Последняя новинка Skoda – это флагманские Superb и Superb Combi. Каковы итоги продаж этих моделей в уходящем году? Каков обобщенный портрет покупателя этих машин? Какова доля корпоративных продаж?
Л.Н.: С момента старта продаж модели в октябре было продано порядка 500 автомобилей. Портрет покупателя Superb – это молодой успешный мужчина, который четко знает, чего хочет и уверенно идет к своим целям. Он рационален, любит проводить время со своей семьей и ценит комфорт. Superb оснащен самыми современными системами комфорта и безопасности, а также является лидером в классе с точки зрения свободного пространства в салоне и в багажном отделении.
Помимо частных покупателей, автомобиль представляет собой прекрасное предложение для корпоративного парка. Флитовые продажи являются важнейшей составляющей бизнеса Skoda в России. Наиболее популярные модели – это Rapid и Octavia. Если говорить в цифрах, то это порядка 30% от общего объема продаж марки.
Superb ориентирован прежде всего на руководящий состав компаний и, кроме того, может использоваться в таксомоторном парке в качестве автомобиля бизнес-класса. Главное достоинство Superb — это пространство для задних пассажиров. Ни один автомобиль в классе не может похвастаться аналогичными показателями. Это настоящая гостиная на колесах. Мы с большой надеждой смотрим на эту модель и ожидаем, что в России у нее будет хорошее будущее.
К: Удалось ли компании преодолеть определенную предубежденность российского покупателя в отношении турбомоторов и роботизированных КПП? Можно ли утверждать, что все проблемы, касающиеся надежности коробок DSG, полностью решены?
Л.Н.: Как я уже сказал, порядка 60% продающихся в России автомобилей оснащены атмосферными двигателями. Что же касается DSG, то технические специалисты проделали большую работу, и сейчас все проблемы устранены. Качество этих трансмиссий вполне стабильно.
К: Skoda предоставляет на свои новые автомобили либо двухлетнюю гарантию без ограничения пробега, либо трехлетнюю с пределом в 100 000 км. При этом «чемпионы» по этому показателю и в российских условиях дают гарантию на пять, а на некоторые модели и на семь лет. Планируется ли увеличение гарантийного срока для автомобилей Skoda?
Л.Н.: Мы сейчас запускаем в России трехлетнюю гарантию на модель Rapid. В отношении других моделей условия останутся прежними.
Skoda Superb Combi
К: Rapid, Superb и Yeti лишены дизельных моторов – единственно возможная дизельная Skoda – это Octavia. Почему предложение по дизелям такое скромное, хотя в Европе эти модификации успешно продаются? В особенности это касается Yeti, так как дизельный кроссовер для России – вполне привычное явление.
Л.Н.: Спрос рождает предложение, как известно. В свое время мы предлагали в России Yeti с дизельным двигателем, но на них пришлось не более 2% продаж. Почему так — сложно сказать. Однако нас эта ситуация не беспокоит, потому как Yeti уверенно держит свою долю в сегменте среднеразмерных кроссоверов, которая составляет 3,3%. Предпочтение этой модели отдают те, кто отказался от стереотипов и понял, что в городе не слишком комфортно ощущать себя за рулем этакого мастодонта.
К: Кстати, о размерах... Ходят слухи, что большой кроссовер Skoda получит имя Snowman или Kodiak и встанет на конвейер в Млада-Болеславе уже следующей осенью. Если так, то можно ли через год ждать старта российских продаж?
Л.Н.: В настоящее время модель готовится к серийному производству и находится на финальной стадии испытаний. Говорить о сроках поставок в Россию несколько преждевременно. Что же касается названия, то это пока только слухи. На своем предыдущем месте работы в компании я отвечал за присвоение названий и могу сказать, что придумать емкое, хорошо звучащее имя для новой модели — очень непростое и ответственное дело.
К: Возможно ли появление Fabia на российском рынке при улучшении экономической ситуации? Или это в любом случае исключительно европейская модель?
Л.Н.: Пока мы не собираемся возвращать Fabia на российский рынок. Еще несколько лет назад мы решили, что российскому клиенту нужна машина того же класса, но более солидная и вместительная, c емким багажником. Такой моделью стал Rapid, который занял нишу Fabia в модельном ряде марки в России.
К: У вас есть интересная линейка Laurin&Klement. Высок ли спрос на эти версии? Какова доля продаж Octavia и Superb в этих версиях? Не планируете ли вы проводить какие-то мероприятия для укрепления премиального имиджа моделей L&K?
Л.Н.: В 2015 году мы отметили 120-летний юбилей компании. Версии L&K названы в честь отцов-основателей бренда – Вацлава Лаурина и Вацлава Клемента, это дань уважения нашим традициям и истории. На долю специальных версий Laurin&Klement приходится порядка 4% от общего объема продаж этих моделей.
