Загрязнение этого датчика способно заставить бюджетный городской автомобиль потреблять топливо, как спорткар под управлением Льюиса Хэмилтона! Нет, ездить, как спорткар, он не станет, скорее наоборот, а вот по затратам на топливо начнет обходиться точно так же.
Датчик количества воздуха, попадающего во впрысковый двигатель, – главный датчик, по показаниям которого электроника рассчитывает количество топлива и его оптимальное соотношение с воздухом – в знаменитом соотношении 14,7 к 1. Когда-то давно датчиками количества воздуха были механические «флажки», качающиеся на оси и меняющие угол от набегающего потока. Синхронно с флажком менялось сопротивление резистора, подключенного к блоку управления. Сколько крови выпили такие датчики на старых машинах из их владельцев – трудно описать. Поэтому, когда повсеместно распространились современные приборы для измерения расхода воздуха (датчик массового расхода воздуха – ДМРВ, или он же MAF – Mass Air Flow Sensor) на основе неподвижного нагреваемого элемента, обдуваемого входящим во впускной коллектор воздухом, многие посчитали, что в автопроме произошла революция. В таком ДМРВ нет подвижных и изнашиваемых деталей. Чувствительным элементом ДМРВ является либо платиновая нить, либо резистор с платиновым напылением – он принудительно нагревается током до высокой температуры (120–180 градусов), а пробегающий через впускной тракт воздух его охлаждает. По меняющемуся току нагрева, необходимому для поддержания стабильной температуры нити, блок управления двигателем и рассчитывает количество поступающего в двигатель воздуха.
Сегодня такие датчики тоже уходят в прошлое – их сменяют датчики разрежения во впускном тракте (датчики абсолютного давления – ДАД), которые еще проще по конструкции, заметно дешевле и вдобавок обладают повышенным быстродействием. Однако парк машин с ДМРВ все еще огромен. Датчики на них стареют, постепенно дорожают, детали оригинальных производителей (Bosch, Delphi, Siemens и т. п.) становится найти в некоторых случаях непросто, а дешевые копии с «Алиэкспресс» не радуют надежностью, а зачастую и работоспособностью. Задача автовладельцев – поддерживать ДМРВ в исправном состоянии, что в целом несложно, поскольку на работу датчиков в основном влияют внешние загрязнения. Некачественный воздушный фильтр или его повреждение, попадание во впускной тракт масляного тумана из неисправной системы вентиляции картера или просто от изношенной цилиндро-поршневой группы – вот основные причины загрязнения датчиков. Все это можно легко устранить и восстановить корректную работу ДМРВ, от которой зависят тяга мотора и расход бензина. Последнее, к слову, – самое неприятное, поскольку динамика машины может и не измениться, а вот расход у полуторалитровой четверки будет, как у «взрослого» V8, в котором не стесняются нажимать на акселератор.
Нюанс в том, что помыть ДМРВ флаконом «карбклинера» (очистителя карбюратора) или кисточкой, намоченной в бензинчике или ацетончике, – нельзя! Гибель датчика почти гарантирована. Для очистки ДМРВ предназначены исключительно специализированные аэрозольные очистители, состав которых не повреждает нежные, чувствительные элементы, а после испарения не оставляет на них ни малейших следов, способных обгореть при работе датчика. Типичный представитель этого класса узкоспециализированных препаратов – AGA859S. Этот аэрозоль абсолютно безопасен для ДМРВ с термочувствительным элементом любого типа, как нитевым, так и пленочным. Состав имеет оптимальное давление в баллоне, чтобы не повредить датчик механическим образом ни при каких обстоятельствах.
Для очистки датчик должен быть отключен от бортовой сети путем отсоединения его разъема. После этого его можно промыть как непосредственно на автомобиле (через впускной трубопровод после снятия воздушного фильтра), так и полностью извлеченным (неважно, корпусной это элемент или полностью съемный). Струя AGA859S распыляется на датчик с расстояния 10–15 см, исключая касание его руками. Через несколько секунд остатки средства испаряются без следа, датчик можно включать в систему и заводить автомобиль. Как правило, если остальные системы двигателя исправны, однократной чистки хватает надолго – редко когда требуется повторная. Одного баллона объемом 210 мл хватает на множество циклов очистки, которые могут потребоваться, если двигатель, как уже говорилось, в силу износа расходует масло, и его пары попадают на впуск, загрязняя ДМРВ.
Из-за грязного, некорректно работающего датчика машина эконом-класса способна за неделю сжигать горючее, почти как городской автобус – на сумму, многократно превышающую стоимость упаковки очистителя ДМРВ.
Своевременно проводя очистку при помощи AGA859S, можно надолго забыть про нелегкий сейчас поиск нового оригинального датчика, избежать излишней прожорливости автомобиля и проблем с ежедневным запуском. Почистил хотя бы раз в год – и спокойно на душе!