Удаление катализатора превратилось поистине в народную забаву – их режут и меняют на пламегасители и после выхода из строя, и превентивно, и даже новые катализаторы автовладельцы умудряются вырезать, чтобы заработать на их продаже на драгметаллы. В любом случае, удаление катализатора чревато серьезными проблемами.
Зачем удаляют «каталик»?
Машин без каталитического нейтрализатора выхлопа уже много-много лет в продаже нет – даже в «санкционных» комплектациях «Гранты» и «Нивы» от него не отказались, просто понизили класс «Евро». Тем не менее, по российским дорогам катаются сотни (!) тысяч авто, выхлоп которых ничем не очищается, – и это вполне современные автомобили, владельцы которых по разным причинам полностью избавились от катализатора. Этот процесс в последние годы принял характер эпидемии!
«Каталик» удаляют в машинах, где он очевидно «умер», что отчасти объяснимо – замена стоит достаточно дорого, особенно на фоне небольшой остаточной цены автомобиля. Удаляют его и на почти новых машинах – в частности, на корейских, где его конструкция откровенно неудачна и портит цилиндро-поршневую группу двигателя керамической пылью. Это тоже вполне объяснимо и язык не поворачивается упрекать хозяев этих авто, страдающих от кривых инженерных решений разработчиков. Однако массово встречаются ситуации, когда от нейтрализатора избавляются при первых признаках его засорения и даже без признаков – ради продажи керамики скупщикам, извлекающим из нее платину, палладий и другие драгметаллы. Развлекаются вырезанием и выбиванием исправных катализаторов и наивные «спортсмены», желающие получить несколько лишних лошадиных сил благодаря более свободному выхлопу и не понимающие, что маловероятная прибавка лежит в области тонких материй и едва заметна.
Зачем его нужно беречь?
На самом деле штатный каталитический нейтрализатор нужно по возможности беречь и сохранять максимально долго. Если он не мертв напрочь, если ваша модель машины и двигателя не печально знаменита преждевременным разрушением нейтрализатора и затягиванием его пыли во впускной коллектор, если вы не «юный гонщик» – берегите катализатор, ведь стоимость нового может достигать и 150 000 рублей, а без него вас ждет немало неудобств.
Во-первых, это, конечно, вонь выхлопа. Она неизбежна и поначалу даже шокирует многих «счастливчиков», избавившихся от «ненавистной пробки в глушителе». Машина смердит, это нюхаете вы во время медленного движения и утреннего прогрева, ваши близкие на пассажирских сиденьях, ваши соседи по дому и парковке. Постоянно отвечать на вопросы окружающих, откуда такая вонь – некомфортно, неловко и стыдно.
Во-вторых, без катализатора можно не пройти техосмотр. Что вы говорите – его отменили? Да, мы в курсе... Но перед продажей автомобиля обязательный техосмотр все еще в силе! Устранение нейтрализатора по закону – недопустимое вмешательство в конструкцию автомобиля, и мало-мальски грамотный и зрячий проверяющий увидит и вваренный пламегаситель, и «паук» вместо кат-коллектора, и переходники-обманки на датчиках кислорода, и пресловутую вонь отчетливо учует.
В-третьих, качественное удаление катализатора с сохранением корректной работы двигателя – задача непростая. Эту процедуру возьмется сделать почти каждый автомастер, хотя далеко не каждый реально умеет. Грамотные сварочные работы, корректная установка обманок, правильная прошивка блока управлением двигателя – мало кто способен идеально выполнить ВЕСЬ комплекс работ. И уж тем более халтурно работают те, кто предлагает клиенту устранить катализатор и расплатиться за ампутацию им же самим! Это не мастера, а скупщики, и работают они по максимально упрощенной процедуре. Не вникая в суть скачанных из интернета прошивок «мозгов», вваривая самые дешевые пламегасители из фольги и т. п.
Как сохранить?
Безусловно, полностью забитый, и тем более оплавленный катализатор уже не спасти никак. Однако, когда проблемы еще находятся на начальной стадии, с ними можно успешно побороться! Снижение приемистости автомобиля, увеличившийся расход топлива, затрудненный запуск – это все признаки ЧАСТИЧНО засоренного каталитического нейтрализатора, который вполне можно вернуть к жизни. Тем более когда причиной проблем стала заправка некачественным топливом. Для этого используется процесс химической очистки с помощью специального средства – Очиститель каталитического нейтрализатора AGA807F. Препарат добавляется в топливо и, частично сгорая вместе с ним, активируется при очень высокой температуре, тем самым разрушает структуру углеродистых отложений в сотах керамического блока катализатора. Отслоившиеся микрочастицы загрязнений выносятся наружу вместе с выхлопными газами, очищая систему выпуска.
AGA807F добавляется в бензин из расчета одна упаковка емкостью 335 мл на 40–60 литров топлива. Иными словами, флакон выливается в почти пустой бак непосредственно на АЗС перед его заполнением под пробку. После чего нужно выкатать этот бак без промежуточных доливов бензина. Заодно очистятся и лямбда-зонды, для которых очиститель катализатора совершенно безопасен! Подобная обработка поможет реанимировать уставший, но еще живой «каталик», и если проводить эту профилактическую процедуру пару раз в год, катализатор гарантированно будет поддерживаться в хорошей форме и прослужит дольше.
Очевидно, что катализатор – нужная деталь, и без нужды избавляться от него не стоит. Если уж «операция» неизбежна, как ни обидно, лучше взамен неисправного катализатора установить рабочий. Ну а самый простой путь экономии собственных средств – поддержание в порядке дорогостоящего каталитического нейтрализатора, то есть профилактика. Для предотвращения засорения и выхода катализатора из строя достаточно раз в 15000 км или 1–2 раза в год заливать в бензобак Очиститель катализатора AGA807F. Так и ненужных трат на замену можно избежать, и уберечь себя и как минимум своих соседей и пассажиров от токсичных выхлопов.