Ветер перемен
В конце девяностых годов в Тольятти решили потихоньку сворачивать выпуск самых старых моделей – в первую очередь, классической линейки Жигулей. Речь шла не столько о прекращении производства, сколько о его переносе на другие предприятия – в первую очередь для того, чтобы разгрузить собственные производственные мощности для наращивания объемов выпуска новых моделей, в частности, автомобилей «десятого» семейства. Да и «зубилу» первого поколения уже была подготовлена смена в виде рестайлинговых моделей Самары-2. К тому же старые машины мешали и освоению еще более перспективных автомобилей, к которым на тот момент относились Калина и Приора.
При этом наблюдалась парадоксальная ситуация: спрос на, казалось бы, устаревшие классические модели заднеприводных Жигулей и угловатые Самары ничуть не снижался!
Особенно – на так называемой «периферии». Да и в соседнем украинском государстве у «классики» и автомобилей восьмого семейства был свой устойчивый круг потребителей, которые не гнались за «новейшими» разработками Волжского автозавода, а давно пришли в согласие с набором потребительских качеств (и стоимостью) более старых моделей.
Именно поэтому производство начали потихоньку переносить на другие заводы. К примеру, ВАЗ-2106, являвшийся одной из самых старых моделей-долгожительниц и деливший заводской конвейер с 1996 года с «десяткой», начал "переезд" уже в 1998 году — но пока не на Украину, а на сызранское предприятие "Рослада". При этом в Тольятти "шестёрку" выпускали до 2001 года, и как раз в этот момент началась сборка легендарной "шахи" на созданном для этого херсонском заводе Анто-Рус (Украина), а 2002-м в географии сборки этой модели появился и завод "ИжАвто" (Ижевск), где её и выпускали до 2006 года.
Существовала еще одна веская причина для запуска проекта «украинский ВАЗ»: крупные предприниматели, уже являвшиеся на тот момент больше олигархами, захотели вложиться в производство автомобилей с ладьей на решетке, поскольку в начале двухтысячных такой проект сулил неплохие барыши.
Луцк, Херсон, Кременчуг, Черкассы и Запорожье
В это же время «был дан приказ на запад» и остальным моделям с приводом на задние колёса: с осени 2002 года в Херсоне началась сборка четвёртой и седьмой моделей, которые пользовались у украинских автомобилистов не меньшим спросом, чем «шестёрка». Кроме того, выпуск "четвёрок", "пятерок" и "семёрок" крупноузловым методом наладили в сборочных цехах предприятия КрАСЗ, расположенном в городе Кременчуг Полтавской области и принадлежавшем концерну АИС.
В 2001 году производство классических Жигулей и даже Нивы началось в Луцке — на тот самом заводе ЛуАЗ, который в советские времена выпускал полноприводные "волынянки".
На стыке веков предприятие уже входило в корпорацию «Богдан», которое, в свою очередь, являлось частью группы "Укрпроминвест", принадлежавшей предпринимателю Петру Порошенко. Приобретя луцкий автозавод и заключив договор с АвтоВАЗом, руководство концерна решило заняться сборкой автомобилей ВАЗ, причем не только заднеприводных, но и тех самых Самар первого поколения, которые в Тольятти уже вытеснялись с конвейера обновленными моделями ВАЗ-2115 и ВАЗ-2114.
У покупателей луцких "девяток" в 2002 году даже был выбор между различными системами питания — привычным карбюратором Солекс или более современным распределённым впрыском.
Ранние Самары украинской сборки можно отличить по окрашенным в черный цвет дверным рамкам и порогам – так же, как это было на советских и российских машинах |
Надпись «Укрпроминвест» на подкапотной табличке этой «девятки» 2002 года выпуска подтверждает, что автомобиль собран в Луцке |
Однако луцкие Самары были продуктом так называемой технологии SKD — то есть, сваренный, покрашенный и даже собранный в России кузов в Луцке просто проходил досборку. Даже идентификационный номер VIN начинался с привычных для автомобилей тольяттинского производства букв ХТА, а отличались «укрпроимвестовские» Самары разве что подкапотной табличкой и мелочами вроде колесных дисков производства кременчугского завода КрКЗ, шин Росава ВС-11, аккумулятора Иста и глушителя отечественного производства. Разумеется, машины были заправлены украинскими эксплуатационными жидкостями, причем их качество обычно было далёким от идеала.
В 2003 году сборку Самар наладили в Херсоне, причем уже летом этого года с конвейера сошел 3500-й автомобиль модели ВАЗ-21099. Таким образом, сборка "украинских" автомобилей из российских машинокомплектов потихоньку набирала обороты.
Украинские Жигули мирно уживались на дилерских площадках с российскими ВАЗами (2006 год) |
Однако в 2004 году у Самар появилась новая украинская прописка — на сей раз в Запорожье, а сборку переднеприводных моделей первого поколения в Херсоне и Луцке начали потихоньку сворачивать.
