Специализированные смазки всегда удобнее и правильнее универсальных. Конечно, можно по старинке все на свете мазать остатками из канистры моторного масла, но лучше применять специальные средства, рассчитанные на конкретные цели и задачи.
Аэрозольная фасовка – оптимальный формат для жидких и текучих смазок, которые сложно наносить кисточками, палочками и капать из флаконов с удлиненными носиками. Давайте рассмотрим три самых распространенных типа смазок под давлением, которые имеются в арсенале продвинутого автомобилиста.
Силиконовая смазка
Одно из самых популярных средств, которое хорошо известно даже тем, кто не ремонтирует автомобиль своими силами, поскольку силиконовые аэрозоли используются чаще для ухода за машиной, нежели непосредственно для ремонта. Задача аэрозольной силиконовой смазки – защищать резиновые элементы автомобиля от влаги и кислорода, иными словами – от обледенения, примерзания, иссыхания и растрескивания. По-научному это называется «гидрофобная модификация поверхностей», а по-простому каждый из нас перед зимой обрабатывает на машине силиконом дверные уплотнители, замки, разнообразные резиновые заглушки и декоративные элементы для защиты от примерзания и устранения скрипов. Продвинутые же автовладельцы проливают «силикончиком» пыльники ШРУСов, шаровых узлов в стойках и рулевых тягах, сайлентблоки подвески. Такая пропитка защищает микротрещины в резине от проникновения дорожных реагентов, вызывающих быстрое старение. Также силиконовый аэрозоль эффективен для зимней консервации резиновых и хромированных деталей автомобилей, мотоциклов и скутеров.
Не стоит думать, что в аэрозольном флаконе силиконовой смазки – один лишь силикон, который правильно называется полиметиленсилоксаном (ПМС). Больше всего в баллоне так называемой основы, в которой растворен полиметиленсилоксан, поскольку иначе густую силиконовую жидкость не доставить в зону смазки – давление в баллоне просто не справится. Да и дорого… Но не все баллоны одинаковы. Чтобы снизить цену, производители используют силикон низкой вязкости и добавляют его в символических количествах. В итоге расход большой, а эффект – никакой…
Силиконовая смазка AGA851S – не самая дешевая на рынке, но в ней оптимальное количество силиконовой жидкости, причем именно высоковязкой, а не дешевых сортов. Полиметиленсилоксан бывает с различной степенью вязкости, обозначаемой цифрой после индекса. Чем меньше номер, тем меньше вязкость и способность удерживаться на смазываемых поверхностях. В AGA851S применяется силикон ПМС-60000, тогда как в экстрабюджетные баллоны добавляют ПМС-200, ПМС-400…
Аэрозоль AGA851S на основе ПМС-60000 легко распыляется, но после высыхания основы силикон долго удерживается на поверхностях, не смываясь водой и сохраняя защитные и смазочные свойства в температурном диапазоне от –40 до +200 °С, от дверных уплотнителей до горячего подкапотного пространства. Поэтому баллон с правильным составом работает, как 3–4 аналогичных по объему дешевых аналогов.
Литиевая смазка
Силиконовая смазка используется, как уже было сказано, не столько как смазка в ее прямом понимании, сколько как средство, быстро проникающее в поверхность резины и различных резиноподобных эластомеров, которых очень много на любом автомобиле. А также для защиты от влаги и солей поверхностей, не испытывающих нагрузок. Но смазывать ей узлы трения в парах «металл – металл» неэффективно – низка так называемая «несущая способность». Тут нужны пластичные смазки, способные сформировать толстый слой, заполняющий зазоры в паре трения. Для этого применяются пластичные, консистентные смазки, но они выпускаются в основном в тубах, тюбиках и банках, и для использования нужно разбирать смазываемый узел.
Но если вам нужно смазать скрипящие петли дверей, капота, багажника, замки, шарнирные узлы в приводах воздушных заслонок отопителя/кондиционера и тому подобные точки, можно обойтись без разбора и при этом доставить смазку точно в зону трения. Для этого предназначены литиевые смазки в аэрозольной фасовке. Устроены они практически так же, как и силиконовые – густая пластичная смазка на литиевой основе находится в жидком растворителе и легко заносится под давлением куда нужно. После испарения растворителя узел остается качественно смазанным, практически так же, как если бы он был разобран и обработан консистентной смазкой с помощью кисточки.
Отличным примером такого препарата является литиевая аэрозольная смазка AGA853S. При распылении она интенсивно пузырится, и этот эффект очень важен для проникновения состава в зону трения. Нанесенная смазка не стекает каплями на землю под силой тяжести, а несколько секунд еще продолжает пузыриться и бурлить на поверхности, затекая в щели между деталями и в шарниры. AGA853S обладает эффективными смазывающими свойствами, достаточными в том числе и для обработки силовых узлов в парах «металл – металл», а также защищает поверхности, формируя устойчивый слой. Например, при смазке автомобильных дверных петель ей полезно обработать и все поверхности вокруг них, где зимой часто скапливается соленая грязь, обычно не удаляемая в процессе мойки.
Проникающая смазка
Этот сегмент средств автохимии часто называют общим термином «жидкий ключ». Если вы ограничиваетесь самостоятельным уходом за машиной, а ремонт доверяете сервисам, то, вероятно, вам достаточно силиконового и литиевого аэрозоля. Но тем, кто крутит гайки своими руками, баллон проникающей смазки просто необходим. Его сегодня редко кто стремится заменить дедовским керосином, хотя проникающая способность есть и у него. Нанесение проникающей смазки в аэрозольном варианте на резьбу принципиально удобнее жидкого керосина без давления, поскольку позволяет доставить размягчитель ржавчины в нужное место чище для рук и быстрее.
Рекомендации по правильному использованию одного из самых известных «жидких ключей» – AGA854S – звучат так:
- Распылите состав на все стыки разбираемого соединения, особенно на его резьбовую часть.
- Повторите обработку через 30–40 секунд и подождите 2–3 минуты.
- Покачайте гайку (болт) ключом и попытайтесь отвернуть, не прикладывая чрезмерных усилий. Если это не удалось, циклично повторите процедуру до страгивания гайки.
- Сильно заржавевшие детали следует предварительно обработать составом за 15–20 минут до начала ремонта.
Кстати, если многие «жидкие ключи» обладают только демонтажными свойствами, то AGA854S умеет еще и неплохо смазывать – именно для долговременной работы узлов трения, а не только для разового отворачивания гаек и болтов. Например, с его помощью легко обработать цепь велосипеда или мотоцикла, которая должна оставаться сухой снаружи, но быть смазанной внутри звеньев. AGA854S быстро проникнет во все скрытые пары трения, после чего цепь можно протереть снаружи тряпкой или продуть воздухом.
Подытожим
Аэрозольная фасовка - очень удобный формат для самых разных смазывающих средств. Именно так - под давлением через длинный носик-трубочку лучше всего доставлять смазку в нужную точку - неважно, сокрыта ли она в глубине механизма или находится на виду. Работа с аэрозольным баллоном - максимально эффективная, быстрая и чистая. Поэтому в арсенале мастера должны быть баллоны на все случаи жизни. И это касается не только авторемонта, но и любых прикладных задач по обслуживанию домашней техники и различных технических хобби.