Как получилось, что вы пришли в автоспорт? Почему именно он, ведь это не женское занятие, а довольно тяжелая и изнуряющая работа? Почему не плавание, гимнастика или пляжный волейбол?
Елена Правдина
штурман
Почему же, у меня все было: и плавание, и обычный волейбол, и пляжный. Правда, вместо гимнастики – акробатический рок-н-ролл. Даже стрельба из винтовки и немного лошадей. Всему уделялось и уделяется положенное внимание и время. И кошки, и цветы, и вышивать, и на машинке, и танцы-танцы-танцы… Все, как говорится, присутствует в нужном количестве.
Автоспорт сам ко мне пришел в начале 21 века – и остался. Сначала в виде организации и спортивного судейства джип-спринтов и триалов, затем в виде участия в ралли-рейдах, потом немножко организации кольцевых гонок и менеджмента команды классического ралли, а теперь и Формулы-1. Почему ко мне пришел именно автоспорт в таком большом количестве и в таких разных ипостасях? А вы у него спросите. Он первый начал.
И кто сказал, что автоспорт не женское занятие? Скорее, бокс, хоккей или штанга – совсем не для хрупких женских плеч, при этом дамские версии уже входят в олимпийскую программу. Но гоночный комбинезон однозначно гораздо лучше сидит на женской фигуре, чем хоккейные латы или мешковатое кимоно. Про перебитые носы и перекаченные туловища я тактично промолчу.
Татьяна Елисеева
пилот
Автоспорт – это взрослый вид спорта. Это для дерзких, безбашенных, хитрых и со стержнем внутри людей. Не смотрите, что я внешне спокойная и молчаливая, в шлеме за рулем – я боец, я злая, я догоню и постою за себя. Я была в таких переделках, о которых ходят легенды – и не только в России. Мужчины – да, некоторые боятся. Это до соревнований мы все дружим, а на трассе – извините, парни, мне очень надо вперед!
Меня привлекает подхват мотора автомобиля, как соскальзывает задняя ось, ощущение пола под педалью газа, когда сердце колотится в груди, а мозг сжимается – он уже тут лишний. Такой уж он, автоспорт: тренировки, соревнования, ошибки и удачи, злость и победы.
Второй вопрос – закономерное продолжение первого. На сегодняшний день вы – единственный женский экипаж в ралли-рейдах. Это один из сложнейших и опаснейших видов автоспорта. Почему именно ралли-рейды?
Татьяна Елисеева
Это вызов себе, традициям и снобизму спортсменов из ралли-рейдов. Нет ничего невозможного. Это сложно, но стоит к этому прикоснуться – и это тебя влечет.
Здесь надо готовиться самой, готовить автомобиль. В первую очередь, приятно иметь надежную технику – для нас это внедорожник ГАЗ Соболь 4х4, дополненный блокировками, который уже на протяжении трех лет доказывает свое превосходство в многодневных соревнованиях во внедорожных условиях.
Во-вторых, это чувство крепкой команды, имеющей многолетний опыт работы. Мы оказались сразу на передовой, вооруженные всеми современными знаниями и технологиями.
В-третьих, это обладание современными технологиями. Команда имеет технологические разработки группы ГАЗ, приправленные поддержкой Total для достижения надежности всех узлов и агрегатов.
Елена Правдина
Чем сложнее – тем интереснее. Я, в принципе, давно люблю внедорожники, путешествия и приключения, а ещё мне нравится, чтобы это всё было быстро. Ралли-рейды полностью отвечают моим предпочтениям. Я с 2003 года в ралли-рейдах, и с 2004 года в единственных женских экипажах, Татьяна у меня – уже третья пилотесса. Если совсем честно, я уже настолько привыкла к ралли-рейдам, что страх давно потерян – интерес только увеличивается с каждой новой гонкой, с каждой новой трассой. А благодаря своей работе, я ориентируюсь в вопросах безопасности в автоспорте, поэтому не волнуйтесь – всё под контролем.
Привыкла я и к вопросу «Почему?». Много вариантов ответов перепробовала, но самый верный – по-настоящему женский: «Не знаю, люблю его, и всё тут!»
