Зачем ехать в Швецию на авто?
Если вы едете в одиночестве или парой, то выгода не слишком очевидна. Но если вас целая семья или компания друзей из четырех-пяти человек, то путешествие на своей машине не кажется таким уж расточительством. Особенно если знать цены на местный общественный транспорт.
Примерно 1 300 рублей в день (в пересчете со шведских крон) стоит дневной билет на все виды ОТ, включая пригородные поезда. Недельный билет – это чуть более 3 000 руб., а месячный – чуть более 10 000 руб. Жилье в центре Стокгольма при этом тоже будет достаточно дорогим, и размещение в пригороде станет неплохой экономией без потери в комфорте. Тем более что шведская природа так хороша, что ограничивать себя рамками города неразумно. В целом, поездка на машине и организация тура с умом дает возможность получить комплексные впечатления от Швеции, не сильно переплачивая.
Дорога
Чем хорошо путешествие из Санкт-Петербурга в Стокгольм, так это тем, что праздник начинается уже в дороге. Да, конечно, для начала вас ждет 300-километровый перегон до Хельсинки, но если грамотно выбрать время поездки, то очередей на границе не будет, а дорога в основном ровная и комфортная. Особенно – в Финляндии. Российская «Скандинавия» ощутимо хуже, потому как узкая и извилистая. Но в целом, если никуда не торопиться, выставить на круиз-контроле комфортную скорость «90» и включить аудиокнингу, то неудобств вы не ощутите. Паром Viking Line из Хельсинки в Стокгольм отправляется в 5 вечера, поэтому если выбраться из Санкт-Петербурга с утра, то останется время погулять по финской столице. Отправление – прямо из самого центра, с живописной набережной, а приезжать стоит, конечно же, заранее. Небольшая очередь – и машины уже загружены в трюм. Лично для меня было открытием то, что их никак не фиксируют на палубе – в силу размера судна качка на нем практически нулевая, и достаточно поставить машину на ручник.На пароме – бары, рестораны и, конечно же, огромный Duty free с выбором скандинавских товаров. Каждому свое, а мы подметили отличную коллекцию сортов крафтового пива из Швеции и Аландских островов. Включая, скажем, почти неохмеленный сорт, сваренный по рецепту 19 века. На вкус так себе, но опыт интересный.
Но не стоит усердствовать с алкоголем, если вы за рулем! Ведь при разгрузке парома в Стокгольме первые, кого вы увидите – это вежливые, но строгие полицейские, протягивающие вам трубочку алкотестера. Что происходит с теми, кто не проходит тест, я спросить постеснялся. Уверен, что ничего хорошего.
Автопарк
Думаю, вас не удивит тот факт, что в Швеции очень много Volvo. Как правило – вполне современных, 2000-х годов: S60 и S80 обоих поколений, вся линейка кроссоверов, малыши C30… Ожидаемо больше, чем в России, практичных и солидных бизнес-универсалов V70. «Чемоданов» из 80-х и 90-х в окрестностях столицы практически не наблюдалось – есть подозрение, что их гораздо больше в дальней провинции, но мы туда не добрались.Практически нет Саабов, хотя еще 12 лет назад в Стокгольме едва ли не на каждом углу стояли старенькие, но ухоженные классические 900-ки. Теперь тут не встретишь не то что «классику», но даже 900 второго поколения или 9000. Пожалуй, что в Санкт-Петербурге они встречаются в потоке куда чаще. Относительно свежие 9-3 и 9-5 попадаются регулярно, но в целом Saab в родной Швеции уже практически «ушедшая натура». По остальным маркам ситуация вполне типичная для Европы. «Немцы», «французы», «итальянцы»... Ощутимо меньше, чем в той же Франции, заметны следы азиатской экспансии – и японские, и корейские машины в Стокгольме увидишь нечасто.
