Автор фото: Рустем Тагиров
На чем едем?
Предложение совершить трип на мотоциклах по местам, куда стремятся попасть хоть раз в жизни все мототуристы, – на Алтай, поступило откуда не ждали. Российское представительство компании BMW, производителя самого популярного в мире эндуро для путешествий, как можно было бы ожидать, предложит покорить горы на тяжелых 1200-х, или средних 800-кубовых GS, но все оказалось еще интереснее. Покорять горные дороги нам предстояло на "исторических" F650GS, снятых с производства уже немало лет назад. Не стоит усмехаться в усы. Когда-то именно эта "одностволка" была названа лучшим мотоциклом для дальних путешествий. И до сих пор остается вполне конкурентоспособной машиной, хоть и не очень быстрой.
Интриги в поездку добавляло и то, что нашим гидом, дорожным капитаном и вообще предводителем команчей должен был стать совершенно незаурядный человек, трехкратный чемпион Союза по мототуризму (да, когда-то и такие соревнования проводились), человек, который на своей "Яве" объездил весь СССР по параллелям и меридианам не один десяток раз, – Виктор Пантыкин. Сейчас его боевая "Ява" стоит на почетном месте на базе компании "Турсмото" и собирает заслуженные лавры, а вокруг нее, как выводок молодых падаванов вокруг магистра, стоит полтора десятка BMW F650GS.
Надо сказать, что эту модель тоже нельзя назвать совсем уж молодой. Даже наоборот, снятый с производства в 2007 году, "маленький гусь" тоже успел изрядно хватить славы и даже в свое время был признан лучшим в мире мотоциклом для путешествий, но на фоне "Явы" даже этот "немец" выглядит юным и неопытным. Тем не менее нам предстоит проделать путь через весь Алтай именно на "баварцах".
Учимся покорять бездорожье
Однако рассказ об этом путешествии стоит начать не с высадки из самолета в Барнауле, а с гораздо более близкой Яхромы, что под Москвой. Бээмвэшники подошли к вопросу серьезнее некуда и, прежде чем бросать нас в объятия гор, предложили пройти "ускоренный" эндуро-курс на базе своего учебного центра. Так на два дня мы оказались в руках и полном распоряжении инструктора (к слову, единственного в России сертифицированного мотоинструктора BMW) Владимира Бурцева.
Снова и снова мне приходится констатировать, что совершенству предела нет, будь то езда на снегоходе или мотоцикле. Я видел изрядное количество мотошкол, причем и дорожных, и оффроудных, но именно здесь в очередной раз я убедился, что учиться никогда не поздно – это раз, и учиться можно весьма быстро – это два.
Два дня мы были погружены в условия полного оффроуда, отягощенного всевозможными препятствиями: бревнами, пандусами, "колеями", сделанными из досок и бревен. Экзамен же проходил в условиях, приближенных к "боевым", на технической дороге, проложенной вдоль ЛЭП, разбитой 66-ми "газонами" электриков, квадроциклами и прочими "котлетами" на базе УАЗов. В общем, к выезду в горы подготовились на славу и уже через неделю отправились в Барнаул.
Ожидание гор
Почти любое путешествие в горы начинается с того, что ты целый день (а то и не один) едешь по плоской, как стол, земле, пытаясь разглядеть на горизонте туманные пики. Ожидание гор – это тоже часть путешествия. Приятно и то, что здесь, на Алтае, есть на что посмотреть и там, где горами даже не пахнет.
Бийск с его музеем Алтайского края, знаменитое местечко Манжерок на берегу реки Катунь, село Сростки – родина знаменитого актера и писателя Василия Макаровича Шукшина, его музей… Словом, за пару дней мы уже успели так набраться впечатлений и вкатиться в ритм этих мест, что к предгорьям Алтая мы подкатывали уже совершенно готовыми ко встрече с горами и одним из самых энергетически насыщенных мест планеты.
Плавучая баня и священное озеро
Алтай начал нам открываться. Первая же ночевка непосредственно в горах, в месте, обладающем особой славой среди путешественников. На берегу одного из богатейших хранилищ пресной воды в России и места паломничества многих и многих ценителей дикой природы – Телецкого озера, в селе Артыбаш. Разве что погода встречала нас не очень ласково: весьма прохладно и дождливо.
Что может быть приятнее, чем после дня пути сквозь небесные струи, скинуть с себя влажный экип и отправиться в баню, сушить мокрые кости! А баня нам досталась особенная. Сама парилка и предбанник упрятаны в огромную деревянную бочку, а бочка водружена на плавучий понтон. Погрузились и вышли на большую воду. Во-первых, никто не потревожит, даже случайно, а во-вторых, из парилки прямиком за борт, в чистейшую (и холоднючую) воду священного озера. Потрясающий экспириенс!
Утром под аккомпанемент все того же мелкого и мерзкого (да что нам после бани-то) дождика, мы грузим мотоциклы на кораблик и почти целый день, шесть с лишним часов, движемся с севера на юг, туда, где нас снова ждет дорога. А пока можно бесконечно долго рассматривать скалистые берега озера Алтынколь, высматривать по берегам медведей, а потом залезть в теплый трюм, устроиться на банке и подремать еще немного под мерный шум корабельного дизеля. Впереди самое интересное!
