Старый конь, может быть, и не портит борозду, а вот пожилые моторы гораздо быстрее портят масло, нежели их близнецы с небольшим пробегом. На двигателях с большим пробегом масло страдает от попадания топлива и окисления избытком картерных газов, в результате чего оно стареет и теряет свои свойства, когда до плановой замены еще далеко…
Снизить скорость деградации масла, его расход и дымность выхлопа поможет специальная добавка – стабилизатор вязкости.
Упоминание присадок в масло у многих вызывает скептическую улыбку. Когда-то эта категория автохимии подверглась незаслуженной критике наивных пользователей, которые пытались первой попавшейся присадкой поднимать из руин полумертвые моторы, не держащие давление, со стучащими коленвалами и овальными цилиндрами… Чудес, разумеется, не происходило, люди разочаровывались и чувствовали себя обманутыми.
На самом деле не секрет, что свойства любого масла изначально определяются именно характеристиками заводского пакета присадок. И многие резонно рассуждают – незачем мудрить и подыгрывать маркетологам, покупая какие-то дополнительные присадки, которых в качественном масле и так вполне достаточно.
Отчасти они правы. Вот только качество заводских присадок бывает весьма различным – собственно, во многом этим и объясняется широкий диапазон цен на один и тот же, на первый взгляд, тип масла. А также не учитывается тот факт, что невозможно разработать универсальную рецептуру присадок для всех возможных условий эксплуатации конструктивно схожих автомобилей. И именно в таких случаях автовладельцы самостоятельно могут оптимизировать состав присадок под свои нужды.
Что хуже – жиже или гуще?
Вязкостная характеристика любого моторного масла – это его свойства при отрицательных и положительных максимумах рабочего диапазона. Нижняя граница рабочего диапазона – это тот мороз, на котором производитель масла еще гарантирует устойчивый проворот коленвала и запуск мотора. А верхняя – это рабочая температура двигателя. От минимума до максимума вязкость масла меняется в весьма широких пределах (не только у копеечной минералки, как многие думают, но и у самой дорогой и продвинутой синтетики), но главные характеристики масла реализуются именно при максимальной температуре, которая характерна для прогретого двигателя, работающего под нагрузкой. Именно под нагрузкой изначально плохое или быстро потерявшее свою вязкость масло способно погубить мотор, а вовсе не холостые обороты при прогреве без движения в мороз!
Тем не менее именно холодные пуски и короткие поездки на непрогретом двигателе заставляют присадки в масле максимально вырабатываться и окисляться, из-за чего оно интенсивно теряет характеристики и не справляется с удержанием рабочей пленки уже в горячем состоянии под нагрузкой. Все это особенно характерно для видавших виды двигателей с большими пробегами. На коротких поездках без должного прогрева (что характерно для большинства городских автовладельцев) в масло интенсивно попадают картерные газы и топливо, из-за этого при рабочей температуре (которая у многих моторов сегодня достигает 110–115 градусов) смазка не держит номинальную вязкость, становится, как вода. Обычно это происходит спустя несколько тысяч километров пробега, когда до замены еще далеко, но вязкостные присадки, добавленные в масло при его производстве, что называется, сработались. Из-за этого падает давление, возникает повышенный угар, дымление, шум, а также задиры коленвала и цилиндров и риск проворота вкладышей.
Что делать?
Первое, что напрашивается в такой ситуации, – сменить тип масла. Но это не то, чем можно манипулировать произвольно – пределы вязкостных характеристик определяет производитель автомобиля для конкретного двигателя. Как очень неплохой вариант, можно менять масло пораньше, сразу после того, как сработаются присадки и характер работы двигателя существенно изменится – вырастет дымность, шумность, масложор. Многие так и делают, но этот вариант тоже так себе – и масло, отходившее всего лишь 5–6 тысяч жалко, и фильтр, не отработавший срока, и времени/сил на самостоятельную замену или визит на сервис.
Выход, впрочем, есть. У большинства ведущих мировых производителей автохимии имеются в ассортименте присадки, повышающие вязкость масла при рабочей температуре и не влияющие при этом на его пусковые свойства в холодном состоянии. Как правило, их называют «стабилизатор вязкости» или «антидым». Использование их – крайне простое: препараты добавляют в маслозаливную горловину двигателя где-то на половине срока после замены. Подобные составы целесообразно заливать в масло, быстро и заметно теряющее характеристики в стареньких движках, при пробеге около 5–6 тысяч километров после замены, чтобы без роста износа мотора откатать разумные 8–10 тысяч до следующего ТО.
Стабилизатор вязкости масла AGA
Стабилизатор вязкости масла от бренда AGA рассчитан в первую очередь на двигатели автомобилей с большим пробегом, которые эксплуатируются в типичном для города режиме коротких поездок. Флакон стабилизатора масла содержит 355 миллилитров и просто добавляется в заливную горловину двигателей, картеры которых вмещают от 3 до 5 литров – то есть подходит большинству современных моторов. Как правило, двигатели, которым полезна присадка, имеют повышенный расход масла на угар, поэтому добавлять препарат имеет смысл именно в качестве очередного долива.
Оптимальный режим применения Стабилизатора вязкости AGA – заливка за несколько тысяч километров до замены, когда масло уже начало терять свои свойства, что выражается повышенной дымностью, шумом гидрокомпенсаторов и снижением давления. Главная же задача присадки – препятствовать разрыву масляной пленки в трущихся парах при высоких нагрузках, что зачастую ведет к полному выходу двигателя из строя.
А на особо сильно изношенных моторах, в которые постоянно доливают масло, Стабилизатор вязкости AGA (AGA904M) имеет смысл добавлять сразу, в свежее, только что замененное масло. Присадка заметно уменьшает характерный сизый выхлоп и стабилизирует уровень в картере. Препарат совместим с моторными маслами любой вязкости – минеральными, полусинтетическими, синтетическими. Одинаково эффективно работает как на бензиновых, так и на дизельных агрегатах.
Стабилизатор вязкости AGA не требует ни инструментов, ни особых условий. Флакон препарата выливается в маслозаливную горловину прогретого и заглушенного мотора, после чего можно сразу заводить и ехать. Эффект также ощутим сразу. В дальнейшем масло и фильтр просто меняются в соответствии с обычным графиком!
Итак, если вы являетесь обладателем автомобиля с пробегом, то использование автохимии для продления жизни мотора не прихоть, а скорее необходимость. Во избежание неприятных последствий, связанных со старением и деградацией моторного масла, лучше вовремя предпринять профилактические меры. В изношенном моторе масло неминуемо потеряет свои свойства раньше положенного срока. Заливка Стабилизатора вязкости AGA поможет спокойно доездить до плановой замены масла и не беспокоиться о состояния мотора. К тому же, стоимость AGA904M фактически равна стоимости 300 мл моторного масла, которое вы покупаете «на долив», при этом, доливая стабилизатор, вы не только восполняете уровень, а получаете дополнительный положительный эффект!