Дороги
Впечатления от организации дорожного движения в шведской столице остались двойственные. Местным жителям, хорошо знакомым с реалиями, тут наверняка весьма комфортно. Водителю оставляют минимум пространства для самостоятельной трактовки дорожной обстановки: для поворотов налево обычно есть выделенные полосы, все идеально размечено, отмечено знаками, в изобилии имеются эстакады, мосты, тоннели и развязки… Но новичку выживать в этих условиях непросто.Допустим, привыкнуть к упорядоченности движения можно, и со временем это начинает нравиться. Но вот постоянный ремонт дорог в центре города – это беда. Дороги содержатся в идеальном порядке, а транспортная система непрерывно совершенствуется. Поэтому даже зимой несколько важных дорог в Стокгольме были перекрыты. Гугл-навигатор, разумеется, об этом не имел ни малейшего представления и сходил с ума, прокладывая маршруты объезда. Вывод прост: для езды в Стокгольме остро необходима качественная платная навигация с постоянным доступом в Интернет через сим-карту местного оператора. Правда, даже они, по отзывам обитателей шведской столицы, бывают не в курсе внезапных перекрытий. Вероятно, наилучшим вариантом будет два или более навигатора с разными программами – благо смартфон сейчас есть у каждого. Мы же, не озаботившись навигацией, поначалу совершенно запутались, а выручил нас… русскоязычный таксист. Заметив грустно моргающий "аварийкой" автомобиль с питерскими номерами, он остановился рядом и помог быстро разобраться, куда ехать. Примечательно, что шофер, судя по внешности и акценту, был то ли азербайджанцем, то ли турком. Но при этом – безукоризненно вежливым, опрятным и доброжелательным. Что ж, как видите, мигранты бывают очень разными. В Швеции есть платные дороги. В частности, платить нужно за въезд в стокгольмский центр. Система оплаты – удобная. Заводишь аккаунт на сайте, вводишь номер машины и номер банковской карты… Деньги за каждый въезд списываются автоматически.
Правда, судя по всему, российские номера система читать не умеет – во всяком случае, денег с моей карты так и не списали. Аборигены подтверждают: система относительно новая, и работает так себе. То, что не читает наши номера – еще полбеды. Больше неприятностей доставляют финны – если буквенно-цифровая комбинация номера финского водителя совпадает со шведским и отличается только «регионом» (FIN вместо S), то квитанция может прийти шведу. Такая вот несправедливость. Про уборку улиц от снега, к сожалению, сказать можно мало чего, потому что во время нашего пребывания в Швеции снег почти не шел, и температура была околонулевой. Правда, по отзывам местных, основные дороги шведы предпочитают поливать реагентами. Гранитная крошка, любимая финнами, используется только на маленьких дорожках в поселках. Центр Стокгольма обычно очищен до асфальта, в отличие от Хельсинки с его укатанным снегом. Все это отражается на состоянии машин – в Швеции они в среднем гораздо грязнее, чем в Финляндии.
Нравы
Сказать про шведский водительский менталитет, что он «спокойный» – не сказать ничего. Шведы – просто чемпионы по выдержке, и им можно только позавидовать. Прочувствовать полностью это удалось сразу же по прибытии. Попав с парома прямо в центр Стокгольма, неместный водитель неминуемо тупит. Схемы организации движения, как было уже сказано выше, весьма мудреные. Знаки по большей части знакомые, а вот со светофорами вышла заминка. Подъехав к очередному перекрестку, я увидел привычную российскому глазу дополнительную секцию слева от основного светофора. «Ага, придется подождать, пока она не загорится, чтобы повернуть налево», — подумал я. Но вот зеленый сменился на красный, и снова на зеленый, а дополнительная секция так и осталась темной. За это время сзади скопилась целая очередь – хоть кто-нибудь бы погудел, поморгал или высунулся из окна! Нет, сидят, невозмутимо ждут. Что ж, повернул налево безо всякой секции, и лишь потом от местного жителя узнал, что она вообще предназначена для велосипедистов. Шведы в среднем кажутся даже еще более уравновешенными, чем их нордические соседи финны. Во всяком случае, в Хельсинки я удостоился и бибиканья, и недовольных размахиваний руками, когда запутался на парковке.Впрочем, нельзя сказать, что безгрешны абсолютно все. Доводилось видеть пару лихачей, и даже на больших внедорожниках. На номера специально смотрел – нет-нет, не русские, а самые что ни на есть шведские. Возможно, что за рулем сидели соотечественники – многие иммигранты из России продолжают жить по традициям Родины, покупая дорогущие машины в кредит, едва накопив на минимальный первоначальный взнос. Если перевести местные зарплаты в рубли по курсу, то получится, что уборщица вполне может рассчитывать на 150 000 рублей после уплаты налогов, а квалифицированный инженер или программист – на 300 000 и более. При всей дороговизне жизни (аренда скромной однушки в 30 км от Стокгольма – 60 000 в месяц) автомобили все же более доступны, чем в России. Правда, очень высокие налоги на содержание мощных авто часто приводят к совершенно трагикомическим ситуациям. Например, когда семья русских, купив себе Audi A8 и получив первую квитанцию за транспортный налог, приходит в ужас и начинает посменно таксовать (!) после работы, поступив на работу в Uber. А затем приходит в еще больший ужас, когда узнает, сколько нужно заплатить налогов за предпринимательскую деятельность… В самых запущенных случаях роскошные машины по полмесяца стоят во дворе без движения, потому что после оплаты кредитов и налогов не хватает на бензин, но гордость не позволяет избавиться от непосильной покупки.