Интересное начинается прямо на корабле. Вернее, на том месте, что здесь гордо именуют причалом. Сооружение, к которому пришвартовался кораблик, представляет собой каркас из ржавого железа и поломанных бревен, заваленный внутри набитым в него паводками плывуном – бревнами и палками, и камнями, которые натаскали сюда люди. По этому невероятному последствию природных катаклизмов нам приходится выгружать мотоциклы. Надо сказать, то еще приключение! Одно неверное движение, и моцик придется выковыривать со дна сооружения и наверняка чинить поломанные рычаги и побитый пластик, если не хуже. Но после вчерашней бани и полного дзена на корабле, мы довольно оперативно разгружаемся и продолжаем путь.
Крещение глиной
Вот только дороги здесь как таковой нет. Яркая иллюстрация расхожей поговорки, что русский называет дорогой то место, где собирается проехать. Скользкая глинистая колея, размытая дождем и разбитая джипами путешественников и тракторами местных жителей – серьезное испытание для мотоциклиста. А с учетом того, что мотики "обуты" в универсальную резину не самой большой зубастости, движемся мы не очень быстро и с периодическими встречами лица с мокрой глиной.
Без падений не обошлось, хоть сами падения и обошлись без последствий. Падать в глину мягко и даже приятно. Преодолевая колеи и броды, отлавливая в сотый раз заднее колесо, которое решило обогнать переднее, не раз мы поминали добрым словом уроки в школе внедорожной езды BMW и стараясь ехать хорошо, ведь замыкающим группы ехал наш инструктор – Владимир Бурцев. Не хотелось перед ним ударить лицом в грязь в прямом и переносном смысле.
И вновь нас встречает непривычная и экзотичная ночевка. Мало того что мы стоим у подножия самого знаменитого перевала Алтая – Кату-Ярык (но с ним мы встретимся завтра), в глубоком ущелье реки Чулышман. А ночуем мы сегодня в алтайских национальных жилищах – аилах. Внешне аил похож на юрту, только построен из дерева, а не из шкур и войлока. Наконец дождь нас оставил, вышло солнце. А уж в таком, совершенно волшебном месте – полное умиротворение и крепчайший сон, который не смог омрачить даже богатырский храп некоторых коллег по перу и мотоциклам.
Один из трех лучших видов в России
Перевал Кату-Ярык – одно из мест, обязательных к посещению на Алтае. Дорога, ведущая на перевал, появилась совсем недавно, в 1989 году. До этого местным жителям приходилось пользоваться конной тропой. Надо сказать, что и сегодня автомобильное движение через перевал доступно далеко не всем. В гору могут подняться только полноприводные автомобили, ведь средний уклон дороги, возносящей путешественников на высоту 800 метров составляет 18%, а само полотно изобилует крупными валунами и прочими прелестями горной дороги. Для тех же, кто не обзавелся полным приводом, у подножья перевала работает "служба такси" – внедорожники и полноприводные грузовики, которые за пару тысяч рублей с удовольствием и ветерком заволокут ваше недоприводное недоразумение на самый верх.
Нам же бояться нечего, мотоцикл хоть и не имеет привода на переднюю ось, легко взлетает на самый верх. Подъем настолько крутой и быстрый, что закладывает уши, как в самолете. Зато вид, открывающийся сверху на долину Чулышмана, настолько фантастичен, что он один стоит того, чтобы приехать сюда, на Алтай. Здесь можно часами сидеть, свесив ножки со скалы и впитывать этот пейзаж. Я бывал на Кольском и на Камчатке, на Кавказе и Памире, в Саянах и Хибинах, но возьмусь утверждать, что вид с вершины Кату-Ярыка, если не самый лучший, то уж точно входит в тройку самых фантастических пейзажей России!
Алтайская рыбалка
Но как ни прекрасны виды, а график – штука в путешествии весьма неумолимая. Грузимся на уже ставших родными "гусей" и валим дальше, по пыльным дорогам сквозь леса и альпийские луга. То и дело ловишь себя на мысли, что надо бы почаще смотреть на дорогу, а не на окружающие красоты. Так и убраться недолго!
Вечером нас ждет очередная необычная ночевка. Сваливаемся с дороги по едва заметной грунтовке вниз, к реке, и разбиваем палатки. Речка Урсул шумит перекатами, над головой парят крылатые хищники. Словом, полная красота, очередная порция умиротворения и медитативного отдыха от всего. Даже связи нет.
Так что из развлечений – валяние на травке, созерцание воды и попытки выудить из бурных потоков какую-нибудь рыбку. У нас, правда, ничего из рыбалки не вышло. Снасти-то в машине-техничке нашлись, а вот опыта и секретов ловли рыбы в горных реках у нас не оказалось. Так что потренировали заброс, порадовались тому, что отыграли у Костлявой несколько часов (ведь время, проведенное на рыбалке, в зачет жизни не идет) и отправились спать под шум воды и звон ночных насекомых.
