Многие заблуждаются, считая аэрозоли «Быстрый запуск», «Быстрый старт» и прочие подобные составы исключительно помощниками ленивых автовладельцев, которые предпочитают использовать «костыли» вместо того, чтобы ремонтировать убитый двигатель. Эти средства предназначены для самых разных ситуаций, в которых они сохраняют ресурс мотора, стартера, аккумулятора, а также силы и здоровье водителя.
Почувствуйте разницу
Большинству водителей знакомы аэрозольные баллончики, объединяемые в лексиконе автолюбителей общим условным названием «быстрый старт». Аэрозольные флаконы содержат в себе оптимальную смесь высоколетучих эфиров, способных эффективно испаряться и мгновенно воспламеняться даже в самые экстремальные морозы.
Однако не все знают, что весьма похожие на действие современных «быстрых стартов» методы используются в автопроме достаточно давно. Еще в советских автомобилях типа ГАЗ-66, ГАЗ-69, ЛУАЗ-969 и прочих военных, полувоенных и народно-хозяйственных машинах с 60-х годов устанавливалось любопытное устройство под названием «Пусковое приспособление «Арктика» 5ПП-40А». В полном соответствии с названием эта система предназначалась для эксплуатации машин в условиях Крайнего Севера.
Комплекс 5ПП-40А представлял собой устанавливаемый на раме авто ручной воздушный насос в виде огромного «шприца» и контейнер-смеситель для приготовления легковоспламеняющейся смеси. «Шприц» соединялся металлической трубкой со смесителем, а тот, в свою очередь – с впускным коллектором, в который для этого вворачивалась особая форсунка. В контейнер помещалась специальная одноразовая капсула с жидкостью «Арктика» – смесью летучих эфиров. Если осуществить нормальный предпусковой подогрев двигателя (горячей водой, огнем и т. п.) не удавалось, то использовалась как раз эта система. Капсула с эфиром помещалась в емкость-смеситель и прокалывалась при помощи иглы, встроенной в крышку смесителя. Затем нужно было сделать несколько интенсивных качков насосом, чтобы прогнать воздух, насыщенный горючими парами, в коллектор. После чего двигатель легко заводился. Таким образом, идея использовать эфиры для пуска мотора совсем не нова.
Подобные сложности сегодня вытеснены из шоферского обихода простыми в использовании аэрозольными баллончиками. Эти средства одинаково хорошо действуют и в бензиновых, и в дизельных двигателях. А иметь их в своем арсенале стоит, даже если вы и не эксплуатируете автомобиль в особо холодных регионах.
Старт в мороз
Во-первых, конечно, стоит сказать о самом очевидном применении баллонов «быстрый старт» – для запуска бензиновых и дизельных авто в мороз и не только. На исправном двигателе, но с не первой свежести аккумулятором аэрозоль позволит пережить экстремальные холода, не добивая батарею и стартер. Прыснул во впускной коллектор в обход воздушного фильтра – и не придется долго «крутить», давая повышенную нагрузку на электрику из-за густого масла и слабой испаряемости топлива. На эфирах мотор зачастую заводится с пол-оборота, даже быстрее, чем на бензине летом. Если же изношен сам силовой агрегат и компрессия снижена, то на холоде он опять же может не завестись естественным путем – пусть и со свежим аккумулятором и исправным стартером. Но «быстрый старт» поможет и тут. Также аэрозольный коктейль эфиров полезен при попытке воскресить давно стоявший старый автомобиль. Практика показывает, что для запуска часто не хватает именно динамики раскрутки коленвала. Стартер вроде бы жужжит исправно, но его «немножко не хватает», и интервалы между отдельными вспышками велики. Двигатель чихает, но никак не схватывает. Один-два «пшика» во впуск позволяют резко увеличить частоту вспышек, и мотор раскручивается.
Запуск «микролитражек»
Второе широкое поле для применения «аэрозольных стартеров» – это малая мототехника. Скутеры, квадроциклы, триммеры-бензопилы и прочее. У этой техники зима порождает две характерные проблемы.
Одна из них – это сам по себе холодный запуск. Максимально упрощенные мембранные карбюраторы не любят сложных условий, так как не имеют в конструкции элементов, обеспечивающих работу на переходных режимах. Зимний старт для них – нелегкое испытание (о снегоходах и снегоуборщиках, правда, в этом контексте речь не идет – там обычно карбюраторы штатно имеют специальные доработки для зимних запусков).
Еще одна проблема – это «пробуждение» малой техники после зимы. Забытый в баке бензин с двухтактным маслом и испарившимися за зиму легкими фракциями неважно воспламеняется и сильно затрудняет запуск. Да и остатки масла после испарения топлива засоряют карбюратор. Мотор чаще всего способен «прочихаться», будучи прогретым и дросселируемым на высоких оборотах, но для этого его нужно хотя бы первый раз завести. В обоих случаях баллончик «быстрого старта» сбережет ваши силы, которых без него, поверьте, много уйдет на бесконечные рывки стартерного тросика…
Старт в горах
Третья история, где «быстрый старт» способен проявить себя, – запуск двигателей внутреннего сгорания в условиях высокогорья. Это имеет значение и для проживающих в таких регионах, и для автотуристов. Чем «ближе к солнцу», тем ниже давление, ниже плотность воздуха и меньше кислорода в том же объеме. Ухудшается качество топливной смеси, она переобогащается и способна залить свечи, пока стартер крутит дольше обычного сопротивляющийся мотор. Облегчить запуск двигателя на больших высотах над уровнем моря опять же поможет «быстрый старт».
К слову, достоинства аэрозольного флакона проявляются не только в его непосредственном действии. Как известно, меч самурай носит всю жизнь, хотя пригодиться он ему может лишь один раз – так что даже самое эффективное средство будет бесполезным, если его нет под рукой в нужный момент… Поэтому заключительный вопрос в этой истории – какой «быстрый старт» выбрать, так как в магазинах они представлены достаточно широко?
Выбираем правильный «быстрый старт»
Главные критерии – это правильная смесь легковоспламеняющихся веществ (одновременно безопасных для датчиков массового расхода воздуха!), хороший запас количества жидкой фракции и давления газа, а также надежный клапан баллона. Все эти параметры, к сожалению, не поддаются предварительной оценке покупателем, поэтому лучший вариант – приобретать не малоизвестный экономвариант, а средство проверенного крупного бренда, такое как AGA808F от AGA. 520-миллилитровый баллон AGA808F обладает оптимальным составом эфиров, высококачественным клапаном без риска утечек газа и значительным запасом давления, чтобы спокойно проживать в багажнике любого автомобиля круглогодично и всегда быть готовым прийти на выручку водителю и его мотору.