Парковка
Как и в случае с дорогами, организация парковочного пространства в Стокгольме и окрестностях не оставляет водителю много выбора. В России, как правило, разрешено стоять везде, где это не запрещено. В Швеции – все наоборот. Запрещено оставлять машину везде, где это не разрешено специальными знаками и разметкой. Стоит ли говорить, что парковка в Стокгольме платная? Правда, она совсем недорогая по местным меркам, в переводе на нашу валюту – около 140 рублей в час. То есть менее одной тысячной достаточно скромной зарплаты. Паркоматы в основной массе принимают банковские карты, что достаточно удобно. Правда, интерфейс на некоторых аппаратах – строго на шведском, а кнопочек много. Пришлось воспользоваться методом научного тыка и, после нескольких бесплодных попыток, получить-таки желаемое. Удобно и то, что можно оплатить не ровный час, а просто внести определенную сумму и получить «некруглое» количество парковочных минут.Отдельная история – с парковкой в жилых районах. К великому счастью самих шведов, их минула печальная участь уплотнительной застройки. В то время как основная масса россиян теснится в гигантских многоэтажных коробках, шведы предпочитают малоэтажное строительство. Народ массово ездит в Стокгольм на работу из предместий, раскиданных в радиусе полусотни километров от центра. Кроме того, автомобилизация в Швеции шла плавно, и наличие одной или нескольких машин в семье стало делом привычным уже лет 30-40 назад. Кстати, тренд последних лет – строительство офисов в пригородах, чтобы разгрузить подъездные магистрали к столице. Все это позволяет шведам достаточно жестко регламентировать правила парковки. В местечке Туллинге, где мы провели несколько январских дней, по мнению местных жителей, парковочная ситуация близка к катастрофической. Катастрофа по-шведски выглядит так, что все ранее выделенные под машины места в «часы пик» заняты почти на 100%. Местные думают, как бы расширить пространство, чтобы всегда хватало гостям. Идею строительства многоэтажного паркинга уже отвергли – испортится шикарный вид на лес. При этом никакие «парковочные войны» с драками и «бронированием» мест блокираторами или пустыми коробками в Туллинге невозможны по определению. Пришлый автомобилист не может занять место резидента. Количество мест для владельцев или арендаторов квартир четко рассчитано исходя из числа жильцов, и хотя места не персональные, они отмечены знаком «Аренда». Естественно, места платные. Для дополнительного удобства в домах на первых этажах оборудованы гаражи, используемые частенько для хранения велосипедов, колясок и прочего инвентаря. Специальные гостевые места имеются: они соответствующим образом обозначены, и также являются платными (тариф значительно меньше, чем в центре Стокгольма). Но не все так плохо! Если ты гость и приехал ненадолго, то первые 24 часа можешь стоять бесплатно на обочине. Если стоишь дольше, то жди штрафную квитанцию примерно на 4 000, если пересчитать в рубли по курсу. Нарушителей здесь почти нет – шведы давно поняли, что в законопослушном обществе жить значительно проще. Впрочем, среди приезжих встречаются настоящие «беспредельщики». Как вспоминают старожилы, был один автомобилист с праворульной машиной на британских номерах – он нарушал покой обитателей Туллинге в течение трех месяцев. Ставил свой спортивный автомобиль где попало и штрафов не платил. Штрафы уходили куда-то в Британию.
