У антифриза, помимо его достаточного количества в системе охлаждения и температуры замерзания, есть еще один важный параметр, который весьма непросто проверить и распознать. Это показатель смачиваемости поверхности охлаждающей жидкостью. И высокий уровень этой характеристики готовы подчеркивать далеко не все производители.
В некоторых обстоятельствах практически все антифризы показывают хороший результат. И высококачественные, и ультрадешевые. Да что там – даже обычная вода отлично охлаждает двигатель, когда он имеет небольшой пробег, полностью исправен, чист и работает под невысокими нагрузками.
Однако некоторые качества антифриза начинают проявляться, когда условия становятся более тяжелыми. Двигатель имеет значительный пробег, его водяная рубашка частично зашлакована внутри, радиатор имеет уже не ту пропускную способность, что была у нового. А водитель изрядно нагружает машину высокими скоростями, перевозкой пассажиров или грузов, ездой в гористой местности. Причем речь не идет об экстриме – лишь в пределах разумного. В этих условиях тепловыделение мотора резко растет, и выделяющуюся тепловую энергию нужно отводить более интенсивно. А отводит ее именно антифриз. И у антифриза есть важнейший параметр, который очень сложно проверить – степень смачиваемости поверхности охлаждающей жидкостью. Давайте разберемся, что это за характеристика и как она влияет на способность антифриза отводить тепло.
Любая поверхность, даже полированная, представляет собой череду неровностей – «горок» и «ямок». Настолько мелких, что на полировке видно их только под микроскопом. Ну а внутренняя поверхность рубашки охлаждения двигателя – это отнюдь не полировка, а достаточно грубый «лунный рельеф», видимый порой и невооруженным глазом, поскольку формируется эта поверхность путем отливки чугуна или алюминия в песок. Причем не нужно думать, что «отливка в песок» – это какие-то средневековые технологии. Нет, вполне современные, ибо не меняются десятилетиями. Так отливаются блоки и головки моторов и «жигулей», и Ferrari. Что же происходит в неровностях поверхности, омываемой антифризом? Когда жидкость заполняет полости в рубашке двигателя, она вытесняет оттуда воздух. Но в микровпадинах скапливаются и удерживаются крошечные пузырьки воздуха.
Чем лучше смачивающая способность антифриза, тем меньше этих пузырьков остается – жидкость вытесняет их из микровпадин. А стандартный антифриз, с невысокой смачивающей способностью, обтекает эти пузырьки, оставляя их на своих местах. Да, пузырьки воздуха – микроскопические. Но их сотни тысяч. И если их суммировать, то получится изрядная площадь поверхности рубашки охлаждения, которая не омывается антифризом. Это сильно ухудшает теплоотвод, поскольку теплопроводность воздуха в десять раз хуже, чем у жидкости. Металл отдает тепло воздуху, а уже через него – антифризу, который уносит его в радиатор, где оно рассеивается в атмосферу. Еще одна проблема, которую порождают пузырьки воздуха, – возникновение локальных зон перегрева. В этих зонах перегрева образуются микротрещины, которые со временем могут разрастись в большие трещины, открывая путь антифризу наружу, или в камеру сгорания, или в систему смазки. Чаще всего такое случается в головке блока цилиндров.
Современные производители охлаждающих жидкостей решили эту проблему. Так, на российском рынке представлен антифриз AGA-Z40 с увеличенной смачивающей способностью. При его разработке была поставлена цель – улучшить теплоотводящие свойства даже по сравнению с аналогами ведущих брендов. Для охлаждающей жидкости AGA-Z40 разработчики дополнили стандартный пакет присадок специальными компонентами, которые уменьшают силу взаимного притяжения между молекулами антифриза. Благодаря этому Z40 лучше других аналогов вытесняет воздух из зоны соприкосновения «металл – жидкость», что ощутимо улучшает теплоотвод. А это важно как для достаточно свежих, но сильно нагруженных двигателей, так и для старых моторов, у которых поверхность рубашки охлаждения покрыта слоем осадков и накипи. На сегодняшний день Z40 является единственным антифризом, где производитель заявляет свойство повышенной смачиваемости. Кстати, увидеть это свойство антифриза AGA-Z40 можно очень просто. Полиэтилен, из которого сделаны канистры антифриза, ввиду своих свойств очень плохо смачивается. Однако если встряхнуть канистру с красным антифризом Z40, то на стенках остаются капли красного цвета. Это происходит за счет повышенной смачивающей способности антифриза, которая позволяет ему «прилипать» даже к полиэтилену. Также стоит отметить, что AGA-Z40 содержит пигмент, светящийся в ультрафиолете, для удобного поиска места утечки. Если у вас по какой-либо причине перегревается двигатель и устранить эту причину затруднительно, то вы можете для начала промыть систему очистителем системы охлаждения AGA703R, после чего заправить ее антифризом AGA-Z40. Он поставляется в различной по объему фасовке, причем доступен как готовый состав, так и концентрат, который в ряде случаев выгоднее. Концентрат после разведения дистиллированной водой обладает теми же свойствами, что и готовый антифриз, но позволяет при разбавлении понизить температуру замерзания до минус 61 °C! Уже 20 лет AGA-Z40 самый популярный антифриз бренда, фактически флагманская «модель» и неспроста. Z40 предназначен для широкого спектра бензиновых и дизельных двигателей, рассчитан на тяжелые условия эксплуатации, работает от –40 до +123 °C, негорюч, соответствует классу G12++, позволяет применять его в любой технике, в том числе рассчитанной на применение антифризов, соответствующих спецификациям: G11, G12, G12+, G12++, G13. А запас служебных свойств позволяет смешивать его в любом соотношении с антифризами любых марок. Не ждите, пока ваш двигатель закипит! Защитите его от перегрева и наслаждайтесь комфортной поездкой!