Купить готовую охлаждающую жидкость или развести ее самостоятельно из концентрата с дистиллированной водой – один из вечных вопросов и поводов для споров среди автолюбителей. Одни свято верят в концентрат, поскольку его обычно используют официальные дилерские сервисы, другие же уверены, что только готовый антифриз гарантирует оптимальный состав. Кто же прав?
Сколько в антифризе воды?
Чем отличаются антифриз и концентрат антифриза? Есть ли у того или другого преимущества друг перед другом? Да и вообще, почему в принципе существуют два таких варианта? Давайте разберемся по порядку.
Автомобильная охлаждающая жидкость обязана отвечать множеству строгих критериев. Это определенные пределы значений температур замерзания и кипения, определенная вязкость, чтобы помпа легко прокачивала жидкость по системе, способность подавлять пенообразование и противостоять кавитации. А главное – насколько хорошо охлаждающая жидкость защищает разные металлы от коррозии и насколько она инертна к пластикам и эластомерам.
Большинство современных антифризов для автомобилей созданы на основе многоатомных спиртов в их смеси с водой. И самый распространенный из этих спиртов – этиленгликоль. Поэтому товарный антифриз – это моноэтиленгликоль (МЭГ), вода и присадки. Соответственно, концентрат антифриза – это моноэтиленгликоль с присадками, но без воды. Дистиллированную воду в него добавляют перед заливкой в систему охлаждения двигателя, а ее количество и определяет нижний температурный порог работы антифриза – температуру замерзания.
Кто-то задаст вопрос: может быть, просто нужно использовать чистый этиленгликоль, который и будет идеальным антифризом с максимальным запасом по температуре замерзания? Увы, нельзя. Чистый этиленгликоль никогда не используется в качестве антифриза, так как замерзает он (в это трудно поверить тем, кто не связан с химией) всего лишь при –13 °C. Зависимость температуры замерзания смеси этиленгликоля и воды – нелинейная. У микса этиленгликоля и воды в соотношении 1:1 по объему температура замерзания –33 °C. Это уже неплохой антифриз для регионов с умеренными морозами типа средней полосы. Уменьшая количество воды, мы увеличиваем порог замерзания, и при соотношении 1:0,5 он становится максимальным: –61 °C. А вот продолжая снижать количество воды, сделаем только хуже – температура замерзания начнет расти, и у чистого этиленгликоля она составит, как уже говорилось, минус тринадцать градусов.
Для чего же в продаже существуют концентраты и готовые антифризы, если формально преимуществ одних перед другими нет? Причин тут несколько.
Во-первых, это снижение цены. 20-тонная фура способна привезти 20 тонн готового антифриза или 20 тонн концентрата, из которого получится в итоге от 30 до 40 тонн охлаждающей жидкости. Воду возить дорого и невыгодно, разница очень значительна, и поэтому за рубежом концентрат весьма распространен. Его используют как официальные дилерские сервисы, так и автомагазины – в любом случае цена для конечного потребителя оказывается ниже. Собственно, именно официальные дилерские сервисы и привили многим российским автолюбителям любовь к концентратам антифриза – системная культура обслуживания автомобилей предполагает рациональную экономию во всем, и в первую очередь там, где это не является компромиссом.
Во-вторых, концентрат антифриза позволяет приготовить охлаждающую жидкость с повышенной морозоустойчивостью. Массовому потребителю не нужны экстремальные температурные характеристики, и –40 °C хватает почти всем. Собственно, пределами –35–40 °C ограничены и те антифризы, что заливаются на заводском конвейере. Но если вы проживаете в регионе с суровым арктическим климатом, то вам может понадобиться антифриз и на –50 °C, и на –60 °C. И такую жидкость в основном делают именно из концентратов – не в каждом магазине купишь уже готовую.
В-третьих, концентрат (особенно в небольшой фасовке) очень удобен для долива, если вы были вынуждены из-за утечки добавлять в систему охлаждения воду. Концентрат эффективно восполнит потерю температурных характеристик без необходимости полной замены антифриза.
Новые концентраты на российском рынке
В последний год с российского рынка ушли как сети официальных дилерских сервисов большинства брендов, так и многие зарубежные поставщики автомобильных эксплуатационных материалов и запчастей. Но их уход лишь стимулировал развитие и иностранных, и отечественных брендов. Например, в широкой линейке готовых высокоэффективных антифризов AGA российского производства недавно появились и концентраты. Это не только улучшило логистику, позволив транспортным компаниям не возить лишнюю воду, но и сделало антифризы более доступными для покупателя. Развести нужный объем из концентратов AGA получается дешевле, чем купить готовую охлаждающую жидкость – даже с учетом дополнительного приобретения «дистиллировки».