Ралли-рейды – это образ жизни. А есть что-то, чем вы занимаетесь в перерывах между соревнованиями и тренировками?
Татьяна Елисеева
Обычные ежедневные подвиги. Я встаю в 4:40, с 6 утра в Сокольниках – конкур с любимым конем Горном, дальше координирую работу небольшого коллектива, пару раз в неделю по вечерам – спортивный зал или бег.
Елена Правдина
В перерыве между соревнованиями и тренировками я занимаюсь… автоспортом. Точнее, его «Королевой». 10 лет назад я покинула рабочее кресло в кабинете одного из издательских домов, чтобы ничто не мешало нам с автоспортом. Я уже говорила о работе в кольцевых гонках, в классическом ралли, но два года назад случилось это.
Этап Формулы-1 в России ждали давно, ещё в Советском Союзе при Леониде Ильиче с начала 1970-х. Совсем ещё юный Берни Экклстоун грезил проведением этапа королевских гонок в социалистическом лагере, но тогда права на проведение этапа достались Венгрии.
В Россию праздник под названием «Формула-1 Гран-при России» пришел только в 2014 году, а на мою улицу ввалился широкомасштабный фестиваль с фейерверками: меня пригласили работать в оргкомитет нашего этапа Формулы-1. Наверное, нужно сказать, что это честь, это почетно, но если без высокопарности – для меня это состояние выше, чем «мечты сбываются». У рейдовиков принято бредить Дакаром. Я, как истинный рейдовик, честно продолжаю им бредить. Но теперь большую часть мозга и почти все своё время, исключая непродолжительный сон, я отдаю Формуле-1, а именно, её спортивной составляющей. Работаю методистом по спортивному судейству и преподавателем-куратором у оперативных, противопожарных и спасательных служб на гонках.
По работе приходится много гастролировать с семинарами по стране. Перерывов между автоспортом и автоспортом у меня практически не бывает – я или на этапе Чемпионата России по ралли-рейдам, или на выездном семинаре Формулы-1. А если вдруг выпадает день без автоспорта, я теряюсь и иду в салон делать маникюр!
Вы пришли в команду «ГАЗ Рейд Спорт» в прошлом сезоне. Каковы ваши впечатления от команды? Приходилось ли вам раньше работать в таком большом коллективе?
Татьяна Елисеева
Сейчас расскажу про особенность, которую я заметила в команде ГАЗ Рейд Спорт. Прошлым летом я спрашивала Даниила Квята: чем занимаются все эти 100 человек в вашей команде? Каждый фокусируется на своей части машины, ответил он.
В нашей команде механики, инженеры, штурманы и директора знают не только свою область, но и все остальные. Такое знание деталей в общей картине позволяет решать любую проблему очень быстро, взаимозаменяемо, а главное – всегда. Команда – это воплощение подхода «невозможное возможно»! Практически каждый механик может перебрать амортизатор, коробку, мотор, электрику, но при этом может заменить штурмана или даже хорошего быстрого пилота.
Задают эту планку директора. У меня был случай зимой, когда спортивный директор с удовольствием поменял мне все колеса на шипованные в сервисном парке – так уж сложились обстоятельства. В команде нет людей, которые бы ограничивались только своей областью, и это высоко поднимает планку и чувство ответственности. Эти правила относятся и к женскому экипажу.
Елена Правдина
«ГАЗ Рейд Спорт» – команда заводская, каких в России очень мало. Раньше мне, конечно, не доводилось работать именно в заводских командах. А в больших коллективах я начинала ездить в рейдах, но то были частные команды. В «ГАЗ Рейд Спорт» все серьезно, все «по-взрослому». Строем мы, конечно, не ходим, но командные правила и установки выполняем.
Вы выступаете на уникальном автомобиле ГАЗ Соболь 4Х4. До 2012 года машины этого типа вообще не встречались в ралли-рейдах. Соболь – машина большая, с высоким центром масс. Как вы управляетесь с ней? Какие особенности присущи именно вашей машине? Не секрет, что у большинства гонщиков возникают свои особенные отношения с автомобилем? У вас есть такие?
Татьяна Елисеева
Полноприводный внедорожник Соболь – это просто наша мощная «выручашка». Лучший автомобиль для плохих дорог и соревнований. На нем ямы, рельеф, перегибы и направление движения видно издалека, что дает нам значительное преимущество. Крепкий, полноприводный Соболь достает любые препятствия и проезжает где угодно. Автомобиль не тяжелый, легко управляется (у нас стоит гидроусилитель), очень быстрый и мощный благодаря турбированному мотору Cummins 2,8. Кроме того, команда работает с технологами Michelin по вопросам выбора и специфике эксплуатации шин для условий каждой конкретной гонки как зимой, так и летом.
Команда очень открытая. Мы публично рассказываем обо всех внедряемых новшествах, о собственных наработках и знаниях, полученных от партнеров для использования в экстремальных условиях. В нашей стране полноприводная техника ГАЗа часто используется в сложных путешествиях и поездках.
Елена Правдина
«Соболюша» – высокая, удобная, надежная, быстрая и, главное – красивая. Особенная во всем. Во-первых, это единственная ГАЗель-Соболь в рейдах. Во-вторых, она многократная чемпионка России по ралли-рейдам. Управляется с ней Татьяна, а я только помогаю. Мое рабочее место организовано с наивысшим комфортом: здесь достаточно просторно, все необходимые приборы под рукой – ни дать ни взять как на хорошо организованной 10-метровой кухне.
Особенные отношения у меня не только со спортивными машинами, но и с личным авто тоже, причем очень серьезные. Девятый год я в самых лучших отношениях с немолодым, но надежным и верным Дискавери. Конечно, со спортивными машинами я встречаюсь гораздо реже, но всегда рада встречам и обязательно говорю с ними на равных. Да-да, я с ними разговариваю. Соболь – полноценная составляющая нашего экипажа, и ей внимания нужно не меньше, чем пилотам. Радует, когда она не капризничает, огорчают поломки – словом, все вполне обычно.
Какие цели и задачи вы перед собой ставите? Есть ли какие-то командные требования? И если есть, чего от вас требует команда?
Татьяна Елисеева
Вся мощь команды направлена на достижение личной и командной победы. Это наша конечная цель.
Елена Правдина
Цели и задачи у нас такие же, как у всех спортсменов – привезти в личный и в командный результаты как можно больше очков. Мы соревнуемся на равных с нашими парнями, поблажек нет. И на нашу долю выпала нелёгкая работа «селебрити» команды, ведь к нам повышенный интерес как у болельщиков, так и у прессы, мы всегда в центре внимания. Значит, нужно всегда быть на позитиве и «на гламуре», и даже в постоянном общении с суровыми автоспортивными парнями и со стальными конями не терять самого главного нашего качества – женственности.
Как вы готовитесь к гонке? Спортсмены – люди суеверные, есть ли у вас какие-то приметы или ритуалы перед гонкой?
Татьяна Елисеева
Каждый раз хочу выспаться, но волнуюсь перед гонкой. Жду только одного – быстрее бы сесть за руль и нажать на газ. Я погружаюсь в новый мир – мир концентрации, кайфа и жажды борьбы. Я привыкла к очным гонкам, когда холодная злость не уступить сопернику или горячая месть догнать и отобрать свое место вытесняют страх, расчет и переживания. В рейдах больше всего я хочу увидеть пыль впередиидущего автомобиля. Тогда у меня запускается программа – догнать и объехать. Жалко, что здесь даже не пнешь никого…
Елена Правдина
Я всегда готова к гонкам. Никаких примет и ритуалов нет. На всё воля божья.
Ну и в заключение неожиданный вопрос. Вы такие разные – как вы уживаетесь в одном экипаже?
Татьяна Елисеева
На спецучастке мы очень заняты – там ведь не до характера, но всегда готовы оказывать поддержку. А по жизни мы дополняем друг друга, у каждого есть свои сильные стороны, и мы этим пользуемся.
Елена Правдина
А еще мы просто понимаем, что мы в подводной лодке, откуда выход желателен на берегу – то есть на финише.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться