Коррозия автомобильного железа – процесс неизбежный. Просто где-то она начинается раньше, где-то позже, ну а последствия мелких ДТП, удары камней и дорожная соль традиционно ускоряют эти процессы. Как работает заводская гарантия на целостность кузова и что может сделать для продления его жизни автовладелец – сам, без участия автосервиса?
Сколько длится гарантия от коррозии?
Заводская защита автомобиля от коррозии – сложный и многоэтапный комплексный процесс. С этой целью проводится фосфатирование, катафорез и оцинковка рулонного металла, кузовов в сборе и отдельных готовых деталей кузова. Специальными герметиками обрабатываются все стыки металла в дверях, стойках, днище изнутри, толстым слоем мастики покрываются днище и пороги снаружи и т. п. Все это позволяет производителям безбоязненно и вполне обоснованно давать так называемую гарантию от сквозной коррозии. Длительность этой гарантии каждый автовладелец может узнать в сервисной книжке. Единой цифры, разумеется, нет – для каждой модели и марки она может быть своей, поскольку степень и масштаб обработки различается. Процент суммарной площади цинкования поверхностей, количество и виды слоев мастик, а также прочие характеристики могут быть разными. Понятно, что более дорогие машины защищаются более тщательно, с бюджетными же обходятся попроще.
К примеру, на одни модели из богатой обоймы брендов концерна Volkswagen Group дается гарантия на отсутствие сквозной коррозии кузова в течение 12 лет, на другие – 8 лет. У Renault и LADA завод-изготовитель дает 6 лет гарантии. Peugeot обещает 12 лет для легковых автомобилей и 5 – для развозных и коммерческих. В целом, порядок цифр понятен, и нет смысла перечислять все существующие в мире марки и модели. Важнее отметить, что эта гарантия действует только для автомобиля, не подвергавшегося ремонту кузова. Если же вы ремонтировались – то все, производитель с полным правом умывает руки, поскольку его заводские покрытия были нарушены. И неважно, у официалов вы устраняли последствия ДТП или у гаражных частников. Плюс обязательства по коррозии почти всегда увязаны с прохождением клиентом ТО в дилерских центрах, и если в сервисной книжке не окажется хоть одного штампа от авторизованного дилера – с гарантией на «железо» можно попрощаться. А она, что характерно, длится заметно дольше, чем гарантийный период на узлы и агрегаты, обычно составляющий 3–5 лет или 100–150 тысяч километров. Большинство автовладельцев, как известно, после окончания 3–5-летнего срока уходят от «официалов» в недорогие частные техцентры, а автопроизводителю это только на руку. Перестал заполнять сервисную книжку – забудь об обещанной гарантии от сквозной коррозии.
Срочно меняем подход к ремонту
Автомобили за последний год подорожали просто катастрофически, и, соответственно, резко вырос среднестатистический срок их использования. К сожалению, большинство российских автовладельцев вынуждены распрощаться с приятной привычкой менять новые машины через 3–5 лет, когда можно было фактически не заниматься никакими ремонтами, кроме необременительных регламентных и сезонных работ типа смены масла и шин. Срок владения одним автомобилем заметно удлиняется, и для многих – на весьма неопределенное время. Эта суровая реальность вынуждает нас изменить подход к формату ремонта, особенно проводимого собственными руками. Если раньше многие просто меняли вышедшую из строя деталь или узел, то теперь к большинству ремонтных операций следует добавлять процедуру локальной антикоррозийной обработки. Что это такое?
В кузове любой машины имеется бесчисленное количество полостей и ниш, куда попадет влага извне или скапливается конденсат из воздуха. Все эти места необходимо обрабатывать легкими антикоррозийными составами, допускающими мелкодисперсное распыление. Для этого предназначены аэрозольные препараты с высокой проникающей способностью и добавками, останавливающими коррозию на любой стадии. Залезли куда-то с целью ремонта? Не поленитесь, возьмите баллончик и попутно пролейте все, куда можно добраться. Дело-то минутное.
Вскрыли дверь для ремонта замка или стеклоподъемника – побрызгали внутрь двери. Сняли подкрылок, чтобы добраться до проводки датчика ABS, – распылите антикор в колесную арку, прежде чем ставить локер на место. Сняли бампер для замены радиатора – пролейте уязвимые места, которые не затронул даже комплексный антикор в сервисе. При любом ремонте баллон аэрозольного антикора целесообразно иметь под рукой и распылять его на любые поверхности из голого металла или защищенные только краской. Подобный подход существенно продлит жизнь кузову и облегчит любой последующий повторный ремонт.