Грязный десант и экскурсия в небо
Пожалуй, самый грустный момент в путешествии – тот, когда понимаешь, что дорога повернула в сторону дома и путешествие принимает форму "дороги домой". Мы движемся в сторону Чуйского тракта, который поведет нас на север, в сторону Барнаула. Впереди еще не один день пути, но все же это путь обратно. От этого немного грустно.
По асфальту, хоть и в окружении гор, под зарядившим вновь противным дождичком и при упавшей почти до нуля температуре, добираемся до центра местного "цивильного" туризма – города Белокуриха. Нам, немного одичавшим за неделю в горах, странно и непривычно видеть машины, здания, больше чем в один этаж, асфальт, неон витрин и музыку.
Идеально чистое лобби отеля с нашим появлением быстро превращается в подобие свинарника – с мотопутешественников стекают струи воды вместе с дорожной грязью и песком, налипшим на дождевики, но к таким гостям тут уже привыкли. И даже предлагают совершить незабываемое путешествие в подвал отеля, где дожидаются зимы масляные электрообогреватели. Иначе за ночь высушить промокший насквозь экип, просто не удастся.
Ужин в настоящем ресторане после походно-полевой кухни и скудного разнообразия придорожных кафе в горах – сказка! Чем ближе цивилизация, тем более отчетливо ощущается приближение финиша нашего пути. От этого немного печально. Но напоследок нас ждет еще один день в окрестностях Белокурихи. Для закрепления внедорожного "материала" мы делаем радиальный выезд в "пампасы" среди холмов. Здесь можно как следует измазаться и добрать "приключений", без которых прошел весь основной маршрут. Оные не заставляют себя ждать: сначала на одном из мотоциклов пробивается переднее колесо и мы дружно меняем камеру, и вдогонку коллега неаккуратно падает при пересечении речки. Погода-то наладилась, так что можно и посушиться с голым пузом на солнышке, но вот масло из двигателя приходится сливать – впуск хапнул водички. Меняем фильтр, заливаем свежее масло и уставшие, но довольные приключениями отправляемся на базу параглайдеров.
Тут нас ждут обед и возможность совершить экскурсию в небо. Отказаться от такого трипа – потом всю жизнь жалеть. Так что я оставляю коллег переваривать обед на травке и отправляюсь в полет на параплане с инструктором в тандемной системе. Пусть здесь уже и не совсем горы, но полетать в предгорьях очень здорово. Далеко, на горизонте, в дымке виднеются пики Алтая. Оттуда мы только вчера спустились. Последний прощальный взгляд на красивейшие места. А внизу, прямо под ногами, кружочком, как солнечными лучами, разлеглись мои друзья, машут мне руками, мол, хорош бороздить небо, спускайся, пора бороздить дороги – мотоциклы застоялись. Приходится просить инструктора снижаться. Пора в путь.
Пора домой!
Крайний день пути – скучный асфальт. Чуйский тракт ведет нас обратно, в Барнаул. Можно немного расслабиться (больше не нужно постоянно ловить взглядом колеи и бульники на дороге) и как следует разложить по полочкам все впечатления, накопленные за неделю путешествия.
Дорога идет сквозь поля, на которых уже почти вызрела пшеница, кукуруза и … а что это за странная травка? Какой знакомый запах! Как будто с головой окунулся в бочку с медом. Да это же гречиха! Запах такой, что через десяток минут движения даже разыгравшийся аппетит затихает. Понюхал и наелся – настолько сладко пахнет цветущая гречиха. Да уж, у нас в средней полосе такого не встретишь.
Чем ближе к краевому центру, тем меньше в воздухе запахов природы и цветов и больше – выхлопа и пыли. Ничего не поделаешь. Мы медленно, но верно возвращаемся из волшебного и отрешенного мира Золотого Алтая в реалии нашей цивилизации. Светофоры, пробки, люди на "зебрах", грузовики… Реальность возвращается очень быстро, но в голове все равно до сих пор образы горных вершин, запахи трав и горные перевалы. Алтай не отпускает.
Финальный ужин проходит в знаменитом Байк-баре в Барнауле. Ну а где же еще? Рок-н-ролл, мотоциклетные железяки на стенах, коктейль "кик-стартер" и дипломы об успешном прохождении маршрута. А назавтра нас уже ждет самолет, пыльная Москва и рабочие будни.
Но Алтай своей умиротворенностью и отрешенностью от мира еще долго будет сидеть внутри каждого и не отпускать от себя. Это такое место, куда хочется возвращаться еще и еще. Алтай всегда будет разным и прекрасным. В нем содержится какая-то невероятная энергетика, которой он щедро делится с теми, кто приезжает к нему в гости. И этого заряда хватает на долгие месяцы. Стоит вспомнить о перевалах Кату-Ярык и Чике-Таман, суровые пейзажи Телецкого озера или уютный аил и уходит усталость, поднимается настроение и хочется жить дальше. Чтобы вернутся туда еще раз. Или не раз.
Благодарим компанию BMW Russland Trading и "Турсмото" за приглашение.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться