В прошлый раз мы поговорили о народных прозвищах автомобилей ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК и ИЖ, но этим, понятное дело, размах людской фантазии не ограничивался. Сегодня на очереди не менее интересные отечественные марки, и начнём мы со старейшей из них – ЗИЛ.
В те годы, когда завод ещё носил имя Сталина и назывался ЗИС, он выпускал грузовики ЗИС-5 и автобусы на той же базе — ЗИС-8. Не менее легендарный, нежели ГАЗ-АА, грузовик ЗИС носил прозвище, возникшее по тому же принципу, что и «Полуторка»: ЗИС-5, имевший грузоподъёмность в 3 тонны, звали попросту «Трёхтонка». Но кроме того, ещё и уважительно величали «Захар Иваныч» — по первым двум буквам аббревиатуры.
Автобус ЗИС-8 при жизни особых прозвищ не имел, и обзавёлся ими только после 1979 года, когда на советские экраны вышел фильм «Место встречи изменить нельзя» — в картине его называли «Фердинанд» (за якобы схожесть с немецкой «самоходкой»), а в реальной жизни иногда стали величать «Шарапов». Любопытно, что никакого ЗИС-8 ни в фильме, ни в книге братьев Вайнеров «Эра милосердия» нет: в оригинальной повести был автобус Opel Blitz, а в киноленте – куда более поздний ЗИЛ-8 (не ЗИС!), построенный в единственном экземпляре.
Но практически каждый грузовой ЗИС или ЗИЛ, стоило ему начать сходить с конвейера, нарекался шофёрами каким-то особым именем. Авторитет ЗИС-5 был столь велик, что появившиеся затем ЗИС-151 и ЗИЛ-157 тоже часто звали «Захар». Но были у них и собственные прозвища. ЗИС-151 удостоился имени «Утюг» — якобы в силу того, что часто застревал и его приходилось толкать. ЗИЛ-157 величали «Колун»; если кто вдруг забыл или не знал, колун – это такой огромный топор. Кроме того, этот же грузовик называли «Трумэн» (Гарри Трумэн – президент США в годы Второй мировой войны) и до сих пор в сибирской глуши называют «Ступой» — за родственность с американским Studebaker US6.
ЗИЛ-164 и -166 за вытянутый силуэт, длинный «нос» и крышу кабины почти вровень с бортом кузова звали «Крокодилами». Была ещё и «Щука», такое прозвище получил трёхосный ЗИЛ-133 – понятное дело, за большую длину шасси. Интересно, что базовая модель, ЗИЛ-130, никакого характерного прозвища не имела, её звали просто «Зилок». Кто знает, может быть это очень простое и распространённое прозвище когда-нибудь стало бы официальным, ведь называется же «Газоном» новая модель грузовика ГАЗ, причем совершенно официально – пример такого оригинального подхода к неймингу вспомнил наш читатель в комментариях к первой части этого материала. Увы, грузовым ЗИЛам повезло меньше – их история оборвалась на «Бычке», которому его официальное имя так подходило… Ну а к представительским лимузинам ЗИЛ, ныне тоже ставшим частью истории, народная молва, начиная с ЗИЛ-114, приклеила меткое прозвище «Членовоз».
История УАЗа началась со сборки ГАЗ-69, и поэтому на самостоятельную модель внедорожника из Ульяновска с некоторым «масштабированием» перекочевало и прозвище горьковского: УАЗ-469 нарекли «Козлом» — мягкость хода, равно как и у газовского «Козлика», не была его сильной стороной. Кличка оказалась столь живучей, что до сих пор используется применительно к предку «четыреста шестьдесят девятого» — УАЗ Хантер, что, впрочем, совершенно неудивительно.
Версию УАЗ-469 для милиции в народе звали «Бобик», «Бомбик», «Бабон», «Коробок» и «Мусоровоз» или же, задействуя украинские коннотации, «ЦеМентовоз». Иногда можно услышать и вариант «Воронок», но он был гораздо чаще применим не к милицейскому УАЗу, а к куда более раннему ГАЗ-М-1 – эти машины с кузовом чёрного цвета использовали сотрудники НКВД.
Другой легендарный ульяновский автомобиль, микроавтобус УАЗ-452, тоже имеет ряд прозвищ. Базовую версию за округлые формы кузова зовут «Буханка», «Батон» «Булочница» и «Горбушка», а версию для «Скорой помощи» — «Санитарка» и «Таблетка». Ну а в случае с самой современной на данный момент моделью из Ульяновска, УАЗ Патриот, мы имеем пример того, что даже если официальное имя у автомобиля есть, его зачастую оказывается недостаточно – внедорожник кличут «Патриком» и «Патрикеем».
Сложно избежать прозвища «Запор» (с ударением как на первый, так и на второй слог), если ты родился Запорожцем, и ни одна советская модель ЗАЗ его не избежала. Как и чуть менее популярных, но тоже весьма подходящих прозвищ «Жужик» и «Пырзик». Различных вариаций у этих имён всегда была масса, и кажется, они продолжают появляться до сих пор «Зазер», «Зайзер», «Зипер», «Зозуля», «Жужелица», «Упырок» — все они в примерно одинаковой степени точности воспроизводят звук знаменитых двигателей воздушного охлаждения… Но есть прозвища отдельных моделей ЗАЗ, намертво зафиксированных в скрижалях Вечности.