Это эксклюзивная и в значительной степени имиджевая линейка. Никаких специальных мероприятий по продвижению этих версий мы не проводим, хотя само их наличие является важной составляющей маркетинговой стратегии. Зато мы уделяем много внимания поддержке спорта: например, Skoda выступила официальным спонсором зимних Олимпийских игр в Сочи, уже несколько лет поддерживает Кубок Первого канала, Федерацию хоккея России, а также является организатором Детского Турнира по хоккею.
Skoda Superb Laurin & Klement
К: Раз уж речь зашла о спорте... Какое место занимает Skoda Octavia RS и Octavia Combi RS в маркетинговой стратегии компании? Это коммерческие модели, приносящие прибыль, или их наличие нужно сугубо для улучшения имиджа марки?
Л.Н.: У этих моделей есть своя аудитория, и это, прежде всего, люди, очень лояльные марке Skoda и предпочитающие ее всем остальным. Здесь реализован наш демократичный подход: владелец может утром в самом спокойном режиме отвезти ребенка в школу, при этом детям не будет тесно на заднем сиденье, а после он может отдаться радости энергичного вождения в спортивном стиле.
К: Наличие в линейке заряженной версии Skoda Octavia RS говорит об определенных автоспортивных амбициях фирмы. Можно ли рассказать об этом чуть подробнее? Есть ли планы создать и в России заводскую команду и участвовать не только в международных, но и в национальных сериях (кузовные гонки, ралли?)
Л.Н.: Мы следим за развитием автоспорта в России, но пока этот вопрос находится в компетенции дилеров. Тем не менее, вполне возможно, что в будущем такое решение может созреть, но для него должны сложиться определенные условия.
К: Многие компании используют для продвижения своей марки «социальные механизмы» – клубы любителей марки, фестивали, фирменные школы вождения и т. п. Что в этом плане делает Skoda?
Л.Н.: Skoda уделяет большое внимание социальной ответственности. Мы являемся партнерами «Детских Деревень SOS» в России, предоставляя им в пользование автомобили для решения ежедневных бытовых нужд. Что же касается работы с клубами любителей марки, фестивалей и прочего, то пока это реализуется на уровне дилерской сети. Россия — большая страна, и сосредотачивать такую работу исключительно в столицах было бы несправедливо по отношению к нашим клиентам в регионах.
Skoda Octavia RS
К: Что нового покажет Skoda россиянам в 2016 году? Есть ли планы по выведению на рынок новых моделей и модификаций существующих моделей?
Л.Н.: Прежде всего, мы представим Superb Combi – версию флагмана в кузове универсал, который появится на рынке во II квартале. Во-вторых, мы подготовили харизматичное обновление линейки Hockey Edition в преддверии проведения чемпионата мира по хоккею. Также в 2016 году мы представим стильные версии Rapid и Yeti Monte-Carlo, отсылающие к раллийным традициям чешского бренда и подчеркивающие более чем 115-летнюю историю успешного участия Skoda в раллийных гонках.
К: И последний вопрос. Он касается философии и системы Simply Clever. В новом Superb cписок конкретных решений в рамках этой концепции значительно расширился. Увидим ли мы какие-то из них на уже выпускающихся или новых моделях младших сегментов?
Л.Н.: Мы всегда следим за реакцией покупателей в ответ на новые решения Simply Clever, которые предлагаются в наших моделях. Если мы видим, что какое-то технически несложное решение имеет положительный отклик, мы, безусловно, будем распространять его на другие модели. Так, например, зонтики, появившиеся в модели Superb, в скором времени будут предлагаться также для моделей Rapid и Octavia.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Yeti среднеразмерный?! А RAV4 тогда какой?
И RAV4 среднеразмерный, с точки зрения маркетинга :) хоть почти на 40 см короче. И у Шкоды, и у Тойоты будут еще субкомпактные кроссачи.
Не короче, а длиннее, на 34 см. Yeti нифига не среднеразмерный, чтобы там ни говорили маркетологи, достаточно сесть сзади по центру, чтобы понять это. Кофморт в этой точке нулевой.
Интервью ни о чем..
Dsg типа не ломается, турбо покупают ю мало, но видно тоже не ломается, дилеров типа поддерживаем, но гарантия 2 года, короче верти нам на слово, а не за дело!
Rapid Spaceback не дадим, Fabia не будет. Октавия и Рапид лифтбэк - практичные, но унылые в своей безыскусности машины - вот наш локомотив.
Жаль конечно насчет fabia, очень хотелось ее увидеть. Rapid -уныл конечно.
Я думаю отцам основателям не очень то понравилась бы ситуация слияния с немцами. особенно 115 лет назад:))
Всю дорогу человек подчеркивает индивидуальность марки, а машина то немецкая по сути в техническом плане.