Впрочем, аэрозольных антикоров в продаже много. Хороших и разных. Но если нет желания долго изучать их свойства по отзывам и терзаться сомнениями, можно отдать предпочтение проверенному средству от одного из самых авторитетных брендов автохимии. Универсальный 520-миллилитровый аэрозоль AGA953B – это антикор для любых локальных задач, от пролития скрытых полостей до обработки гаек и болтов перед заворачиванием на место. Благодаря ингибиторам коррозии AGA953B останавливает процесс ржавления на любой стадии, а его текучесть и «ползучесть» позволяют обработать в скрытых зонах даже те участки, которые не достает струя непосредственно. Высокие проникающие свойства состава позволяют ему пропитать ржавчину там, где ее невозможно или сложно удалить механическим путем. В результате распространение ржавчины останавливается.
Лайфхаки использования AGA953B
Антикоррозийные составы в аэрозольной упаковке, как правило, имеют удлиненный носик на кнопке-распылителе и длинную эластичную трубочку в комплекте. Это позволяет использовать их максимально гибко. AGA953B комплектуется шлангом длиной 50 сантиметров с наконечником с несколькими радиально расположенными жиклерами, создающими эффективное облако распыла вне зависимости от положения трубочки в скрытой полости.
«Задуваем» открытые и легкодоступные поверхности типа вышеупомянутых колесных арок, пространства под демонтированными для проведения каких-то работ бамперами, «корыто» для хранения запасного колеса в багажнике и т. п. А затем устанавливаем на AGA953B шланг-распылитель, который позволяет обработать то, что не видно – внутренние ниши дверей, запустить состав через технологические отверстия в стойки кузова (лобового и заднего стекол, средние стойки), пролить пороги через нижние дренажные пробки.
- На любом автомобиле целесообразно провести комплексную защиту багажного отделения – ведь, помимо того самого «корыта» для запаски, в багажнике много угловых ниш, где скапливается конденсат или пролитая вода. Если вы планируете поддерживать автомобиль в достойном состоянии продолжительное время, желательно полностью демонтировать ворсовые и пластиковые покрытия в багажнике, обработать всю площадь окрашенного металла, высушить (на это потребуется не более часа) и собрать обратно. Эта процедура обычно не входит в состав мероприятий комплексного антикора в антикор-сервисах, и проделать ее (а тем более – качественно и без халтуры.) можно только самостоятельно.
- Еще одна ответственная работа, которую можно поручить AGA953B – защита поверхностей кузова, закрытых пластиковыми накладками. Обычно это накладки порогов и внешние накладки кромок колесных арок, на жаргоне водителей именуемые «серпами» за характерную форму. Их также никогда не снимают при комплексном антикоре в сервисе, а пространство под ними – зона серьезного риска. Чтобы качественно обработать полости под пластиковыми накладками, их неплохо было бы демонтировать, но некоторые не рискуют отщелкивать тугие пистоны и просто сверлят шуруповертом (с ограничителем на сверле.) несколько аккуратных отверстий, через которые затем запускают под пластик трубочку распылителя.
- Практически у любого автомобиля имеется пространство между лобовым стеклом и моторным отсеком – там обычно располагается механика стеклоочистителей. Эта зона часто закрыта пластиковым жабо, и вследствие засорения листьями и пылью дренажных отверстий там скапливается вода. Помимо прочистки дренажа, крайне желательно пролить все, куда можно дотянуться, аэрозольным антикором, создав надежную защитную пленку.
Один баллон AGA953B стоит 520 рублей, а для полной обработки всех скрытых поверхностей среднестатистического автомобиля потребуется 4–5 баллонов. Траты на AGA953B несопоставимы с теми астрономическими счетами, которые выставляют автосервисы за кузовные и покрасочные работы. А такие работы неизбежны, если ваш автомобиль немолод и вы рассчитывали лишь на заводскую защиту от коррозии и не принимали дополнительных мер. Причем, что важно, AGA953B абсолютно безвреден для резиновых и пластиковых элементов, а также лакокрасочного покрытия кузова. Можно не бояться, что состав попортит тормозные шланги, пыльники шаровых и ШРУСов, краску в арках, под капотом, в полостях дверей, капота и багажника, под всевозможными пластиковыми накладками и молдингами. Баллон AGA953B желательно всегда иметь в ящике с инструментами при любом ремонте – времени на его попутное использование уйдет пренебрежимо мало, а вот польза для самой дорогой детали авто – кузова – бесспорная.