К таким, безусловно, нужно отнести «Горбатый» в отношении модели ЗАЗ-965. Кто бы мог знать, что сейчас, спустя много лет, «девятьсот шестьдесят пятый» будет выглядеть без малого как эталон стиля, а ведь тогда, в 1950-х, помимо не особо милого «Горбатый», к нему прилепилось ещё и «Консервная банка» — этот титул, как мы уже знаем, позднее унаследует тольяттинский ВАЗ-2101.
Следующая модель из Запорожья, ЗАЗ-966 имела полукруглые выступающие прорези в задних крыльях – они были нужны для забора воздуха, охлаждающего мотор – и потому получила прозвища «Ушастый» и «Чебурашка», и вдобавок ещё и «Мыльница» (по странной иронии это прозвище позже также перешло к вазовской модели – «десятке»). Точно также звали и последующие эволюции модели, ЗАЗ-968 и -968А. А вот у последней инкарнации «девятьсот шестьдесят шестого», ЗАЗ-968М «ушей» в задней части кузова не было, только прорези – оттого и пары выпуклых прозвищ он тоже лишился.
Зато на первом переднеприводнике из Запорожья, и, одновременно, первом «не-запорожце», ЗАЗ-1102 Таврия, фантазия нашего великого народа взыграла по новой. Опять-таки, ну ведь есть же у модели имя собственное, но нет, этого мало, что там какая-то «Таврия»… Навскидку вспоминается всего парочка прозвищ, зато каких: «Ставрида» и «Форд Тавриус». Не минула чаша народного обожания даже более поздний, уже сильно постсоветский ZAZ Sens (прежде бывший Daewoo Lanos, а позже ставший ZAZ Chance): несмотря на совсем недолгий период выпуска под этим именем, это самое имя успели интерпретировать в… «Сеню»!
Ну и в контексте ЗАЗа логично будет упомянуть ещё и внедорожник ЛуАЗ-969, построенный на запорожских агрегатах. У него было официальное название «Волынь», но в народе она была «Волынкой», «Луноходом», «Луизой», «Мотоблоком», «Еврейским броневиком»... Впрочем, мы подробно исследовали историю ЛуАЗ-969 и его прозвищ в отдельном материале.
Ну и на сладкое мы решили упомянуть какие-то отдельные прозвища, принадлежащие разным маркам, видам транспорта и эпохам советского автопрома. Обойтись без них в этом материале никак нельзя. Скажем, знали ли вы, что огромный трактор К-700 носит прозвище «Кальмар»?
Или КАМАЗ – великолепный бренд с мировым именем, но у нас в стране практически все грузовики этой марки дальнобойщики беззастенчиво кличут «Татарином» (в силу географии завода) и «Пьяной лошадью» (из-за эмблемы и характерной управляемости). Прозвище «Буханка» носит не только УАЗ-452, но и современный автобус ПАЗ, и всем абсолютно плевать, что официально он называется Vector.
И это закономерно, ведь давать прозвища общественному транспорту – забава даже более популярная, нежели транспорту индивидуальному. Ну вспомните, длинный, составленный из двух частей городской Икарус-280 звали не иначе как «Гармошка», ну или «Колбаса». Микроавтобус RAF-977 – «Рафик».
Троллейбус абсолютно любой марки звался (и продолжает зваться) «Рогатый», «Сохатый», «Сарай» и «Холодильник» — и тут, пожалуй, объяснять ничего не надо. Последнее прозвище, кстати, носил и городской автобус ЛиАЗ – пожалуй, самый распространённый в советских городах. Потому и кличек у него было куда больше одной: были ещё «Луноход» (как и ЛуАЗ, по созвучию с маркой) и, простите, «Скотовоз». Из песни слов не выкинешь, особенно если песня – народная.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
У запорожцев были названия: горбатый ,ушастый и мыльница,так же еврейский броневик. У газ - уаз: козёл ,газик но это скорее больше к 69 относится,469 чаще бобик,уазик или просто 69. УАЗ 452 Фургон санитарка или буханка 450 бортовой - головастик. ВАЗ 2101 называли не очень долго консервной банкой,как отрегулировали всё окончательно с конструкцией,владельцы оценили,в общем с выпуском ваз 2103 ушло в лета, название то. Захаром все автомобили называли с подобной "мордой" колун это версия полного привода , как правило "Захар - колун". Зил 133 крокодил других названий не слышал. Луноходом он же "скотовоз ",называли ЛИАЗ 677 об Икарус так не говорили,по крайней мере в среде водителей автобусов в среднем Поволжье. ИЖ 2715 называли пирожок - каблук. КАЗ - колхида, чаще горный (подгорный) тЯгач .Грузинским или Кутаисским чудом. Ераз - еразом ,чаще Армянским чудом Троллейбус зиу: рогатый ,сохатый , тралик это скорее детское название ,так же называли по номеру модели пятёрка ,девятка когда парк видимо меняли. В одном городе были такие "стихи" в троллейбусе, на всех маршрутах. "Бывет заяц белый,бывает заяц серый.А ты какого цвета товарищ без билета".
Версию 133-го с камазовским дизелем некоторые Григорием Яковлевичем нарекают - из-за этого непонятного сокращения ГЯ) Урал-375 - "обжора" или "смерть кооператора", ввиду непомерного потребления 92/93 (!) бензина. МАЗ - "мазурик", "мазай". Ну а ульяновский микроавтобус получил одно из своих прозвищ за характерные рёбра жёсткости на крыше, напоминающие надрезы на батоне :)
У грузовиков наибольшим количеством обидных кличек наверняка обзавелась "Колхида" - она и "Подгорный тягач" и "Цирковая лошадь" и "Катька". И "Пьяная лошадь" возможно также больше относится к КАЗу, чем к КамАЗу.
Горбатый *опорожец.