Peugeot 206 – один из мировых бестселлеров конца девяностых – начала двухтысячных, который появился в 1998 году и в том или ином виде производится до сих пор. В двухтысячных он блистал на раллийных трассах, раздувшись в длину и ширину для соответствия техническому регламенту. Он прекрасно выглядел в образе хэтчбека, изящно превращался в кабриолет и даже смог трансформироваться в приемлемого вида универсал. Англичане удаляли из него задний диван и переделывали его в «вэн». Китайцы приделывали к нему новую оптику и переименовывали его в Citroen C2. Но самое худшее в жизни модели случилось с ней в Иране, где к пятидверному хэтчбеку при содействии французского дизайн-центра (вот уж предательство!) приделали обвислый багажник. Своим творением в Iran Khodro остались довольны и, цокнув языком, поставили машину на конвейер, а затем наладили экспорт на рынки, где было достаточно людей, готовых наступить на горло чувству прекрасного в угоду практичности и дешевизны. В том числе и в Россию.
Давайте будем откровенны: Renault Clio и в своем изначальном виде не был красавцем. Дизайнер Патрик Ле Кеман любил создавать экстравагантные машины – достаточно вспомнить совершенно внеклассовый Renault Avantime. И если в дорестайлинговом облике нарисованного им Clio прослеживалась идея нового прочтения исторического наследия Renault 5, то рестайлинг окончательно поссорил переднюю часть с ее угловатыми фарами и весь остальной автомобиль в духе биодизайна. Но контрольный выстрел в сердце автомобильных эстетов французы сделали без посторонней помощи: они просто решили сделать из Clio седан для рынков развивающихся стран. Чтобы хоть немного отгородить хэтчбек от того, что получилось в результате операции, седану помимо чужеродного багажника приклеили и дополнительное название Symbol. И почти 10 лет, с 1999 по 2008, умудрялись находить достаточно желающих поддержать насилие над автомобильным дизайном.
В Peugeot и Renault смогли одуматься и не повторять своих ошибок, исключив седаны из кузовной гаммы следующих поколений. Peugeot 207 и второй Symbol не в счет: первый был перелицованным 206, а второй – самостоятельной моделью. Но вот в Ford идея создания из компактного хэтчбека седана для развивающихся стран жива уже много лет. Первым кургузый задранный багажник примерило четвертое поколение Fiesta, и непритязательные покупатели Латинской Америки и Китая убедили маркетологов Ford в жизнеспособности этого Франкенштейна.
За четвертым поколением последовало пятое, ну а венцом дизайнерской мысли стало шестое. Его, к слову, даже не постыдились показать в виде концепта Verve на автосалоне в Детройте в 2008 году. Проблемы с пропорциями были видны уже тогда, а серийные машины лишь подтвердили несуразность кургузого багажника, превращающего корму изначально изящного автомобиля в грузное недоразумение. Стоит ли сотня-полторы дополнительных литров багажного объема того, чтобы зажмуриваться, подходя к машине сзади – вопрос персональный. А лишним доказательством того, что Fiesta седан – это компромисс для небогатых рынков, служит нынешнее, седьмое поколение модели, которое ориентировано прежде всего на Европу и не имеет четырехдверной версии.
Наглядный пример того, что разработка седана «специально для развивающихся рынков» видна за версту – это Peugeot 307. У его предшественника, 306, была «полноценная» трехобъемная вариация, а вот 307 ее изначально не получил. Но покупатели в Китае были решительно настроены ее получить, поэтому спустя три года после дебюта к хэтчбеку, универсалу и восхитительному кабриолету (мы словно говорим о 206, помните?) присоединился седан. То, что он был гадким утенком на фоне сородичей, даже объяснять излишне – просто взгляните сначала на корму 307 CC, а затем на заднюю часть седана, словно украденную у какой-то другой машины.
Вы еще не забыли Ford Fiesta, о котором мы говорили чуть выше? Если нет, взгляните на этот автомобиль. Да-да, ошибки быть не может, это все те же знакомо нескладные формы: второе поколение Mazda2, разделившей не только платформу, но и ключевые пропорции с Fiesta, дебютировало вслед за ней.
Но если вы думаете, что это было самой страшной ошибкой японцев, то не до конца знаете историю модели. Ведь в третьем поколении бэйдж-инжиниринг вышел на новый уровень. Сама Mazda2 переехала на другую платформу, а ее новыми родственниками стали Scion iA и Toyota Yaris iA. Предлагаем вам самостоятельно выбрать самый некрасивый вариант из трех некрасивых.