Ржавеющие ЗАЗы
На это была уважительная причина – после того, как корейцы из GM-Daewoo окончательно избавились от своей доли в активах предприятия АвтоЗАЗ, в Запорожье прошла масштабная реструктуризация, в ходе которой после заключения соглашения с АвтоВАЗом начали не просто сборку, а наладили производство "девятой" и "девяносто девятой" моделей.
Конечно, большинство использованных при этом деталей было изготовлено в Российской Федерации, но благодаря сварке и окраске кузовов запорожские Самары даже получили собственный номер кузова, который начинался с буквы Y.
Технически украинская Самара ничем не отличалась от обычных ВАЗ-21093/21099 со впрысковым мотором 2111 и так называемой «высокой панелью».
К слову, карбюраторные версии Жигулей на украинских заводах выпускали до 2006 года — вплоть до введения норм Евро-2, которые поставили окончательную точку в этой системе питания.
В Запорожье аж до 2012 года выпускали и «семёрку» — разумеется, уже со впрысковым мотором.
Однако «локализация» не прошла бесследно для «зубил»: как оказалось уже спустя пару лет после начала производства, многие запорожские Самары просто безбожно ржавели, превращаясь в «дырявые вёдра» уже спустя 3-4 года после покупки. И это – с учётом относительно мягкого украинского климата! Скорее всего, причина крылась в нарушении технологии подготовки и защиты металла, поскольку чисто визуально окрашены автомобили были вполне качественно.
В январе 2007 года в связи с прекращением производства в Тольятти полуторалитрового мотора ВАЗ-2111 запорожские Самары получили двигатель ВАЗ-11183-20 объемом 1,6 литра, который внешне было легко отличить от обычной «полторашки» по пластиковому модулю впуска. Такой силовой агрегат был немного мощнее, а еще после обновления с марта 2007-го запорожские Самары получили интерьер от ВАЗ-2115, окончательно отказавшись от установки «высокой торпеды».
С 2007 года на украинские Самары оснащали интерьером от Самары-2. Однако рулевое колесо в Запорожье устанавливали нештатное |
Более плавные обводы деталей салона, регулировка рулевой колонки по наклону и наличие «наворотов» вроде штатных электроприводов центрального замка и передних стеклоподъемников увеличили цену машины примерно на 200 долларов, вследствие чего «девятки» и «девяносто девятые» получили новую волну популярности, переживая в Украине очередную «молодость». В таком виде автомобили продержались на конвейере в Запорожье вплоть до конца 2011 года.
Плюс «десятка»
А что другие модели ВАЗа? В середине двухтысячных началась постепенная «эмиграция» автомобилей десятого семейства, которые окончательно освободили тольяттинский конвейер для производства Приоры в 2007 году. На Украине «десятки» собирали на нескольких заводах – уже известных нам ЛуАЗе и Кременчугском автосборочном заводах, а также на базе автобусного завода на специально созданном для выпуска автомобилей этой модели предприятии «Богдан» в Черкассах.
В 2009 году у корпорации "Богдан" изменился собственник: долю акций П.А. Порошенко приобрел О.В. Свинарчук, а Луцкий автомобильный завод был переименован в компанию "ОАО Богдан Моторс". Производство «десяток» продолжилось, причем автомобили получили… собственное наименование Bogdan-2110.
Внешне "богданизированную десятку" можно было отличить по другим задним фонарям и соответствующим названию шильдикам, а в салоне появилась новая панель приборов. Разумеется, доля украинских комплектующих при этом заметно увеличилась, а еще, по заявлениям производителя, кузов украинских «десяток» отличался лучшей технологией окраски и защиты металла.
В Черкассах производили не только обычные "десятки", но и фургоны под названием Богдан-2310/2312! Автомобиль был разработан на базе ВАЗ-2110 и отличался от неё задней частью, которая лишилась пары дверей и получила грузовой отсек объемом 2,5 кубометра. Грузоподъемность фургона при этом увеличили до 500-700 кг.
Интересно, что «Богданы» поставлялись даже в… Россию! Действительно, в РФ находились желающие приобрести модель, на тот момент уже снятую с производства в самом Тольятти. Однако в 2012-м объемы продаж этих автомобилей в нашей стране существенно упали из-за введения утилизационного сбора, и «Богданам» пришлось покинуть российский рынок.
Именно поэтому многие предпочитали купить не быстро сгнивавшую «девяносто девятую», а «пятнашку» тольяттинской сборки, которая сопротивлялась коррозии чуть дольше и активнее.
Заключение
Историю всех украинских предприятий по сборке ВАЗов объединяют два фактора – их история началась в первой половине нулевых годов и уже через 5-7 лет закончилась… «клинической смертью» самих предприятий. Дольше (и серьезнее) всех продержался АвтоЗАЗ, который производил автомобили из российских машинокомплектов с 2004-го вплоть до 2012 года, а «последним из могикан» стало черкасское предприятие «Богдан». После известных событий, связанных со сменой украинской власти и радикальным изменением внешней политики государства, уже в апреле 2014-го поставки машинокомплектов из России для производства прекратились, а понятие «украинский ВАЗ» стало достоянием истории. Навсегда или нет – покажет время…
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
Хоть что-то выпускают.