Раскоксовка цилиндро-поршневой группы – одна из самых полезных и действенных процедур для хорошо поработавших и немолодых моторов. В большинстве случаев эта процедура технически проста и может быть выполнена автовладельцем самостоятельно в любом гараже.
В процессе работы двигателя на стенках камеры сгорания, верхушке поршня и в зоне поршневых колец происходит постепенное осаждение нагара. Частицы нагара спекаются (коксуются) в высокопрочные отложения, серьезно вредящие мотору. Главная опасность – закоксовывание поршневых канавок, в которых находятся компрессионные и маслосъемные кольца. В засоренных канавках кольца теряют подвижность и залипают; сначала частично, а затем и полностью. Для первых залипание вызывает потерю компрессии, вторые перестают полноценно очищать цилиндр от масла, в результате чего оно начинает сгорать с топливом, лавинообразно усиливая зарастание нагаром поршня, колец и тарелок клапанов.
Паниковать и «грузиться» раньше времени не стоит – процесс накопления нагара в камере сгорания неизбежен для любого двигателя, но при небольших пробегах он не должен беспокоить автовладельца, поскольку осаждение отложений происходит медленно. А правильно работающий двигатель (с оптимальным смесеобразованием, качественными топливом, маслом и в здоровом тепловом режиме) при длительном движении по трассе эффективно самоочищается, сжигая нагар и «выдувая» его остатки через глушитель в газообразной и мелкодисперсной форме. Принято считать, что со среднестатистическими пробегами (15–20 тыс. км в год) новый автомобиль как минимум лет пять не требует внимания к внутренностям цилиндров – и в целом так оно и есть. Но только если соблюдаются вышеупомянутые условия: мотор эксплуатируется на качественном и неподдельном масле, масло меняется своевременно, двигатель не перегревается и не работает систематически в «городском» режиме – с короткими поездками, не дающими полноценно прогреть и «продуть» камеры сгорания для самоочистки. А такой режим эксплуатации, когда автомобиль годами не выезжает на трассу, – весьма распространенное явление, в том числе среди тех автолюбителей, кто тщательно обслуживает свое авто. В таких автомобилях большое количество нагара может накопиться уже через 3–4 года. При этом даже одна заправка паленым бензином (от которого никто не застрахован) способна изрядно загадить все внутри цилиндра, и часть этого останется уже навсегда.
Поэтому (хотя никаких четких рекомендаций по срокам тут нет) даже на относительно новой машине можно проводить профилактическую раскоксовку цилиндров уже года через три, при эксплуатации со среднестатистической интенсивностью. Особенно на тех моделях, чьим двигателям изначально, штатно свойственен повышенный расход масла. А для старых моторов, где цилиндро-поршневая группа уже имеет износ и расход масла повышен по естественным причинам, раскоксовка полезна ежегодно.
Один из самых эффективных препаратов для раскоксовки – аэрозоль AGA860S. Это очень действенное пенное средство – при распылении состав образует стойкую пену, которая способна удерживаться на наклонных и горизонтальных поверхностях, а также «на потолке» – в верхней части камеры сгорания, в зоне тарелок клапанов. Жидкие составы так не умеют – а это необходимо, когда конфигурация мотора отличается от простого рядника с вертикальными цилиндрами. Бывают рядные двигатели с сильным наклоном линии цилиндров, V-образные и вовсе горизонтальные – оппозитные. Плюс пена лучше работает в любом двигателе, где нужно очистить не только дно поршня и кольца, но и верхушку камеры сгорания и клапана.
Применение AGA860S – процесс простой, и для него нужен фактически только свечной ключ и аптечный шприц кубиков на 50 с трубочкой длиной сантиметров 20–30 (можно применить трубочку, идущую в комплекте флакона AGA860S, также подойдет и копеечная трубочка подвода жидкости к жиклерам омывателя стекла).
Процедура обязательно совмещается с плановой заменой масла. На теплом моторе (около 50 градусов) выворачиваются свечи (или форсунки – на дизеле) и в свечные колодцы закачивается препарат до заполнения. После 5–7 минут работы препарата, интенсивно разъедающего нагар, процесс аналогично повторяется еще дважды – баллона хватает на троекратную обработку мотора легкового авто любого литража и количества цилиндров. Трижды заливаем, трижды ждем по 7 минут, а затем откачиваем остатки средства, не просочившегося в масло, шприцом с удлинителем. После чего прокручиваем мотор стартером 10 секунд (сняв разъем с модуля зажигания и прикрыв свечные колодцы ветошью) и устанавливаем свечи или форсунки на место. Заводим мотор, газуем минут пять, чтобы выжечь остатки растворенного нагара, и меняем масло – процедура завершена. Результат – полное освобождение компрессионных и маслосъемных колец и, как следствие, рост компрессии (а значит, рост приемистости и облегчения запуска), уменьшение угара масла, повышение экономичности двигателя, предотвращение попадания топлива в масло из-за залегания колец.
Очень важное преимущество AGA860S – его инертность по отношению ко всем типам внутренних покрытий поддонов картера. Собственно, в МАСЛЯНОЙ полости любого двигателя именно поддон картера является фактически единственной окрашенной деталью (хотя иногда их и не красят вовсе). Краска эта – маслостойкая, но вовсе не рассчитанная на агрессивные растворители, коими являются средства раскоксовки. Попадая в масло посредством утечки через кольца, раскоксовочные препараты могут воздействовать на покрытие картера, из-за чего краска вспучится и начнет отслаиваться. Процесс очень опасный, ибо шелуха краски забивает маслоприемник и фильтр, что приводит к масляному голоданию и полному выходу мотора из строя ввиду перегрева шеек коленвала, распредвалов, шатунов. С таким сталкиваются иногда любители раскоксовать или промыть мотор народными средствами типа аптечного димексида или других препаратов автохимии, изначально не предназначенных для раскоксовки. А вот AGA860S для поддонов и их покрытий безопасен – этому было уделено немало внимания при разработке состава и гарантируется производителем. Безопасен он и для антифрикционных покрытий поршней и цилиндров.
Пенная раскоксовка двигателя AGA860S эффективно справляется с нагаром и способна высвободить уже залегшие кольца, но все же лучше до такого состояния двигатель не доводить и применять раскоксовку профилактически, и хотя бы каждые 50 тысяч километров пробега устраивать мотору «пенную вечеринку».