Виновники нашего расстройства на этот раз – индийцы из подразделения Maruti Suzuki, которые решили сделать для своего рынка седан из Suzuki Swift. Хэтчбек был сложен очень неплохо, а дизайнерская фишка в виде взаимно направленной передней и задней оптики оказалась так хороша, что даже перекочевала на второе поколение модели. Но нам сначала нужно закончить с первым. Символично, что именно в Индии, где создают кино о чудесных воссоединениях родственных душ, переднюю и заднюю оптику Swift решили разлучить, добавив длины за счет горбатого багажника. Еще более символично, что получившийся седан назвали Dzire – то есть, «желание», хотя его внешность вызывает нежелание, недоумение и недоверие.
Но если вам кажется, что сделать хуже уже нельзя, то не спешите с выводами. Ко второму поколению «желанный» седан решили уложить в 4 метра длины ради налоговых льгот для машин такого размера. И когда дизайн автомобиля диктуется законодательными ограничениями, эстетика окончательно пакует чемоданы. Да и логически объяснить, зачем автомобилю нужна куцая нашлепка на корме, имитирующая багажник, сложновато.
У Ford Ka всегда была тяжелая судьба. В первом поколении он вышел страшненьким и неказистым (причем появившийся позже кабриолет ситуацию не спас). Во втором поколении он всегда оставался в тени соплатформенного красавчика Fiat 500. Ну а к третьему поколению он окончательно превратился в безликую машину, лишь решеткой радиатора напоминавшую о родстве с другими моделями марки. И как раз к третьему поколению его разжаловали в автомобиль для развивающихся стран со всеми вытекающими из этого последствиями. Более того, даже в ипостаси седана ему не повезло дважды: к бразильско-мексиканской версии длиной в 4,25 метра прибавилась отдельная индийская, которую уложили в те же 4 метра, что и бедолагу Suzuki. В общем, если вам нужно сделать из некрасивой машины еще и непропорциональную, обратитесь к индийскому законодательству.
Если у Ford Ka судьба была тяжелой по объективным причинам, то Citroen C4 просто не очень везло. Пятидверный хэтчбек был слишком простым, трехдверный с его обратным наклоном заднего стекла – напротив, слишком экстравагантным… Видимо, решив, что терять уже нечего, французы начали приделывать к хэтчбеку багажник. На выходе получилось несколько разных вариантов для разных рынков: C4 Sedan для Европы, C4 Pallas для Бразилии, C-Quatre и C-Triomphe для Китая (там цифра 4 считается несчастливой)… Объединяет все эти машины одно: чужеродно выглядящий багажник. Оно и понятно – ведь изначально его не было.
Рейтинг самых некрасивых седанов можно было бы легко составить из одних только китайских автомобилей, ведь какие-то 15 лет назад понятие дизайна в Поднебесной практически отсутствовало. Но здесь мы обойдемся примером, который до сих пор шокирует впечатлительных автолюбителей своим присутствием на российских дорогах. Стоит, конечно, отдать должное китайцам: они старались. Ведь если бы они приделали багажник прямо к хэтчбеку Chery QQ, дизайн которого они тактично подбрили у ателье Джуджаро, такую машину не покупали бы даже в Китае. Поэтому к исходнику просто пририсовали две одутловатые выпуклости и поместили в одну из них мотор, а в другую багажник. Успех четырехметрового автомобиля оказался неминуем: он доехал не только до Чили и Колумбии, но и до России с Украиной. Справедливости ради стоит отметить, что это не седан, а самый настоящий лифтбек. Правда, красоты это ему не добавляет.
Кто-то скажет: тут как на подбор французы, японцы, китайцы – неудивительно, что состав сборной уродцев формируют именно эти любители экстравагантного дизайна. То ли дело строгие немцы, которые умеют рисовать машины. Однако и здесь мы вас разочаруем: вот, например, Volkswagen Polo Classic, который разом перечеркнул все то, что делали немцы с моделью до этого. Ведь трехобъемная версия была у Polo и в первом, и во втором поколении, но выглядели эти машины вполне гармонично и складно. Но в третьем поколении произошло что-то непоправимое, и из-под карандаша дизайнеров вышло это. И если вы надеетесь, что это можно оправдать тем, что оно было моделью для развивающихся рынков, то торопитесь с выводами. Немцы действительно не стеснялись предлагать седан в Европе.
Ну а на сладкое – обратный пример. Мы уже рассказывали вам, что Logan стал настоящим гражданином мира, выпускаясь в множестве стран под разными именами. Однако индийцы из Mahindra решили расширить его скудную кузовную гамму, добавив к седану хэтчбек. Правда, в условиях минимального бюджета они не стали заморачиваться с дизайнерскими и конструкторскими изысками вроде изменения наклона задних стоек и переработки задней части, а просто ампутировали багажник и прикрыли место ампутации большими задними фонарями. Получился Mahindra Verito Vibe. И так сойдет!
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
А мне в С4 багажник не кажется чужеродным, единственный в этой статье гармоничный кузов. Калины здесь не хватает.
в статье речь идет о c4 середины 2000-х годов.
Там были фотки текущего кузова, но исчезли. Мистика.
Да, мы действительно убрали фото второго поколения модели, потому что речь действительно шла о первом. Хотя и второе, конечно, на любителя... :)
Они вроде про машины пишут, при чем тут Калина? Хотя китайца в рейтинг включили зачем то.
Ага, Гранта-седан здесь была бы впору, ну невозможно видимо сделать нормальный компактный трехобъёмник. А вот универсал и хетч у них вполне себе гармоничные. Ещё туда же JDM японцев типа Toyota Platz, там целый выводок уродцев.
Забыли SX4 sedan.. автомобиль, который задумывался как городской кроссовер, в кузове седан тоже такое себе..
Калина, SX4 и Chevrolet Corsa претендовали на попадание в список, но ребята из топ-10 затмили их своей красотой. :)
Из этой статьи только узнал, чтобы 307 и С4 существовали в виде седанов, к счастью в наших краях эти уроды не встречались.
Кстати, новый С4седан неплохо выглядел, признаю не смотря на свою нелюбовь к этому типу кузова
у товарища 307 седан был, довелось с ним поработать
На самом деле всё просто. Любой седан ужатый до размерного В-класса будет так или иначе уродлив.
Седан должен быть не ниже размерного D-класса, за редким исключением допускается С-класс (есть удачные примеры).
Но в целом, седаны начинаются с D-класса, всё что меньше - несуразные бестолковые поделки, которые должны быть хэтчбеками.
Ну вот и скажите это тем, кто продолжает гнать в Россию уродцев класса В+, аргументируя это тем, что у нас "любят" седаны
Не совсем понял зачем, наравне с пусть уродливыми, но автомобилями, было упоминать китайские вёдра и неведомые индийские повозки. Но при этом забыли про такие «шедевры» дизайна как Сузуки Лиана, SX4 и Ниссан Тиида. А последняя Альмера/Сильфи на базе Лохана? На их фоне даже Рено Символ - писаный красавец. Кстати, был у меня Символ - очень душевная машинка была, шустрая, с огромным багажником. Да и упомянутый Поло седан (Вообще то это был Сеат, на котором для России поменяли эмблемы) на фоне ровесников выглядел вполне пристойно, тока аппетитом отличался неумеренным (был такой у подруги).
У махиндры верито задняя крышка ещё и открывается, причём вверх, т.е. это вроде как седан, а не хэтчбек.
И даже судя по фото - на стандартных логановских метровых петлях из гнутой трубы.
Вообще, в статье не хватает фото вайба с открытым "багажником", для понимания всей глубины этих глубин
махиндра получается скорее фастбек, как был например ФВ Пассат Б1 или Опель Кадетт С, там тоже стекло было жестко закреплено а поднималась только крышка
Симбол - великолепно живучий и честный автомобиль, тем не менее.
Яростно плюсую! Самые теплые воспоминания об этом коньке-горбунке. У него еще и проходимость была зачетная для такой машины. Движок вообще всеядный (оценил, когда пересел на 308).
Симбол - машина, на которой я учился водить. Какая же она тесная, просто трындец, ездил и коленями уши обнимал. Правда у меня и рост 193, но даже в Солярисе за рулём комфортно усаживаюсь.
Ну таки надо соизмерять свои габариты с размером салона! Вы исходный Клио то видели? Собственно добавленная длина была добавлена в багажник, который оказался рекордным в классе. Мне Символ тоже был чуть тесноват; других претензий к машине не было. Неубиваемый аппарат.
Некоторое спорно. Но вот не достает Polo Sedan 2020, в жизни он выглядит аляповато, chery bonus/заз форза тоже чудовище. Renault megane 1 седан был тоже своеобразен. Fiat Albea.
Статью можно продолжать смело).
Я выше описал объяснение этому феномену, почему статью можно и дальше продолжать)
Нынешняя Mazda2 в этом кузове уже не настолько откровенно уродлива (у тойотовской версии морда ужасная, да).
Вместо того же Polo Classic я бы лучше добавил седан SX4, который намного страшнее. Его в этом списке очень не хватает.
все из перечисленного просто вершина дизайна по сравнению с такими седанами как Москвич-2141 и Таврия-Славута... вот действительно те еще уродцы
Форд Фиеста седан удивительно похож на старый Солярис, которого, кстати, уродцем не называли!)))
Не хватает Honda Fit Aria, он же Сity 4-го поколения.
Седан у Мазды получился всё же лучше, чем у Форда, второе поколение так вообще нормально смотрится.
Поло Классик - разработка Сеата, близнец Кордобы.