Глупый вопрос, на первый взгляд – конечно же, в масло нужно долить масло. На самом деле ответ не так однозначен. Для машин, чьи моторы конструктивно склонны к угару и межсервисному доливу, можно компенсировать снижение уровня масла и снизить угар особым составом.
От «Победы» до наших дней
Для начала – немного познавательной теории и истории.
Сегодня на дороге (хотя и весьма редко, и чаще всего – по пути на ретрофестиваль, а не в повседневной поездке) можно встретить ГАЗ М-20 «Победу». А многие ли помнят, как меняли масло в 50-сильном двигателе М-20? А меняли его, согласно руководству завода-производителя, раз в 2000 километров. В крайнем случае можно было дотянуть до 3000 километров, да и то, если ездить исключительно по асфальтовым шоссе, не выбираясь на деревенские пыльные грунтовки.
Интервал по современным меркам – жуткий. Машина с такими требованиями к обслуживанию сегодня воспринимается не как помощник, а как обуза и головная боль. Почему же такое имело место раньше? Да по причине простоты тогдашних моторных масел.
Автомобили эпохи «Победы» с тихоходными и «холодными» нижневальными двигателями ездили на базовых минеральных маслах семейства «Автол» (с индексами 4, 6, 8, 10 и 18, обозначавшими вязкость в сантистоксах). Эти масла без добавления в них присадок крайне быстро вырабатывались, окисляясь от температуры и картерных газов, порождая обильное выпадение осадков и смолистых частиц, забивавших масляные магистрали, фильтры, поршневые канавки. Высокая коксуемость требовала очень частой замены. А на пластинчатом масляном фильтре грубой очистки «Победы» был даже специальный рычаг, который нужно было проворачивать, чтобы избавится от накопившихся на пластинах загрязнений – иначе уже через несколько сотен километров фильтр терял пропускную способность.
Массовый выпуск масел с добавлением различных присадок в СССР начался с конца 50-х годов. Например, широко распространилось моторное масло «АСп-5», где буква «п» означала как раз наличие комплексной присадки ЦИАТИМ-331, резко повышавшей термоокислительную стабильность масла – стойкость к угару, появлению лаковых отложений, а также дающую стабильную вязкость в более широком диапазоне температур. Уже в 408 и 412-х «Москвичах» масло стало работать вдвое дольше – до четырех тысяч километров. Для современного автолюбителя это звучит все равно пугающе, но разница тем не менее в два раза в пользу более продвинутых масел с присадками, и технологическая эволюция налицо.
Современные же масла – это, как и прежде, базовая основа (правда, лишь в редких случаях минеральная – в основном полу- и полностью синтетическая) и комплексный пакет присадок. Именно он задает почти все свойства масла, поскольку голая базовая основа, как в случае с «Победой», не способна обеспечить нормальную смазку современного мотора в течение продолжительного времени – даже бюджетной машины, не говоря уже о мощных и сложных двигателях авто более высокого класса.
И по сути, в большей степени о качестве и количестве присадок ведутся бесконечные «масляные холивары» среди автовладельцев. Именно к присадкам по факту предъявляются претензии, когда говорят, что то или иное масло быстро теряет уровень ввиду ускоренного угара или испарения, плохо ведет себя при повышенных или пониженных температурах, вызывает жесткую работу двигателя, плохо прокачивается через гидрокомпенсаторы. Пакеты присадок очень разные, и, что вполне предсказуемо, в бюджетных маслах они и подешевле, и количество их поменьше, но и в более дорогих производители порой «пошаливают» – экономят.
Виды и назначение присадок
В пакет присадок, присутствующих в любом моторном масле, входят:
- Вязкостно-загущающие присадки. Это сложные высокомолекулярные полимеры, меняющие свои свойства от температуры и отвечающие за способность масла держать пленку в парах трения и не допускать непосредственного контакта металла с металлом.
- Противоизносные присадки – образуют на поверхности защитный слой с меньшим сопротивлением сдвигу, что и снижает износ.
- Моющие присадки, детергенты и дисперсанты – растворяют лаковые и сажевые отложения на деталях двигателя и не дают им слипаться, образовывая более крупные частицы. На чистом двигателе предотвращают образование загрязнений.
- Антиокислительные присадки нейтрализуют кислород и картерные газы, вызывающие «старение» масла.
- Антикоррозионные присадки нейтрализуют кислоты, образующиеся в результате взаимодействия масла с картерными газами и кислородом воздуха, защищая детали двигателя.
Большинство автопроизводителей сегодня заявляют межсервисный интервал замены масла не менее чем в 15 тысяч километров, а некоторые – и больше. Однако это, к сожалению, не означает, что масло эффективно защищает двигатель все 15–20 тысяч. Реальная эффективность практически любого моторного масла не превышает 10 тысяч километров. А в тяжелых условиях работы (высокие нагрузки, высокие скорости, интенсивное использование машины при высоких и низких температурах воздуха, режим такси с бесконечными старт-стопами и недогревами и т. п.) – и того меньше: присадки практически полностью вырабатываются за 5–7 тысяч и даже быстрее.
Добавим присадки самостоятельно
На многих интернет-форумах автовладельцы часто рассуждают, из чего состоят фирменные пакеты присадок в масла и реально ли скомпилировать что-то аналогичное самостоятельно, в гаражных условиях? Если бы подобное удалось, можно было проделать множество полезных вещей.
Например, уверенно продлить срок службы масла до привычных для многих 10 тысяч километров пробега, если машина эксплуатируется в тяжелых условиях. Или более безопасно и спокойно пройти на масле увеличенный интервал 15–20 тысяч километров, если таковой предписывается производителем автомобиля, а вы обслуживаете машину у официального дилера по сервисной книжке. Или сделать из бюджетного масла масло более высокой категории. Все это позволяет осуществить Комплекс присадок к маслу AGA905M от давно известного бренда автохимии AGA.
AGA905M – это сбалансированный комплекс присадок со всеми необходимыми для современного двигателя свойствами. В его состав входят противоизносные, антиокислительные, моющие присадки, а также эффективные стабилизаторы вязкости. Упаковка в 335 миллилитров содержит объем присадок, рассчитанный на долив в 4–5-литровую систему смазки. С помощью AGA905M можно восстановить моющие, антипенные, противозадирные и вязкостные характеристики любого моторного масла в межсервисный интервал, когда штатные присадки уже выработаны в силу неблагоприятных условий эксплуатации автомобиля или в силу их небольшого содержания в бюджетном масле. Помимо невидимого извне увеличения ресурса мотора, благодаря AGA905M снижаются угар, дымность и токсичность выхлопа, уменьшаются стук клапанов (если он есть) и акустический шум двигателя.
Еще одна уникальная и крайне полезная функция AGA905M – это использование его для «добычи двух зайцев». Речь идет о машинах, в которых заметный долив масла даже в 10-тысячном интервале между заменами – норма, предусмотренная производителем автомобиля. Многим, к примеру, известен штатный масложор на некоторых немецких моторах. Или маловязкие масла для современных двигателей, типа 0W-16, которым свойственно более интенсивное угорание.
Во всех этих случаях в качестве доливки полезно использовать не просто аналогичное масло, а именно препарат AGA905M. Его стоимость (около 400 р. за 335 мл) сопоставима со стоимостью масла в типичных для долива литровых упаковках, поэтому, используя AGA905M, мы и уровень в двигателе восстанавливаем, и даем мощный заряд «второго дыхания» основному объему масла в картере, восстанавливая его свойства. Подобную процедуру доливки можно проводить между заменами масла до трех раз.