Вот была история…
Поводом для этой статьи стал случившийся недавно с журналистом Kolesa.ru, а точнее, с вашим покорным слугой – любопытный эпизод. Приобрел я с месяц назад немолодой, но дешевый отечественный автомобильчик – в качестве второго, на убой к дачной стройке.
Волею обстоятельств, машина была оставлена на неделю практически там же, где и куплена, а когда пришла пора перегнать автомобиль на постоянное место жительства, обнаружилось, что аккумулятор разрядился… Разрядился всерьез – первый поворот ключа вызвал короткий «всхлип» стартера, второй – стук втягивающего реле, а третий не порождал и того – только лампочки на «приборке» едва заметно мерцали…
По заверениям продавца, вся электропроводка у машины была полностью исправна, аккумулятор – свежий, поэтому мне не пришло в голову перед простоем снять клемму с батареи. Но салонная лампочка осталась гореть, в результате чего ситуация вышла неприятная – инструментов (даже ключа на 10, чтобы снять батарею!) – нет, прикуривающих проводов с крокодилами – нет, автовладельцы, к которым я подходил с просьбой о прикуривании, помочь не могли или не хотели… В итоге за спасением пришлось обратиться к бывшему владельцу машины – благо он проживал рядом, и, как выяснилось, катался в тот момент по району на своем новом приобретении – десятилетнем Лансере.
Бывший владелец приехал, но прикуривательных проводов не привез – вместо этого открыл багажник и извлек два грязных и жеваных полутораметровых «хвоста». Один из них был одножильным – такими ведется проводка в стенах к розеткам, второй – многожильным шнуром от старого холодильника… Сечение этих «соплей» в 1,5–2 квадратных миллиметра и грубо зачищенные и потемневшие от окислов охвостья не позволяли прикурить двигатель категорически, от слова «совсем»! Однако ситуация разрешилась благоприятно – вот только совсем не так, как можно было ожидать.
Бывший владелец со знанием дела соединил аккумуляторы двух машин этими «соплями» и на всякий случай попробовал повернуть ключ – в ответ, естественно, не раздалось даже щелчка стартера. После чего подмигнул мне, заверив, что все будет «чики-пуки», завел свою машину и расслабился, прикурив сигаретку.
На мой пустой аккумулятор пошел заряд – напряжение генератора 14,5-14,8 вольт – однако, как подсказывает логика и электротехника, полностью высосанную батарею таким способом нужно было бы заряжать как минимум несколько часов! Неужели мой помощник планировал тарахтеть до вечера?! Это было бы достаточно странно с учетом того, что в машине помощника сидели его жена и ребенок, а раскорячились мы, перегородив дворовый проезд… Однако растягивать процесс до логично необходимого он не собирался – не более, чем через 10 минут (подчеркиваю – ДЕСЯТЬ!) провода были отключены и смотаны, а первый же поворот ключа завел мотор!
Что произошло?
Произошло, на первый взгляд, невероятное… Классическая электротехника вообще и аккумуляторная наука в частности говорят, что заряжается типовой свинцовый аккумулятор током в 10% от емкости в течение 10-12 часов. Соответственно, 55-ампер-часную батарею даже током 10-15 ампер нужно было наполнять ну хотя бы несколько часов! Однако, «заряжали» мы ровно 10 минут, и ток явно не превышал вышеупомянутое значение, а то и был меньше – с учетом тонких проводов и отвратительного контакта хило намотанных друг на друга окисленных жил…
То есть, получается, имел место эффект не зарядки, а некого «пробуждения» только-только впавшей в летаргическое забвение батареи. Кратковременный десятиминутный процесс никак не мог восполнить утраченную батареей энергию – однако как-то сумел её «взбодрить», помог «мобилизовать внутренние ресурсы». Звучит это, признаюсь, странно: здравый смысл не одобряет подобную псевдонаучную терминологию – «разбудить», «взбодрить»… Аккумулятор понимает только два вполне научных термина – «зарядить» и «разрядить», а все остальное – лирика…
Мистика на продажу
Лирика лирикой, однако именно на вышеупомянутом эффекте работают китайские «зарядные гаджеты для блондинок». Небольшие коробочки с парой-тройкой аккумуляторов от сотовых телефонов внутри или набитые «пальчиками» формата АА – из таких приборов выходит штекер прикуривателя, и именно через прикуриватель они якобы заряжают севшую автомобильную батарею.
С точки зрения любого, худо-бедно разбирающегося в электротехнике, такие девайсы – профанация и обман, но парадокс заключается в том, что иногда они все же способны сработать – в ситуациях, подобной вышеописанной. На свежесевшей батарее – 8-10 вольт, на «магической коробочке» – 12-13. После подключения её к прикуривателю она начинает гнать ток на стартерный аккумулятор – ток слабенький и совершенно неспособный его зарядить. Но способный «разбудить» и «взбодрить»!
Безусловно, работа таких устройств крайне нестабильна, и помогут они только при определенном совпадении факторов, благодаря чему и заслужили справедливое клеймо мошеннических. Но в ряде случаев, когда аккумулятор свежий сам по себе и разрядился буквально «вот-вот», даже коробочка с пальчиковыми батарейками, воткнутая в прикуриватель, способна его воскресить!
Что говорит наука?
Собственно, при всей странности происходящего, наука должна это как-то объяснять….
– Описанная ситуация не является ни чудом, ни мистификацией – она мне хорошо знакома — рассказал Александр Казунин, заведующий аккумуляторной лабораторией НИИ автомобильной электроники и электрооборудования ФГУП НИИАЭ:
– Тут имеет место не эффект зарядки аккумулятора, а эффект зарядки конденсатора – а конденсатором большой емкости аккумулятор также отчасти является. Если в полностью разряженную батарею подать ток 10-15 ампер на непродолжительное время, то полноценного заряда, разумеется, не произойдет. Но аккумулятор все же наберет некоторое количество энергии, достаточной, чтобы запустить мотор! Это «короткая» энергия, как в конденсаторе – она запасается в разряженной батарее на непродолжительное время . То есть сразу после отключения проводов от машины-донора нужно заводить мотор, аккумулятор которого вы «взбадривали» – если вы по каким-то причинам протянете 10-15 минут, этот «быстрый заряд» исчезнет, и запуск не удастся.
Собственно, пользоваться таким методом – иначе говоря, производить «полевую экспресс-зарядку» от другой машины тонюсенькими проводками, если нет возможности прикурить мощными специальными кабелями с «крокодилами» – можно. И порой – вполне успешно! Но важно учитывать два момента:
- Успешная быстрая зарядка аккумулятора, как конденсатора, возможна не всегда – влияет общее состояние разряженной батареи, время, которое она простояла разряженной, температура на улице.
- После успешного пуска таким методом аккумулятор остается пустым и требует полноценной зарядки – либо при помощи зарядного устройства, либо длительным пробегом по загородной трассе. Если этого не сделать, наутро высока вероятность снова не завестись!
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Не вижу ничего удивительного. Я зимой замороженный аккумулятор заряжал за 15 минут и заводил замерзший двигатель. Совсем не нужно полностью заряжать аккум. Достаточно зарядить его немного чтоб напряжения хватило на одну-две секунды работы стартера и все. Ну еще зависит от того насколько быстро мотор схватывет. Кстати, можно было не ждать 10 минут, а всего минутку и потом завестись не отключая "сопли".
>Кстати, можно было не ждать 10 минут, а всего минутку и потом завестись не отключая "сопли".Подозреваю, что "сопли" сечением 2 мм в этот момент превратились бы в неплохой источник тепла, а может быть и света.
Коротко и Точно!
Достаточно 5 минут и менее. За это время аккумулятор всё-таки заряжается. А запуск длится несколько секунд. Кислотный же аккумулятор способен за несколько секунд отдать большой ток чем получал при зарядке. Ничего удивительно здесь нет всё в пределах физики и химии. Просто это надо знать. Более того кислотный аккумулятор способен восстанавливаться. Т. е. если вы его только что разрядили долго вращая стартёр. Стоит подождать несколько минут, выключив зажигание и стартёр сможет вновь провернуть двигатель для запуска.
2 квадрата для подзарядки это сопли? )) Ну прикиньте сколько эти сопли отдадут за 10 минут. Статья удивляет своей очевидностью. А вот объяснить, что акб нужно заряжать периодически даже на исправном авто и она живет на балансе не сподвиглись. Акб нужно заряжать зарядным устройством, а не на автомобиле! Даже длительный пробег не гарантирует полного заряда (разные авто, разные условия поездки, разные акб). Заведующий лабораторией просто молодчина...подать 10-15 ампер в подсевший акб и машина заведется.
Нет там никакой мистики. и конденсатора тоже нет (в классическом электротехническом понимании)."Классическая электротехника вообще и аккумуляторная наука в частности говорят, что заряжается типовой свинцовый аккумулятор током в 10% от емкости в течение 10-12 часов."Все правильно. Только аккумулятор (при подключении к источнику э.д.с.) заряжается не по линейному, а по логарифмическому закону: т.е. в первые 10% времени (1 час) аккумулятор заряжается примерно на треть (33%) и даже больше.
О какой зарядке идет речь?Скорее всего одна банка "кончилась" :(( Проверь плотность в каждой, если есть пробки! сразу заметишь! Причем проверяй, когда "аккумулятор не крутит". После "зарядки" плотность будет "нормальная" И меняй аккумулятор.
Прочитал статью. В целом всё так, кроме "манифеста". Представим что у вас утро, похмелье и нет денег. Вы порылись по карманам и нашли копейками 40р на хреновое пиво. Пришли в магазин и вывалили их продавцу. И что? Продавец не рад, но он их примет. И будет пиво. Вот и здесь тоже самое! Поясню: вы ГРУБО влили 5 а/ч в акб, а потом РЕЗКО забрали 4. Остался в акб НОЛЬ (ну потери, да), но этого хватило что-бы машину завести. Короче: вам нужен стакан воды, вы его налили в 50 литровый бак, а потом резко слили и выпили. Всё, никакой магии.
Сечение этих «соплей» в 1,5–2 квадратных миллиметра
Однако, «заряжали» мы ровно 10 минут, и ток явно не превышал вышеупомянутое значение, а то и был меньше – с учетом тонких проводов и отвратительного контакта хило намотанных друг на друга окисленных жил…
А теперь смотрим в ПУЭ, длительно допустимый ток для одножильного провода проложенного открыто: сечение 1.5 кв.мм. = 23 А. сечение 2.0 кв.мм. = 26 А.
Теперь задумаемся... а какое-же сечение у большинства зарядных устройств на "низкой стороне"? Правильно! ~ 0.75 кв. мм. = 15 А. Тем более что заряжать лучше током не 10%, а 5% от условной "ёмкости". Мало того в первые часы и особенно минуты, ток заряда максимален – грубо говоря АКБ пытается "напиться" как жаждущий в пустыне ))) и по мере заряда, АКБ начинает брать ток всё меньше и меньше.