Полицейские, поняв, что квитанции не действуют, несколько раз обклеивали нарушителя «позорными» желтыми стикерами (почти как наши «стопхамовцы»). Но в конце концов приехал эвакуатор и достаточно варварски затащил машину на платформу лебедкой. Больше нарушителя с Туманного Альбиона в этих краях не видывали.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
А еще, для того, чтобы жить как в европе, нужно убрать жителей России, и завезти сюда европейцев. Тогда точно будет, все как в европе. Жаль, мы этого не увидим. Или не жаль. Андрей, политика и экономика- это не твое, пиши про автомобили.
В Стокгольме, буквально в 5-6 км от центра, во дворах можно запросто оставить машину. Два месяца так парковался:) Правда с оговоркой, есть и выделенные участки где местные ставят свои машины, но есть и просто места для общей парковки. Также там надо блюсти расположение своей машины даже на платной парковке. Поясню. В одном городе я запарковал машину на платной парковке, причем на том месте откуда только-что отъехал швед, пришел через час, под дворником штраф на 400 sek. Как потом выяснил, машина стояла слишком близко от края Т-образного перекрестка (передний бампер был примерно в 3-х метрах). И если шведам на это видимо закрывали глаза, то на мои российские номера не закрыли. Причем это было место не платное. Я специально прошелся вокруг, парковочные автоматы были на другой улице, а эта улица была бесплатной. Мало того, я даже выловил местного и тот мне подтвердил, что эта сторона улицы бесплатная. Штраф оплатил рядом в Сведбанке.
А, ну наверное, в тех местах, где совсем свободно, гостевые места бесплатные. В Туллинге вообще ничего бесплатного нет. Спасибо за интересное уточнение!
Ну, насмешили очень насчет проезда по Скандинавии от Спб до Выборга, напр., с включенной аудиокнижечкой и выставленной скоростью 90. Вы наверное не ездили по ней никогда. Это одна из самых опасных трасс России. Аварии со смертельным исходом ежедневно! Только с запасными штанами и во все глаза глядя, не едет ли тебе навстречу по твоей же полосе какой-нибудь идиот!!!
Далее, пользуясь моментом, хочу объяснить российским водителям правила езды на перекрестке со стрелкой. Стрелка дает вам просто преимущество, чтобы вы сделали поворот. Но если загорелся основной зеленый - он для всех направлений. Стрелки при основном зеленом ждать не нужно!!!
Сигналить устала просто, чтобы повернули наконец, особенно когда торопишься по делам.
Насчет освоения космоса абсолютно согласна. Пока Россия гналась и гонится за первенство во всем и вся, народ живет в полной .опе, нищете, ни дорог, ни условий для нормальной жизни, загнивающая Европа пользуется всеми изобретениями своими и люди живут в своих странах превосходно!!!
Да я не отрицаю, что Скандинавия опасна. Особенно когда движение на ней плотное, ибо узко, извилисто, нет освещения. И главная беда - в оленях. Не в тех, которые из леса, а в тех, что за рулем. Которым неймеся и обязательно надо лететь 160. Но рано-рано утром, когда мы и ехали, собственно, там вполне можно расслаблено ехать. Народу мало, оленей, соответственно, тоже. От силы парочку встретили по дороге.
За уточнения насчет светофоров спасибо, я потом разобрался:)
Про поворот по стрелке я написала, естественно, имея ввиду Финляндию и Швецию!
Этим стенаниям при просвещённую Европу уже не одна сотня лет. А Вы попробуйте пожить хотя бы годик, когда за Вами ПОСТОЯННО наблюдают несколько пар излишне любопытных глаз, когда нет друзей( да и слово это у них значит что-то другое). Где эти культурно-просвещённые благочестивые люди были когда рвали и жгли Европу? И где они сейчас? А попробуйте у них спросить: где бы они хотели жить, и нужны ли им ТАКИЕ тишина и спокойствие. А статья хорошая- впечатления одного человека о своём путешествии.
Александр, все в порядке у шведов с друзьями, и никто за ними не наблюдает :) У меня много эмигрантов знакомых. Там реально все хорошо, съездите да сами посмотрите! Особенно если ехать не на вэлфэр беженцем, а квалифицированным работником технической сферы. Из действительно серьезных проблем - только мигранты. Шведские законы сделаны для шведов, и полиция часто бессильна что-то сделать против беспредельщиков-беженцев, оставаясь при этом в рамках законодательства. Но ничего, 80 тысяч человек они уже высылают. Переварят они их, никуда не денутся.
Alexandr, вы черпаете знания о жизни в Европе из новостей 1 канала?Я живу в Финляндии уже 16 лет. С друзьями проблем никаких!!! Куча русских, есть финны тоже. Вместе справляем праздники, отдыхаем и т.д. Не смотрите российские новости!!! Там всегда покажут всю "правду" про загнивающую Европу, чтобы свои проблемы не освещать. Чтобы все были счастливы. Воо, за ними там следят!!! А мы свободные. Как хорошо то!
Хаха, по поводу 1-го канала это вы верно подметили.Мне шведские друзья показывали новость о том, как в центре Стокгольма у мужика, который делал ремонт, вывалилась из окна дрель и упала на железную крышу. Был грохот, приехала полиция, стали проверять, не было ли какого взрыва. Поняли, что это дрель и уехали.По российским СМИ прокатилась серия сообщений типа "В центре Стокгольма прогремел взрыв, уточняются данные о погибших и пострадавших" :)))
У ватничков бомбануло.
Вот так съездишь в Европу разок - руссофобом кличут, скажешь, что в России хорошо - ватник. Узколобость - это просто лучшая комедия. Всем главное поругаться, обсудить свои точки зрения и попытаться их навязать всем=))) Господа, да вам всем в журналисты нужно, кому на первый канал, кому на дождь. Выскажусь и я, что уж там, не даром ведь журналистом стал! По моему сугубо личному мнению, у всех все хорошо (я оптимист, но можно все слова "хорошо" и "плохо" взаимозаменить, суть не изменится). Просто у всех по-своему. Я живу в России и мне тут хорошо, я езжу в Европу, и мне там тоже хорошо. Мои друзья живут в Европе, и им там хорошо, они приезжают ко мне в гости, и, черт подери, им тут тоже хорошо! А вот только по мнению людей (я их идиотами ласково называю) то "хорошо", которое в Европе для "ватников" - "плохо", а то "хорошо" что в России для руссофобов (проевропейцев) - "плохо". Не учите жить соседа, учитесь сами. А так, как в старой "вконтактовской" шутке, когда маленький кругозор имеет нулевой диаметр его называют "точкой зрения".=))) Всем добра
Ерунда. Суть в земле, нашей земле. Наша земля, на которой мы с вами живём делает нас такими. В Европе у земли другая энергетика. Даже если отмотать к хрущевским временам ничего не вышло бы. Те кто приезжают к нам становятся такими же как и мы =)
А я заинтересовался этим взрывом в Стокгольме и как его осветили наши СМИ и решил поискать эти сообщения в интернете. Нашёл.
Вот о взрыве пишет, например, НТВ (жаль ссылка не вставляется). Наша телекомпания ссылаясь на шведскую газету Aftonbladet сообщает, что был слышен хлопок, полиция перекрыла несколько улиц. Подробности неизвестны.
Что касается взрывного заголовка, то во первых такой же у и шведской СМИ, а во вторых это же СМИ. Кричащие заголовки это их работа.
В следствии вышеперечисленного делается вывод, что обвинения в клевете наших новостных источников безосновательны, как минимум, в этой ситуации точно.
Хорошая статья, автор не слушай критиков огульных.То что в Европе (Германии) благостостояние на каждом шагу не означает, что у нас хуже. Мы просто так никогда жить не сможем, потому что у нас свой путь, И мир прекрасен разнообразием. Будем стремиться к лучшему для себя
Хороший материал. Вот только есть у меня предположение, что на второй сверху картинке с городским ландшафтом изображён не Стокгольм, а Копенгаген.