Концентраты появились в самых популярных линейках охлаждающих жидкостей AGA – красной Z40 и зеленой Z42. Готовые антифризы в этих линейках доступны в фасовке 1 литр, 5 литров, 10 литров, 52 литра и 220-литровой индустриальной бочке. Концентраты же можно купить в канистрах 1 литр и 5 литров, что позволяет скомбинировать оптимальный для большинства автомобилей объем, рассчитанный как на полную замену охлаждающей жидкости, так и на долив.
На каждой упаковке концентрата имеется рекомендованная производителем таблица разведения дистиллированной водой. Процесс приготовления антифриза с необходимым вам нижним порогом температуры окружающей среды предельно прост – перемешиваем дистиллированную воду с концентратом в пропорции по таблице ниже:
Объем воды на одну 5-литровую канистру концентрата AGA |
Нижний предел температуры готового антифриза |
---|---|
5,00 л | –33 °C |
4,35 л | –42 °C |
4,25 л | –44 °C |
3,50 л | –52 °C |
2,75 л | –61 °C |
Пять цветов AGA
Напомним, что в линейке премиальных антифризов AGA Z-серии ВСЕ антифризы (и, разумеется, одноименные концентраты.) полностью взаимозаменяемы в рамках спецификаций G11, G12, G12+, G12++, G13 и совместимы с любыми типами двигателей, моделями и марками автомобилей.
Красный антифриз AGA-Z40 особенно рекомендован для двигателей, работающих с высокими нагрузками при низких и средних оборотах коленвала (ниже 3000 об/мин). Такое происходит, если вы постоянно стоите в городских пробках, часто ездите по пересеченной местности, буксируете прицеп. Также подобные нагрузки характерны для двигателей коммерческой техники и машин с низкооборотными V-образными моторами.
Зеленый антифриз AGA-Z42 отлично работает в моторах спортивных автомобилей, а также моторах автомобилей, часто эксплуатирующихся при высоких частотах вращения коленвала, активном стиле езды с интенсивными, частыми наборами скорости на пониженных передачах и регулярными обгонами.
Тут важна повышенная устойчивость к кавитации, и AGA-Z42 содержит специальные присадки, образующие на поверхности металла демпфирующий слой, который гасит ударные волны акустической и гидродинамической кавитации.
Желтый антифриз AGA-Z65 рекомендован для двигателей, работающих в тяжелых температурных режимах и с максимальной отдачей крутящего момента. Эта охлаждающая жидкость оптимальна в экстремальных условиях пустыни или Крайнего Севера, при движении по магистрали с перегрузом, по городу при сильной жаре и недостаточном встречном обдуве, в режиме авторалли и трофи. AGA-Z65 имеет самый широкий температурный диапазон использования от –65 до +132 °С.
Синий антифриз AGA-Z45ev разработан специально для электромобилей и гибридов. AGA-Z45ev полностью адаптирован для заправки циркуляционных систем охлаждения любых современных электромобилей, где применяется жидкостное охлаждение электродвигателей, а также охлаждение тяговых высоковольтных батарей. В этой технике допускается использовать только антифриз с особо низкой электропроводимостью.
Оранжевый антифриз AGA-Z35м особенно хорош в мощных двигателях современных мотоциклов и мототехники всех видов, для которой характерны очень высокие обороты и малоемкие системы охлаждения. AGA-Z35м отлично показывает себя и в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легковых автомобилей всех марок с турбонаддувом и интеркулером. Для этого AGA-Z35м обладает увеличенной теплоемкостью и пониженной вязкостью.
Ну и подытожим
Есть желание сэкономить деньги без малейшего намека на компромисс – пожалуйста, теперь вам в этом помогут новые концентраты двух самых популярных сортов антифриза AGA, красного Z40 и зеленого Z42. Нужно побыстрее провести работы с системой охлаждения или нет под рукой тары для приготовления смеси – к вашим услугам все пять разновидностей готовых антифризов AGA Z-серии. Главное, что и концентраты, и готовые антифризы AGA обладают всеми необходимыми характеристиками, которыми должны обладать качественные антифризы. Все готовые составы и концентраты без потери свойств работают до 5 лет или до 150 тысяч километров пробега и превосходно себя показывают при замене штатной охлаждающей жидкости стандартов G11, G12, G12+, G12++ и G13. Все они способны заменить друг друга: нальете «мотоциклетный» антифриз в трактор или «низкооборотный» красный антифриз в спортивный двигатель – не проблема.