Экспресс-ремонт с помощью современных составов «холодной сварки» зачастую настолько эффективен, что о временном решении забывают, машина меняет владельцев, а отремонтированный узел не подводит и исправно служит год за годом. Давайте разберемся, как это работает и почему столь эффективно?
Почему в «холодную сварку» долго не верили?
Когда-то так называемые «холодные сварки» воспринимались многими автолюбителями с недоверием и опасением.
В основе всех «холодных сварок» лежит специально загущенная до состояния пластилина эпоксидная смола, внутри которой находится отвердитель такой же консистенции. Оба компонента перемешиваются для реакции отверждения при разминании состава руками. Недоверие же к умению «холодной сварки» легко, надежно и надолго заделать пробоину в картере двигателя, редуктора, радиаторе, топливном баке и т. п. обусловлено традиционным представлением о процессе склеивания. Ведь эпоксидная смола, как и любой клей, требует очень качественной подготовки поверхности: очистки от масла, ржавчины, грязи, тщательного высушивания от любой влаги. Об этом написано в любой инструкции к клеям. И как же ей можно эффективно пользоваться при ремонте автомобиля, когда почти все узлы под капотом в той или иной степени влажные и замасленные? А ведь «холодные сварки» как раз наиболее востребованы именно при экспресс-ремонте, когда деталь или узел нет возможности извлечь из-под капота или днища машины, нереально идеально очистить и хорошо просушить…
Почему же «холодная сварка» работает не так, как другие клеи?
Когда-то в СССР многие товары и продукты были представлены в единственном варианте. Например, сметана под названием «Сметана», кефир – «Кефир», и на этом нехитрый выбор завершался. Многие самодельщики и хоббийщики помнят и единственный в своем роде советский эпоксидный клей ЭДП для широкой продажи, в характерной вытянутой картонной коробочке – других эпоксидок просто не имелось. Клей ЭДП требовал очень качественной подготовки поверхности – склеить им что-то замасленное или сырое было нереально. Память об этом жива десятилетиями и некоторым мешает осознать факт того, что по прошествии лет эпоксидные компаунды очень сильно эволюционировали. Современная химическая индустрия выпускает эпоксидные смолы и отвердители с самыми разными свойствами. От жаростойкости до пригодности для применения в пищепроме. И одна из ультраважных характеристик некоторых типов смол – это чрезвычайно высокая степень адгезии. Или простыми словами – умение прилипать в сложнейших условиях и удерживаться в месте склейки до полной полимеризации. Именно адгезия (прочность соединения клея и поверхности) и когезия (прочность самого клеевого слоя) являются основной характеристикой продвинутых современных «холодных сварок». Если как следует размять порцию «сварки» и наложить на место утечки антифриза или даже масла, она вытеснит из зоны контакта все загрязнения и влагу и надежно склеится с ремонтируемой поверхностью. С непривычки такой эффект может приятно шокировать.
Металлическое армирование
Лучшие разновидности «холодных сварок», как правило, имеют в своем составе металлические мелкодисперсные порошки. Такие наполнители увеличивают твердость застывшего компаунда, а также позволяют приблизить его прочностные характеристики и коэффициент температурного расширения (от которого также зависит качество сцепления с ремонтируемой поверхностью) к тому материалу, который ремонтируется.
В ассортименте известного бренда автохимии AGA представлены четыре разновидности «холодной сварки» с выдающимися свойствами адгезии, но различающиеся армирующими наполнителями:
- AGA855S, наполнитель – сталь
- AGA858S, наполнитель – титан
- AGA856S, наполнитель – алюминий
- AGA857S, наполнитель – бронза
Все составы рассчитаны на заделывание трещин, пробоин, восстановление выломанной или поврежденной резьбы, фиксацию шпилек и болтов в трудных условиях. А именно – в деталях и узлах, чьи поверхности загрязнены маслом, топливом, антифризом, смочены водой.
Адгезивные свойства всех четырех «холодных сварок» от AGA, а также способ их применения – идентичны: все они позволяют формировать утраченные части металлических и пластиковых деталей, заделывать трещины и пробоины. Ассортимент различных наполнителей дает возможность обеспечить максимальную прочность. А при декоративном домашнем ремонте (когда требуется не только прочность, но и сохранность внешнего вида) полезны будут и отличия в цвете самого компаунда:
- Титан – светло-серый
- Алюминий – светло-бежевый
- Сталь – коричневый
- Бронза – бежевый
Применение всех «холодных сварок» от AGA – максимально простое. Составы поставляются в виде «колбасок» массой 58 грамм, от которых легко отрезать ножом нужный объем. «Сварка» тщательно разминается руками до полной однородности и начала отчетливо ощущаемого самонагрева, свойственного реакции смешивания смолы и отвердителя. После чего компаунд готов к нанесению в зону ремонта.
Холодные сварки AGA имеют защищенную от внешних воздействий фасовку, ввиду чего могут длительно храниться дома, в гараже или машине. Это особенно важно для автомобильного ремонтного чемоданчика, где средство способно долго ждать своего часа, чтобы в нужный момент оказаться под рукой.